«Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»
консультация

Белкина Анжелика Анатольевна

Квест – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте. 

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

И, самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными  в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gmo.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО №1 «Развитие педагогического потенциала на основе внедрения современных педагогических технологий

 в образовательный процесс»

Тема представленного опыта: «Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей

и творческого потенциала каждого ребенка»

Белкина Анжелика Анатольевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС «Семицветик»

г. Новый Уренгой ЯНАО

07.12.2022 г.

Мастер – класс с педагогами на тему:

«Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»

Цель:

  • поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;
  • предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Ход проведения:

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка», так как:

Во – первых, квест – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте.

Во – вторых, квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

И, самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными  в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.

Итак, что такое квест – игра?

Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квест – это командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

  • Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
  • Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
  • Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
  • Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  • Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  • Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Структура квеста:

  • Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
  • Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.
  • Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
  • Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Содержание квест-игры:

  • При формировании воображения, предметно – развивающая среда – это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. она является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды – первый шаг к достижению поставленной цели.
  • В ходе реализации игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
  • Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
              Значение квест-игры:
  •  Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  • Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
  • Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
  • Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  • Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.
               Ожидаемый результат:
              Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:
  • Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.
  • Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «Создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».
  • Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

А сейчас я предлагаю практическим путем познакомиться со структурой квест – игры (выбор игроков для игры).

Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. И побываем в гостях у необыкновенных сказочных героев.  А кто это, мы узнаем в конце нашего пути (Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Итак, наша команда собрана, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды. (При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены  в игровые команды или находиться в одной команде.)

1 Задание:

Перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами. Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(В детском коллективе при большом количестве человек это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий).

Молодцы, быстро справились с заданием. У вас получились слова: карточка и картинка. Значит следующее задание связано с этими словами.

2 Задание:

Каждой команде даются карточки, на которых изображены предметы. За одну минуту команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. Например: гвоздь – его можно загнуть, прибить, повесить на него одежду. Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.  

(Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)

Картинки для 1 команды:

кнопка канцелярская -  (сесть, воткнуть, выкинуть, сломать),

лягушка -  (поймать, погладить, поцеловать, отпустить в воду),

юбка – (одеть, купить, перешить, продать, порвать).

Картинки для 2 команды:

чемодан – (собрать, хранить вещи, сломать, уехать с ним),

игрушка – (поиграть, сломать, купить, подарить)

кирпич – (разбить, построить дом, сломать, забить гвоздь)

Молодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию.

3 задание:

Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Может, он спрятан в …? Давайте попробуем его найти.

Отлично, ключик нашли! А где же дверь, которую он откроет? Смотрите, перед нами, стоит дворец, и на нем висит замок. (на экране ворота замка) Давайте его откроем нашим ключиком! Здорово, замок открылся! (на экране пустая комната в замке)

Но во дворце никого нет, зато лежит письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие гости! Нас нет дома, мы ушли на охоту. Приходите в следующий раз. Ваши ШВАБРОГЛАЗИУС И ПУЗОШЕРСТИУС».

Это и есть те сказочные герои,  к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Ну что ж, давайте пофантазируем и попытаемся изобразить этих необычных героев на мольбертах, это и будет нашим последним заданием. На это отводится одна минута.

 (Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей    самостоятельно или совместно с взрослым открывается новый практический опыт для дальнейшего его использования в своей жизни).

Покажите, пожалуйста, нашим гостям этих необычных сказочных героев. Мы к ним долго шли, но к сожалению, не застали их дома, зато у нас на память останутся вот такие замечательные портреты! Вы их можете взять с собой!

Заключение:

И в завершение, мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию:

  • Если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – разместите смайлик на третьем этаже.
  • Если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами – разместите смайлик на втором этаже.
  • Если опыт вам не пригодится – разместите смайлик на первом этаже.

Участникам спасибо за помощь в проведении игры, а всем - спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО"

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала в рамках реализации ФГОС ДО"...

«Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО»

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка …………………………………………………………………51.1  Формирования музыкально-творческих способ...

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повыш...

"Организация партнёрской деятельности взрослого и детей как одно из главных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка"

В данном пособии содержится описание опыта организации партнёрской деятельности. Представлены конспекты по разным направлениям развития  дошкольников. Пособие адресовано воспитателям дошкольных у...

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума в которых живут ...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для создания благоприятных условий развития способностей и творчества каждого ребенка."

Организация в детском саду музыкально-оздоровительнойработы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помо...

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка....