Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы
статья (подготовительная группа) на тему

Луканчева Светлана Николаевна

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста.

Из опыта работы

«Одаренность человека - это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного

внимания. Необходимо холить и

лелеять, ухаживать за ним, сделать его

благороднее, чтобы он вырос и дал

обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Развитие и поддержка одаренных детей в настоящее время становятся все более актуальными. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливых и одаренных детей – приоритетная задача в современном образовании. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Таким образом, образовательный процесс в ДОО необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОО.

Система работы с одаренными детьми включает в себя пять основных

направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

         Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т.е. подбираю материал, предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность. В моей группе имеется ряд развивающих центров.

Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена музыкальным центром, магнитофоном, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть. Использование тренажерного комплекса, пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц.

Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, CD с записями избранных произведений музыкальной классики, магнитофон.

Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, макетами, символами и пр. Имеются иллюстрированные тематические панно, позволяющие решать различные математические задачи. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.

Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.

Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.

         В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, детские халаты, фартуки; схемы для проведения опытов; журнал для фиксирования результатов и т. д.

         Результатом совместной работы с детьми стали: «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров».

Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, и были увлечены настолько, что многие эксперименты и опыты проводились ими совместно в домашних условиях.

      В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?».

    По итогам проделанной работы мною было принято решение написать авторскую программу кружковой деятельности «Маленькие исследователи». При проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД) у детей развивается мотивация к исследовательской деятельности и творчеству, интеллектуальные и познавательные способности, увеличился словарный запас, а самое главное, они овладевают приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

       Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.

В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие проекты: «Наши соседи - насекомые», «Россия – Родина моя», «Берегите воду!»

Проект «Россия – Родина моя» провела с целью ознакомления детей с государственной символикой, с русской культурой и традициями.

Важно отметить, что интерес детей не пропал на протяжении всего проекта, а даже, наоборот, они были очень заинтересованы в конечном результате.

       Работа с родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

2. Организация информационной среды для родителей. Проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»; организуются, практикумы, мастер-классы, буклеты для родителей и т.д.; оформляются фото галерея талантов, выставки работ, ставших победителей конкурсов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.)

Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты с которыми ребенок выступает перед детьми.

На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.

3. «Одаренные дети в детском саду и в школе» А.И.Савенков. 2000 г. Москва.

4. «Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей» Е.С. Белова ж/л “Психолог в детском саду” № 4, 2005 г.

5. «Проблемы одаренного ребенка» М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО"

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала в рамках реализации ФГОС ДО"...

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Это выступдление было подготовлено и проведено в рамках  районного методического объединения...

«Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО»

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка …………………………………………………………………51.1  Формирования музыкально-творческих способ...

"Организация партнёрской деятельности взрослого и детей как одно из главных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка"

В данном пособии содержится описание опыта организации партнёрской деятельности. Представлены конспекты по разным направлениям развития  дошкольников. Пособие адресовано воспитателям дошкольных у...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка является результатом моего педагогического опыта и наблюдений в процессе работы музыкальным педагогом с детьми разных возрастов.Обобщение опыта работы и опора на знания,...

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума в которых живут ...

«Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»

Квест – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте. Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчи...