Статья на тему: "Подготовка к школе"
статья (подготовительная группа)

Анорова Евгения Владимировна

В статье рассматриваются основные подходы к подготовке детей к обучению в школе. Проблема подготовки детей к школе была актуальна всегда. В современном мире данный вопрос становится еще более актуальным.На современном этапе  разработано большое количество диагностических  методик и программ диагностики готовности детей к обучению в школе. Однако,  в реальности очень сложно подойти к данному вопросу комплексно, и с учетом новых вызовов времени и необходимости уточнения  компонентов готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Анорова Евгения Владимировна

Воспитатель ГБДОУ № 57  

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                  «Подготовка детей к школе»

Проблема подготовки детей к школе была актуальна всегда. В современном мире данный вопрос становится еще более актуальным. Это связано с введением нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Подготовка  к обучению в школе - предмет многочисленных исследований ученых и педагогов - практиков (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер,  Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.)  [7, 9,12].  В научной психолого-педагогической литературе встречаются различные  подходы к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий подготовки воспитанников   к школьному обучению.

На современном этапе  разработано большое количество диагностических  методик и программ диагностики готовности детей к обучению в школе.  Выделены объективные критерии, характеризующие успешность подготовки дошкольников к обучению в школе: адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность группы; проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций [1]. Однако,  в реальности очень сложно подойти к данному вопросу комплексно, и с учетом новых вызовов времени и необходимости уточнения  компонентов готовности ребенка к школе.

Диагностика является ключевой проблемой в определении подготовки ребенка 6 - 7 лет к обучению в школе, а также возможных прогнозов  его успешной адаптации. Она волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый класс, но и педагогов образовательных учреждений. С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится для него основной. Успешность обучения в школе будет зависеть  от того, насколько успешно ребенок включится в ситуацию систематического обучения. Основной целью педагогического мониторинга дошкольников на пороге школы является комплексная оценка развития детей и прогнозирование рисков школьных трудностей; выявление причин, затрудняющих продвижение дошкольника на более высокий уровень образования; выбор наиболее адекватных условий обучения и воспитания, а также разработка рекомендаций для педагогов и родителей по организации подготовки воспитанников к школе [11].

В образовательной практике дошкольных организаций наблюдаются попытки форсированной подготовки ребенка к школе, внедрение в систему дошкольного образования специфических школьных форм организации детской деятельности (Алиева Т.И., Белова E.H., Белякова Н.В., Гуцалюк Л.Б. Коноваленко C.B. и др.).[14].

Основой готовности детей  дошкольного возраста к обучению в школе чаще всего принимаются показатели психологической готовности. При этом, они представляются как совокупность отдельных личностных качеств детей и  рассматриваются независимо от психофизиологического развития ребенка.        [33]. Отмечается определенная тенденция к снижению и данного вида готовности (Блонский П.П., Венгер A.JL, Вьюнова Н.И., Гордиец A.B., Гуткина Н.И., Дубровина Т.Н., Филиппова Е.В. и др.).[17]

Из большого числа критериев готовности к школе  исследователи отмечают здоровье и считают, что школьная успешность в значительной степени определяется уровнем его состояния. По данным статистики,  к моменту поступления в школу,  отмечается увеличение  роста хронических заболеваний у детей,  а  их частота  и выраженность интенсивно увеличивается (Алексеев C.B., Базарный В.Ф:, Баранов A.A., Богина Т.Н., Зайцева Н.В., Козакова Г.М., Ругина A.A., Рунова М.А., Сердюковская Г.Н., Чернышенко Ю.К., Янушанец О.И. и др.). [21].  

Изменение социокультурных условий развития ребенка создает дефицит эмоциональных и содержательных отношений детей с родителями. Использование информационных технологий заменяет ребенку продуктивную и игровую деятельность, что оказывает негативное влияние на становление его личности. Научно доказано, что в процессе воспитания и обучения недостаточно внимания уделяется социальной,  эмоциональной, коммуникативной         готовности (Доронова Т.Н., Запорожец А.В., Новикова Г.О., Доман Г. и др.).[20].

Сложившаяся ситуация создает необходимость поиска актуальных методов и средств, способствующих организации процесса подготовки дошкольников  к обучению в школе.  Первостепенную значимость приобретают педагогические  методы и средства, способствующие отслеживанию как позитивных, так и негативных тенденций в развитии ребенка, Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих качество дошкольной подготовки детей, является система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях наиболее оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (А.С.Белкин), то есть педагогический мониторинг.[16].

Структура и содержание программ  дошкольного образования строятся в русле развивающей парадигмы, что усиливает идею организации подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Однако наиболее обстоятельно исследованы различные аспекты применения педагогического мониторинга в образовательном процессе школы и в высших учебных заведениях. Между тем необходимость своевременного, полноценного анализа эффективности работы дошкольных учреждений осознается теоретиками и практиками педагогики (Л.М.Денякина, А.И.Васильева, Л.В.Поздняк, Л.Ф.Спирин, А.Н.Троян, В.И.Ядэшко). [33]. В настоящее время большое внимание уделяется разработке методов диагностики и выявления реального уровня подготовленности детей к школе (Л.А.Венгер, A.B.Запорожец, Д.Б.Эльконин).[9].  На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о том, что в педагогической практике возникло противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню подготовки старших дошкольников к обучению в школе и отсутствием целостной, научно-обоснованной, инструментально подтвержденной системы педагогического мониторинга. Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, теоретическая и практическая значимость ее для современного образовательного процесса выявили проблему данного исследования: «Каковы особенности педагогического мониторинга подготовки дошкольников  в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) к обучению в школе?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Подготовка детей к школе".

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него всё получалось. Познание окру...

Статья на тему"Подготовка к школе"

Совет для уважаемых родителей...

Статья на тему: «Подготовка ребенка к школе»

Статья на тему: «Подготовка ребенка к школе»...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

        С наступлением весны в семьях будущих первоклассников заманчивое слово «школа» все чаще появляется в высказываниях родителей. Для них это время особых хл...

статья на тему «Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»

laquo;Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»...

статья по теме:"Подготовка ребенка к школе"

Вашему сыну или дочери исполнилось 6 лет. Семи лет по закону о всеобщем образовании ребенок поступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда...