Главные вкладки

    Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Виноградова Анна Сергеевна

    Данная методическая разработка является результатом моего педагогического опыта и наблюдений в процессе работы музыкальным педагогом с детьми разных возрастов.Обобщение опыта работы и опора на знания,приобретенные ранее,в процессе учебы,повышения квалификации и работы,суммированы и отражены в данной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka_rtf_dlya_ns_portala.doc39.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка:

    Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

    Выполнила:

    Виноградова Анна Сергеевна

    Музыкальный руководитель

    ГБДОУ 47 Калининского района Санкт-Петербурга

                                                                 

    Содержание.

    -Важная роль музыкального воспитания в жизни современных детей.

    -Значение музыкального воспитания в развитии личности современного ребенка.

    -Значение дошкольного периода как наилучшего для начала освоения музыкальной культуры, приобщения к музыкальному творчеству.

    -Задачи музыкального педагога в работе с детьми.

    -Значение музыки в жизни людей. Истоки возникновения музыки. Цитаты великих личностей о музыке.

    -Значение музыкального воспитания в развитии творческой личности ребенка.

    -Анализ опыта изучения роли музыкального развития в жизни детей отечественными учеными, педагогами, психологами.

    -Возрастные особенности дошкольного детства. Положительные стороны данного возраста для наиболее успешного становления в музыкальном творчестве.

    -Способы формирования музыкально-творческих способностей. Важность и актуальность излагаемых задач. Опыт исследований Б.М. Теплова, Б.Л. Яворского.

    -Условия формирования детского музыкального творчества в современном контексте. Основные идеи в соответствии с ФГОС.

    -Синтетическая природа детского музыкального творчества.

    -Цели и задачи обучающей, развивающей и воспитательной сторон в музыкальной деятельности.

    -Творчество как высшая форма деятельности личности. Существующие методики. Интегрированный подход.

    -Примеры форм музыкальной деятельности на моих занятиях. Игровая ритмика. Импровизированное пение. Элементарное музицирование. Импровизационный подход. Опыт собственных наблюдений. Методы, способы, приемы. Примеры заданий, упражнений. Результативность моей  работы с дошкольниками.

    Выводы о пользе занятий музыкой.

    Развитие музыкальных способностей детей –  это одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания и развития дошкольников. Дети любят музыку с рождения, и музыка, в свою очередь способствует гармоничному и наиболее полноценному развитию ребенка с самых малых лет. А вот со стороны нервно-психического и социально-культурного развития современного ребенка появляется все больше трудностей. Чем это вызвано?

    Почему столь много сейчас гиперактивных неусидчивых детей, которые пытаются охватить все поверхностно, не углубляясь в процесс? Почему глубокие знания уже не отождествляются с цельной успешно развитой личностью? Почему на второй план отходит книга, а на первом плане, вот уже лет десять как находятся цифровые технологии, использование гаджетов, зависимость от которых принимает плачевные для  психического и эмоционального становления многих детей формы?

    Причиной этого стали непростые социально-культурные условия, в которых живут и развиваются современные дети. Быстрый  темп  современного времени, скоротечность  часто меняющихся событий, большой и насыщенный информационный поток, повсеместное использование гаджетов, современная  музыка, неэтичность и зачастую отсутствие культуры поведения в обществе, аспекты агрессии и некорректного  поведения, транслируемые с экранов телевизора, высокая занятость родителей или воспитывающих родственников, которые не всегда могут уделить должное внимание развитию своего ребенка – все это закладывает не совсем верные  эталоны, понятия  и ценности  об окружающем мире, о мире человеческого общения и межличностных отношений, культуре, этике, морали в целом, и  о культурном наследии, художественных представлениях, о музыке как  об искусстве, в частности, и  оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны развития психики детей. Детям с раннего возраста внушается  масс-медиа стереотип  легких достижений, быстрых побед, поверхностного общения, безответственности, выдаваемой за свободу выбора и других нравственно-моральных моделей, идущих в разрез с принципами настоящего полноценного культурного  воспитания полноценной развитой и всегда развивающейся личности.

    Поэтому я считаю очень важной не только цель  общего воспитания, но и задачу целостного и многогранного культурного развития, и в частности музыкального воспитания,  развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Музыка воспитывает волю,  внимание, усердие,  стремление мыслить, желание развиваться, учиться импровизировать и подстраиваться под сиюминутный контекст,  быть гибким, но при этом оставаться цельным и внимательным. Музыкальное воспитание формирует выносливость, терпение, развивает память, укрепляет моральный и нравственный дух, дает мощный стимул к социализации, самореализации, самоопределению и самоощущению. Формируется собственное более гармоничное «Я».

    В настоящее время, в связи с общей гуманизацией воспитания и образования, проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности ребенка, а впоследствии и взрослого, который сможет реализовать  свой потенциал максимально.

    Для успешного решения данной проблемы большое значение имеет развитие детской активности и самостоятельности. В дошкольном детстве большая роль отводится именно музыкальному воспитанию. Приобщение к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир  радостных переживаний, новых впечатлений и открытий, развивает  внутреннюю эстетику восприятия и открывает ему путь социального и культурного освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

    Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, который направлен на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

    Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и являться активным ее слушателем и исполнителем  происходит через решение многих задач.

    Перед музыкальным педагогом соответственно тоже выстраивается целый спектр задач, направленных на комплексное развитие каждого ребенка.

    Вот лишь некоторые из них:

    - приобщение к музыкальной культуре и к культуре в целом (захватывает сопредельные области, художественное искусство, литературу, танец, знакомство с истоками фольклора и народных традиций)

    - развитие музыкальности  и творческой активности детей разными видами деятельности (пение, танец, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические  игры, хороводы, театрализация, игровая  ритмика, логоритмика, ритмопластика ,пальчиковые игры)

    - развитие способности у ребенка эмоционально воспринимать получаемый материал, умения сопереживать, понимать, отождествлять, поддерживать свой интерес и находить взаимопонимание с  соучастниками процесса, обмен эмоциями с педагогом (способность педагога к эмпатии)

    - развитие коммуникативных  способностей детей, реакции, умения наладить контакт со сверстниками, адаптироваться, социализироваться, научиться выражать свое я, проявлять интерес, добиваться поставленных задач, отстаивать свои границы

    -развитие психической устойчивости, выработка личностных качеств, терпения, воли, помогающих более уверенному самоопределению в дальнейшем

    -общее физическое развитие, двигательные навыки, координация, моторика, общее физическое и психологическое положительное самочувствие.

    Если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

    Природа щедро наградила человека, дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь с самого начала и истоков жизни на земле к голосу матери, голосам близких, к собственному голосу, голосам птиц, животных,  таинственным шорохам  леса, листьев, шуму ветра, тростника, журчанию воды, шуму волн люди учились  различать   интонацию, высоту, длительность первыми способами.

    3

    Затем люди стали использовать дары природы для создания первых музыкальных инструментов. Музыка становилась способом объединения людей друг с другом, укрепляла боевой дух в сражениях, собирала близких во время народных и календарных праздников, соединяла в проведении обрядов. Так  начали формироваться народные и музыкальные традиции. Музыка вобрала в себя огромную многовековую генетическую память, стала неким хранилищем чувств и переживаний людей, прошедших сквозь столетия до наших дней. С помощью музыки мы можем перемещаться и путешествовать в другие эпохи, прожить эмоции и чувства средневекового человека, человека эпохи возрождения или окунуться в древние века и религию. Музыка отражала личные трагедии, объединяла людей в эпохи войн, революций, и давала опору и веру в будущее в послевоенные времена. Волшебные и терапевтические свойства музыки отмечали многие исследователи и композиторы, да и любому младенцу с молоком матери обволакивание слуха мелодичными колыбельными давало силу к первой жизнедеятельности. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Существует великое множество высказываний о силе и пользе музыки. Великие композиторы и ученые, деятели искусств, педагоги всегда с радостью прославляли этот вид искусства. На протяжении многих веков музыка живет в сердцах людей, заставляет нас творить, дарит вдохновение и помогает раскрывать в себе новые таланты. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки – ничуть не меньше, чем звезд на небе.

    Для каждого из нас музыка – это частичка души, что-то, что невозможно описать словами. Но есть и те, кто нашли подходящие буквы и создали высказывания, удивительно четко отражающие суть музыки. Возможно, что-то из мыслей великих умов совпадет и с Вашими ощущениями и эмоциями?

    Хотелось бы привести высказывания о музыке великих композиторов.

    "Музыка - народная потребность".

    "Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств".

    "Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия".

    "Музыка должна высекать огонь из людских сердец" (Людвиг ван Бетховен).

       Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед. Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.

    «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).

    "Цель музыки - трогать сердца" (Иоганн Себастьян Бах).

     А вот высказывания о музыке великих философов.

    "Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения" (Платон).

    "Музыка облагораживает нравы.

    Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души" (Аристотель).

    Далее хотелось бы привести высказывания о музыке великих писателей.

    Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия" (Александр Сергеевич Пушкин).

    "Музыка - высшее в мире искусство".

    "Музыка - это стенография чувств".

     (Лев Николаевич Толстой).

    «Музыка - это разум, воплощенный в  прекрасных звуках» (Иван Сергеевич Тургенев.

    Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его" (Ромен Ролан)

    "Музыка - универсальный язык человечества" (Генри У. Лонгфелло).

    "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

    Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств" (Василий Александрович Сухомлинский).

    "Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья" (Владимир Михайлович Бехтерев).

    «Говорить о музыке - все равно, что танцевать об архитектуре», Ї сказал американский музыкант Дэвид Бирн.

    Таким образом, музыка — это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Музыка — это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем. И кто, как не дети, способны впитывать музыку в любых ее проявлениях, наполнять себя впечатлениями от ее изучения  и получать, таким образом,  максимальное развитие. Далее хочется осветить  аспекты влияния музыкального развития на формирование личности ребенка.

     Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка

    Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.). Это можно назвать творческим мышлением.

    Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

    Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и «здоровьесберегающем» значении в  жизни ребенка. Именно в детстве  ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно. Л. С. Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным,«сензитивным», благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения. По словам П. П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

    Именно дошкольный возраст являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и совершенство детского творчества – первого периода. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи. Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.

    Понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов; побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому.

    Источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика. Механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

    Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст -это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одаренных, но и почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

    Дошкольникам доступны почти все виды художественно - творческой деятельности — составление  рассказов, придумывание стихов, пение, рисование,  лепка, танцы, музыка.

    Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей. А в свою очередь, способность к творчеству и развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

    Формирование музыкально-творческих способностей.

    Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.

    В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б.М. Теплов, например, считал, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения. Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б.Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:

    — все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;

    — важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

    — педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.

    Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

    — накопление впечатлений;

    — выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных,

    речевых направлениях;

    — двигательные, речевые, музыкальные импровизации,

    иллюстративность в рисовании;

    — создание собственных композиций, которые являются отражением

    художественного впечатления: литературного, музыкального,

    изобразительного, пластического;

    — собственно    музыкальное  творчество  (написание песен, пьес для

    фортепиано).

    Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном

    воспитании дошкольников, где, например, музыкально - творческие

    способности формируются на основе игры на инструментах, движении,

    пении, декламации и др.

    Исследуя музыкальное творчество, Б.В. Асафьев писал:

    «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б.В. Асафьев дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей.

    Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

    — оригинальность движений;

    — эмоциональность при воплощении игрового образа;

    — наличие выразительных средств  для воплощения образа;

    — гибкость при принятии решений;

    — умение находить нестандартные решения творческих задач.

    Что же считается основным в обучении творчеству? Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

    Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных  способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

    Условия формирования детского музыкального творчества в современном контексте.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности, личности, готовой адаптироваться в социуме. Развивая творческие способности детей, мы развиваем  индивидуальные способности каждого ребенка. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка.

    Критериями его успешности является нехудожественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее  содержание.

    Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Работу по формированию творческих способностей необходимо вести в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития.

    Цель: Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств -  средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.

    Задачи:

    Развивающие:

    • Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;

    • Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанника в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;

    • Развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.

    Воспитательные:

    • Формирование музыкального вкуса, эстетического осознания шедевров мировой классики

    • Воспитание интереса к разным видам музыкального творчества.

    Обучающие:

    Обучение приемам творческой деятельности; Формирование знаний о средствах художественной выразительности; Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

    • восприятие:

    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;

    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;

    - музыкально-дидактические игры.

    • исполнительство:

    - пение;

    - музыкально-ритмические движения;

    - игра на музыкальных инструментах.

    • творчество:

    - песенное творчество;

    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;

    - импровизация на детских музыкальных инструментах;

    • музыкально-образовательная деятельность:

    - знания общего характера;

    - специальные знания, связанные с различными видами музыкальной

    деятельности.

    Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Различные виды искусства обладают специфическими средства - ми воздействия на человека. Наиболее  приспособлены   для  приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно - эстетического воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

    «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен.

    Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления волевых качеств, творческой индивидуальности. Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д. Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как  А.И.Буренина, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова,  Т.Э.Тютюнникова, М.Ю.Картушина, З.Роот.

    Таким образом, развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Опыт работы по развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

    При планировании занятий с детьми я учитываю синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому я  включаю творческие задания в каждый из них. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение импровизационных навыков вызывает у детей затруднения.

    Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

    Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей. Для развития творческой деятельности детей использую наглядные пособия, атрибуты и оборудование. В своей работе использую приемы, которые способствуют развитию детского творчества. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку  нужно  накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты,  регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

    Теперь хочется более подробно остановиться на видах музыкальной деятельности, используемых мною. И первый вид  это музыкально- ритмическая  деятельность и игровая ритмика. Почему так важны занятия ритмикой для детей? Какой родитель не хочет видеть своего ребёнка здоровым и гармонично развитым? Залогом этих качеств является всестороннее физическое развитие. Обеспечить его можно массой разнообразных способов. Это и утренняя гимнастика, регулярные занятия физкультурой и хореография и ритмика, о которой я говорю, поскольку данный вид физической активности подходит для детей самого раннего возраста. Наблюдая за детьми, можно заметить, что, едва услышав музыку, они начинают танцевать, подпрыгивать, трясут ручками, а те, что постарше и уже твёрдо стоят на ногах, увлечённо пытаются поймать ритм и следуют ему и сколько радости в этот момент на лицах детей! Как они счастливы. В чём же отличие ритмики от физкультуры и от хореографии?

    Конечно, между ритмикой и обычной физкультурой или обычной хореографией много общего - это физические упражнения, они и там и там выполняют в определённом ритме. Но при этом, они преследуют разные цели. Ритмика не ставит во главу угла технику исполнения элементов и упражнений, хотя это тоже важно. Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать своё тело и свободно им управлять, а также на развитие чувства ритма. Главное отличие от хореографии заключается в том, что ритмика не закрепощает тело, как это делает стандартное упражнение у балетного станка, а раскрепощает его, а также ребенок раскрепощается эмоционально и выражает себя. Заряд хорошего настроения дарит весёлая детская музыка, под которую дети двигаются, играют в разные игры.

    Структура моего занятия по ритмике с дошкольниками такова - занятие ритмикой включает подвижные упражнения, требующие достаточного пространства, поэтому проводится она в музыкальном зале, под сопровождение фонограмм детских песен, современных танцевальных мелодий.

    Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятия строятся на чередовании небольших, пяти- десяти минутных блоков. Сначала обязательная  разминка. Это варианты ходьбы, бега, несложные упражнения.

    Затем следует основная, активная часть, требующая максимального напряжения, как физического, так и интеллектуального. После чего, деткам требуется отдых, спокойные упражнения, сидя на ковриках. Это игра на музыкальных инструментах, пальчиковые жестовые игры и упражнения на растяжку. Далее вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия проводятся подвижные игры.

    Далее остановимся на пении. Основы овладения голосом сложны для малышей в силу небольшого диапозона, поэтому с большой чуткостью и аккуратностью я знакомлю их с азами пения и интонирования, и они постепенно раскрепощаются и получают начальные навыки  пения. В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, использую специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

    Задания:

    • петь самостоятельно, находя  то высокие интонации (поет птичка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (мычит бычок, мяукает кошка и т.д.);

    • петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные

    интонации;

    • импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги

    Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога. В песне  можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Также в начале занятия здороваюсь с детьми, пропевая: «Здравствуйте дети», дети отвечают так же пропевая: «Здравствуйте», так же предлагаю спеть громко, либо тихо, радостно или грустно, когда дети уже знают эти приемы, можно просто поинтересоваться: «А как бы вы хотели поздороваться?» дети соответственно отвечают. Объясняю, что музыка может выражать различные настроения. Исполняю в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем предлагаю музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне.

    Далее хочется выделить игру на музыкальных инструментах  и  элементарное музицирование. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество  это владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие  музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки, летящие листочки, капельки дождя). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. Для элементарного музицирования  с дошкольниками наиболее подходят шумовые и ударные музыкальные инструменты, а в качестве методики наиболее подходящей и интересной я считаю методику и школу элементарного музицирования Карла Орфа. Его последователи, в том числе Нина Перунова, Елена Забурдяева и Татьяна Тютюнникова это учителя, у которых я неоднократно заимствовала опыт, и по их методикам внедряю данные технологии музыкального развития в свою работу с дошкольниками. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаю ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можно попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте.

    Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Для развития творческой деятельности в игре на инструментах  я использую яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой –на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», девочки играют колыбельную, дети подпевают «баю». Дети  любят играть на ложках, бубнах, барабанах, металлофоне ,треугольнике, изображая, как скачет лошадка, как ходит медведь, как стучит дождик по крыше, как движется луна по небу и как зажигаются звезды. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком. Можно предложить детям следующие творческие задания:

    • озвучивание стихотворений, сказок;

    • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

    • сочинение собственных рассказов и озвучивание их

    • сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим

    озвучиванием рассказа (картины);

    • придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д. Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также  активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

    Результативность работы по развитию музыкальных

    способностей и творческого потенциала.

    Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально - творческих способностей детей, могу сделать вывод, что за последние два года, уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.  Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей. Как уже отмечалось во всех видах музыкальной деятельности, таких как пение, слушание, игра на инструментах, ритмически  движения, дети могут проявить свои творческие способности, лучше, хуже, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но наша задача помочь ребенку раскрыться, не нарушая его индивидуальности.

    Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие. Таким образом, дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает искренность и самобытность исполнения, необходимо развивать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

    Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

    Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы

    В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повыш...

    Картотека игр для развития изобразительных способностей и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

    С помощью,подобранных игр, очень хорошо развивается воображение и творческие способности....

    Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

    Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

    Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

    Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики....