«Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект игровой ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ОНР

«Удивительные свойства воздуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrovoy_situatsii_po_poznavatelno.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ОНР

«Удивительные свойства воздуха»

Цель: Дать представления о многообразных свойствах воздуха и его значении в жизни живой природы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Формировать целостное восприятие окружающего мира, расширять кругозор.

Коррекционно - развивающие: Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Формировать умение внимательно слушать товарища и дополнять своими впечатлениями.

Методы и приемы: беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка.

Словарная работа: ввести в активный словарь термины «лаборатория», «эксперимент», «исследования» закрепить умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзным словом «потому что».

      Материал: Воздушные шары, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики на каждого ребенка, тазики с водой, листы бумаги по количеству детей, апельсин, схемы про свойства воздуха, халаты  и колпаки на каждого ребёнка.

Ход: Воспитатель собирает вокруг себя детей и предлагает послушать и отгадать загадку. 

В: Если вы хотите узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте мою загадку: «Сегодня в этой группе не зря мы собрались.

Мы многое узнаем, а ну-ка улыбнись.

Взрослых и детей не счесть, но кроме нас здесь кто-то  есть,

Его не видно никогда, не слышен он, вот это да!

Ничем не пахнет он для нас,

О нём узнаем мы сейчас.

Он окружает нас везде, он есть во мне, да и в тебе.

Снаружи может быть как лёд, внутри у нас он тёплый.

Вот, догадались я о чём?»  (Воздух).

Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох, уточняет, что дети вдохнули, чем человек дышит. Затем предлагает закрыть нос и  рот  и попробовать не вдыхать воздух.

В.: Что помогает человеку дышать?

- Правильно, это воздух! Воздух необходим для дыхания человеку, животному и даже растениям. В  этом мы только что с вами убедились.

-Есть ли воздух в групповой комнате? Мы его видим?

Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В. : А поймать мы его сможем? Попробуйте поймать его.

Воспитатель предлагает похлопать ладошками, попытаться поймать.

В: Ребята, а воздух имеет запах? Можем его понюхать?

Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Но у воздуха есть такие свойства, что он может, передавать любой запах и это я сейчас вам покажу. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и разрезает апельсин и просит ещё раз понюхать и этим даёт понять, что у воздуха есть свойства, которые передают любой запах.

В: А почувствовать можем воздух? И очень интересно воздух лёгкий или тяжёлый?

А вот чтоб ответить на все эти вопросы, я вам предлагаю пройти в нашу научную лабораторию  и там провести опыты, исследования и найти ответы на все эти вопросы  о воздухе. Согласны?

Дети: Да.

В: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Правильно, это место где проводят опыты, исследования. Проходите, одевайте халаты и колпаки, вы будете юные исследователи, а я  заведующая нашей научной лаборатории.

Опыт 1 «Воздух в человеке»

Воспитатель предлагает каждому ребёнку самостоятельно надуть  воздушные шары и делает вместе с детьми вывод.

Вывод: Воздух существует в человеке.

Физкультминутка « Воздушная кукла»

Дети разбиваются на пары-1 ребёнок кукла, а другой насос. Насос со звуком «с-с-с» «накачивает» куклу. Она выпрямляется, затем насос нажимает кукле на кнопочку на груди – кукла со звуком «ш-ш-ш» переходит в исходное положение. Дети меняются ролями

Опыт 2 «Воздух невидим, но он существует»

На столах стоят прозрачные емкости с водой,  поместим на дно стакана бумагу. Намокнет она или нет? (ответы детей) Дети выполняют опыт, стакан опускается горлышком вниз, прямо, не наклоняя.

-Ребята, как вы думаете, попала ли вода в стаканы? (ответы детей). Давайте достанем стакан и проверим бумагу? (Бумага сухая  внутри )

-Почему вода не попала в стакан? Что за невидимка мешает воде проникнуть в баночку? (Воде помешал воздух, находившийся в стакане)

Вывод: Воздух невидим, но он существует.

Опыт 3 «Поймаем воздух, он прозрачен и бесцветный»

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

В.: Какой мы можем сделать вывод.

Вывод: Воздух существует, он прозрачный и бесцветный

Опыт 4 «Воздух можно почувствовать»

Воспитатель предлагает каждому ребёнку сделать из бумаги  веер. Затем помахать на себя или друг на друга и почувствовать воздух, объясняя, что движение воздуха  называется ветер.

Вывод: Воздух можно почувствовать.

Опыт 5 «Воздух имеет вес, но он легче воды»

Воспитатель предлагает подойти и посмотреть на сделанные весы,  где с двух сторон весят одинаковые воздушные шары.  Предлагает лопнуть один шар, показывая, что второй перевешивает. Это значит, воздух имеет вес. И тут же с детьми отправляются пускать в ёмкость с водой маленькие воздушные шары.

В: Дети, воздушные шарики тонут? Почему? (ответы детей)

Вывод: Хоть и имеет воздух вес, но он легче воды.

 Итог: А теперь подведем итог, что – же нового мы сегодня узнали о воздухе. Посмотрите картинки – схемы, они вам помогут. (Воздух находится везде вокруг нас, но он не видим, т. к. он прозрачный, бесцветный, безвкусный, не имеет запаха)

- А теперь послушайте отрывок стихотворения «Береги свою планету!»

Здесь лишь утро золотое

Воздух нежно - голубой,

Дышится легко и вволю.

Забываем мы порою

Воздух дан в аренду нам

Он один на всех землян

Чтобы жизнь торжествовала

Охранять нам воздух надо

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету

- Скажите, а какой воздух нужен для дыхания? (чистый, свежий)

- А грязный, вонючий воздух полезен для дыхания? (нет, он вреден для здоровья)

- А как нужно беречь воздух? (сажать больше деревьев, вовремя убирать мусор, проветривать комнату и т. д.)

Совершенно верно, я думаю, вы не будете забывать об этом, и будете выполнять эти правила, которые помогут сохранить ваше здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...