Природоведческие сказки в экологическом образовании дошкольников
проект (старшая группа)

Я хочу поделиться своим опытом работы и рассказать о формах, методах и приемах работы с экологическими сказками при проведении образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_prirodovedcheskie_skazki.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведческие сказки в экологическом образовании дошкольников

Выбирай тропинку в сказку

И иди по ней смелее.

И поверь - любая сказка

Сделает тебя добрее!

Ушакова М.М.

        Я хочу поделиться своим опытом работы и рассказать о формах, методах и приемах работы с экологическими сказками при проведении образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

На мой взгляд, эта форма работы в экологическом направлении более эффективна, интересна и увлекательна. Как показывает практический опыт, включение коротких сказок в экологическую познавательную деятельность дает детям возможность увлечься новым делом, испытать радость совместного переживания, поделиться своими впечатлениями.

Свою работу я стараюсь проводить через проектную деятельность экологического направления.

Одним из таких проектов был «Природоведческие сказки на экологической тропе», участниками которого были дети, родители и педагоги.

Цель этого проекта: Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире посредствам экологических сказок.

Свой проект мы осуществляли в несколько этапов:

На первом этапе я знакомила детей с природоведческими сказками о природе которые были написаны учеными – биологами, авторами с глубоким знанием природы, такими как Н.М. Павловой, В.Бианки,  Н. Сладковым, Н Рыжовой и др а также русскими народными сказками.

На этом же этапе я предлагала детям мультфильмы природоведческого характера. Таким образом, все эти научно – популярные, познавательные, художественно – экологические сказки помогли нам на первом этапе создать основу для получения новых знаний, в воспитании любви к природе. Они помогли ввести воспитанников в мир словесного искусства, показать особенности сказки как жанра, вызвать общий интерес к книге.

На втором этапе нашего проекта нами были определены на экологической тропе точки, по которым мы с детьми провели ряд путешествий.  Во время путешествия в каждой зоне вспоминали уже знакомые или  рассказывали новые экологические сказки (рассказы), где раскрывали некоторые биологические знания и понятия об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Читая произведение экологической направленности, мы применяли такой прием как «фактическая ошибка». Прослушав такую сказку или рассказ, детям нужно было дать конкретные советы, как вести себя в природе. Например, когда дети были на экскурсии в зоне леса, им предложили послушать рассказ  «Семья на отдыхе в лесу». Вместе с детьми отметили, как нельзя вести себя в лесу, какие правила поведения в лесу нарушили члены семьи: они включали громкую музыку, разжигали высокие костры, разводили костер вблизи деревьев, рвали цветы охапками, вырывали грибы с грибницей. После этой экскурсии дети с удовольствием нарисовали плакаты и ими оформили газету «Правила юных экологов».

Так же применяли такой метод как опыты, которые мы включали в сказки. Так во время экскурсии на метеорологическую станцию при помощи опытов знакомились с причиной возникновения ветра, его перемещением и движением, выясняли, какой бывает воздух, как он нагревается и охлаждается. После рассказывания сказки М.Горького «Воробьишко» перед детьми была сформулирована проблема: где теплее будет маленькому воробушку на земле или в гнезде. Дети высказывали свои предположения, опираясь на результаты опытов.

Во время посещения зоны «Береза» на нашей экологической тропе дети полюбовались белоствольной красавицей, детям была прочитана русская народная сказка «Как коза избушку построила», после обсуждения содержания сказки, дети пришли к выводу, почему коза выбрала именно это дерево. С помощью схем моделей дети восстанавливали последовательность сказки, называя деревья и кустарники с их плодами, под которыми нельзя было строить избушку.

На праздник - Троицу была приглашена в гости бабушка одной из воспитанниц группы, которая рассказала о березе, ее пользе и применении человеком в медицине и быту. Дети вместе с Ириной Сергеевной украшали березку и водили хороводы вокруг нее.

На огороде  дети рассматривали овощи, которые росли на грядках, детям загадывали загадки об овощах, рассказывали сказку «Спор овощей», играли в дидактическую игру «Вершки-корешки», беседовали о характерных особенностях овощей, их полезных качествах для человека.

После чтения и обсуждения сказки «Маленький росток», дети узнали, какие нужны условия для роста и развития растений. Они  сами вырастили рассаду бархатцев, высадили бархатцы в цветник, где ухаживали за ними и радовались их росту.  При каждом последующем посещении цветника дети знакомились с новыми цветами, которые появлялись на клумбах. Из сказки «Желтый, белый, лиловый» дети узнали, что у каждого растения свой срок цветения.

Наши маленькие экологи с удовольствием наблюдали за насекомыми, которые прилетали на цветник, особенно завораживало внимание детей поведение трудолюбивых пчелок.

На пасеке, оживляя вспоминания детей о просмотренных мультфильмах, с помощью вопросов, побуждали детей рассказать о жизни пчел их внешнем виде, особенностях, образе жизни, взаимосвязи с растениями и человеком.

В группе дети дегустировали мед, которым нас угостили пчелы.

И на третьем, заключительном этапе, мы предлагали детям совместно с родителями сочинить собственные экологические сказки

В работе с родителями проводилась такая работа как «Семейная сказка». Родителям было дано задание – сочинить экологические сказки для экологической тропы, на каждую зону, которые затем будут напечатаны в импровизированном научном журнале «Юный эколог». Родители были ознакомлены с памяткой «Как сочинить сказку», в которой были даны рекомендации.

Итогом этого этапа стало дружеское и творческое объединение интересов взрослых и ребенка; возросло уважительное отношение ребенка к родителям, а родителей – к ребенку и интересующим его проблемам.

Итогом всей работы нашего проекта было презентация сочиненных работ. Семья делилась впечатлениями о том, как проходил творческий процесс сочинения сказок, что вдохновляло на создание увлекательных сюжетов.

В заключении дети показали инсценировку по русской народной сказке «Как коза избушку построила»,

Ценность представленных сказок заключается в том, что они не только обогащали дошкольников знаниями о растениях и животных, но и эмоционально воздействовали на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Роль сказки в экологическом образовании дошкольников"

                                                      ...

Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольника

Использование художественной природоведческой литературыв экологическом образовании дошкольника...

Мастер класс для педагогов «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Задачи: - ...

Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»

В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....

Использование художественной природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы....

Роль сказки в экологическом образовании дошкольников.

Материал поможет как педагогам, так и родителям....