Дидактическая кукла
картотека

Шумкова Надежда Владимировна

 

 

Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_kukla.docx289.98 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность.

Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.  

Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.

При организации игровых занятий необходимо:

  • Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий;
  • Использование художественного слова;
  • Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

Опираясь на программные требования с помощью дидактической куклы рекомендуется продолжать знакомство детей со строением тела человека. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие игры и упражнения:

  • Дидактическое упражнение «Назови части тела куклы»
  • Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чье?»
  • Дидактическое упражнение «Один-много»
  • Дидактическое упражнение «Что для чего?»
  • Дидактическое упражнение «Скажи ласково»
  • Дидактическое упражнение «Назови действия» и т.д.

Использование дидактической куклы способствует расширению гендерных представлений с помощью предложенных упражнений и бесед:

  • Дидактическое упражнение «Почему на кукле надеты юбка, платье?»
  • Дидактическое упражнение «Какие игрушки купит кукла в магазине?»
  • Дидактическое упражнение «Какую профессию выберет кукла, когда вырастет?
  • Дидактическое упражнение «Чем кукла любит заниматься дома?» и т.п.

Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют причинно-следственные отношения между природными явлениями и деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность, бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды:

  • Дидактическое упражнение «Что наденет кукла на зимнюю прогулку?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу в детский сад»
  • Дидактическое упражнение «Определи материал из которого сделана одежда куклы?»
  • Дидактическое упражнение «Одень куклу на экскурсию в лес» и т. п.

Использование народного костюма в играх с куклой формируют элементарные представления об истории и художественно-эстетические способности в играх и заданиях:

  • «Кто назовет больше элементов русского костюма на кукле?»
  • «Опиши части костюма куклы»
  • «Укрась платок (плащ) куклы используя декоративные элементы»

Упражнения с куклой способствуют активной реализации коррекционно-развивающих задач, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления, сенсомоторных и скоростных навыков, ловкости рук в следующих заданиях:

  • Игра «Нелепицы» или «Что неверно надела кукла?»
  • Дидактическое упражнение «Что не подходит кукле для прогулки?»
  • «Кто быстрее расстегнет и застегнет застежки на одежде куклы?» (шнурки, пуговицы, молнии)
  • «Кто быстрее оденет куклу на прогулку?»

Использование дидактической куклы способствует развитию связной речи и рекомендуется использовать в театрализованных играх. Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и персонажей. Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3). Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

В нашем интернет-магазине дидактические куклы представлены в образах куклы "Инны" и куклы "Миши".

Куклы от российской фабрики «Весна» выполнена в виде голубоглазого малыша, высотой 43 сантиметра с богатым гардеробом всесезонной одежды. Куртки, шапочки, ветровки имеют разные цвета, фактуру и виды застёжек, с которыми детям будет интересно познакомиться.

Особенности дидактических кукол "Инны" и "Миши"

- Куколка имеет приятную внешность, черты лица аккуратно и тщательно детализированы, особенно выразительны голубые глаза с пушистыми ресницами.

- Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой наряд. В комплекте для этого предусмотрены дополнительные элементы: ветровка на молнии, удлинённые шорты у мальчика и платье красного цвета у девочки, обувь, носки, трусы и многое другое.

- Переодевая куклу, ребёнок стимулирует развитие моторики и тактильных ощущений, трогая пальчиками разные виды тканей и знакомясь с устройством разного вида застёжек: завязок, молнии, пуговичек.

- Дети познакомятся с особенностями гардероба для мальчика и девочки, смогут правильно выбирать последовательность одежды, а также определять, что нужно носить в определённый сезон.

- В комплекте с куклой находится инструкция, которая предложит несколько вариантов развивающих игр с куклой.

- Куколка выполнена из пластика, а ручки и голова из винила с приятной для тактильных ощущений текстурой.

- Изделие имеет необходимую сертификацию для производства игрушек и соответствует нормам безопасности Таможенного Союза.

Кукла - это радость, кукла - это сказка, Кукла - это
детство, что вернётся вдруг..., С куклой очень дружат и
любовь и ласка. Кукла - это значит доброта вокруг.

3. Дидактическое оборудование куклы и её применение в ДОУ.

4.

Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте является тем
инструментарием - методическим приемом, который используется, в первую
очередь, в организованном обучении (на занятиях по развитию речи,
ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности и как игровая мотивация.
В свободное внеучебное время кукла играет роль специального тренажера - при
обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровых
ситуациях сюжетно-ролевой игры "Семья", "Больница", "Пароход" и др., с ее
помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с
предметами-заместителями.
Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых
различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами,
выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в
зависимости от целей, ради которых она проводится.
Игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами
проводятся с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 15-25 минут.

5. При организации игровых занятий необходимо


6.


Использование дидактической куклы способствует расширению гендерных
представлений с помощью предложенных упражнений и бесед:
Дидактическое упражнение «Почему на кукле надеты юбка, платье?»
Дидактическое упражнение «Какие игрушки купит кукла в магазине?»
Дидактическое упражнение «Какую профессию выберет кукла, когда вырастет?
Дидактическое упражнение «Чем кукла любит заниматься дома?» и т.п.
Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют
причинно-следственные отношения между природными явлениями и
деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от
погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность,
бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность
последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды:
Дидактическое упражнение «Что наденет кукла на зимнюю прогулку?»
Дидактическое упражнение «Одень куклу в детский сад»
Дидактическое упражнение «Определи материал из которого сделана одежда
куклы?»
Дидактическое упражнение «Одень куклу на экскурсию в лес» и т. п.

7.

• Использование народного костюма в играх с куклой
формируют элементарные представления об истории и
художественно-эстетические способности в играх и
заданиях:
• «Кто назовет больше элементов русского костюма на
кукле?»
• «Опиши части костюма куклы»
• «Укрась платок (плащ) куклы используя декоративные
элементы»
• Упражнения с куклой способствуют активной реализации
коррекционно-развивающих задач, развитию произвольного
внимания, памяти, логического мышления, сенсомоторных
и скоростных навыков, ловкости рук в следующих заданиях:
• Игра «Нелепицы» или «Что неверно надела кукла?»
• Дидактическое упражнение «Что не подходит кукле для
прогулки?»
• «Кто быстрее расстегнет и застегнет застежки на
одежде куклы?» (шнурки, пуговицы, молнии)
• «Кто быстрее оденет куклу на прогулку?»

8.

9. Изготовление выкроек по образцу

Почему я решила связать именно куклу? Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.

Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Данная кукла с набором дидактических ковриков предназначена для детей раннего возраста.

Исходя из этого, главной целью данного дидактического пособия является развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук.

Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • Учить отвечать на вопросы;
  • Учить различать понятия «много» и «один»;
  • Формировать умение устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру;
  • Закреплять основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
  • Закреплять основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
  • Развивать внимание, зрительное восприятие;
  • Развивать бытовые навыки: назначение одежды и последовательность одевания – раздевания).

Оборудование:

  1. Кукла
  2. Набор одежды (майка, трусики, юбка, кофта, ботиночки, повязка на голову)
  3. Дидактический коврик 4-цветный с разноцветными кругами (12 шт.)
  4. Дидактический коврик белый с набором геометрических фигур (4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника)
  5. Дидактический коврик 3-цветный с набором геометрических фигур разной величины (3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника).

hello_html_m7656cc2a.jpg

Варианты игры:

1. Сделай кукле прическу:

Цель: развитие умения приводить волосы в порядок.

Описание:

Воспитатель говорит ребёнку:

- Маша проснулась и посмотрела на себя в зеркало. Как растрепались у неё волосы во время сна! Что же ей делать?

- Надо волосы привести в порядок.

- Какую причёску можно сделать маленькой девочке, чтобы она выглядела красивой?

Сначала воспитатель и ребёнок действуют в паре. Воспитатель заплетает одну косичку, а ребёнок вторую, копируя действие взрослого. Затем, когда ребёнок научиться заплетать, в пару с ним можно ставить того, который не умеет плести косички. Взрослый в это время помогает и подсказывает.

2. Одень куклу.

Цель: развитие умения одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Описание:

  1. Дуняша собралась на прогулку. Нужно помочь ей одеться.
  2. Дуняша вернулась с прогулки, ей нужно переодеться.

3. Укрась кукле юбку.

Цель:

Описание:

1. Дуняша собирается в гости и хочет выглядеть красиво. Поможем ей украсить свою юбку цветочками.

2. Мама постирала юбочку и все цветочки с нее смылись. Дуняша очень расстроилась. Давайте поможем вернуть цветочки обратно.

hello_html_2a7b480.jpg

4. Один и много.

Цель: формирование умения различать понятия «один» и «много».

Описание:

На желтой и зеленой «дорожках» лежат круги. На какой «дорожке» лежит один круг, а на какой – много кругов?

5. Найди такой же.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету).

Описание:

Кукла просит ребят помочь ей найти сходные по цвету круги.

6. Покажи красный (синий, желтый, зеленый) круг.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету).

Описание:

Воспитатель просит детей найти круг такого же цвета, как трава (зеленый круг), как небо (синий круг), как солнышко (желтый круг), как мячик (красный круг). Затем можно спросить, что еще такого же цвета имеется в группе.

7. Назови все красные (синие, желтые, зеленые) фигуры.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, форме).

Описание:

Воспитатель просит показать кукле все красные фигуры (синие, желтые, зеленые).

8. Назови, какого цвета квадрат (круг, треугольник).

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, по форме).

Описание:

Воспитатель просит детей показать и назвать цвет у всех квадратов (кругов, треугольников).

9. Какой фигуры не стало.

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

Описание:

1. Дуняша хочет поиграть с ребятами. Она спрятала несколько фигур (по одной фигуре убирать), а ребята должны определить, какой фигуры не стало.

10. Найди место.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, по форме).

Описание:

Кукла сидела за столом и играла со своим ковриком. Вдруг неожиданно открылось окно и подул сильный ветер. Он сдул несколько фигурок с коврика. Кукла просит ребят помочь ей вернуть все фигурки на свое место.

11. Покажи самый большой (самый маленький) круг (квадрат, треугольник).

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру.

Описание:

Воспитатель просит детей показать самую большую фигуру и самую маленькую.

Е.И. Тихеева подчеркивала тот факт, что игровая деятельность приносит детям большое количество радости и удовольствия. Также игровую деятельность можно назвать средством всестороннего развития физических и духовных сил детей. Она писала, что «на игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание, игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души» [41].

Дети дошкольного и младшего школьного возраста являются очень подвижными и активными, им нравится проявлять себя в различных видах деятельности, в том числе и в трудовой. В качестве ведущей задачи, стоящей перед детским дошкольным учреждением, Е.И. Тихеева рассматривала предоставление детям возможности действовать, обеспечение их работой, пользу от которой они смогли бы сами понять и прочувствовать. Е. И. Тихеева была категорически против и строго регламентированных и систематизированных механических ручных работ, которые рекомендовал Фребель. Она подчеркивала, что необходимо обучить дошкольников навыкам простейших видов ручного труда, которые смогли бы в будущем облегчить осуществление различных творческих замыслов; необходимо сочетать коллективный и индивидуальный труд детей в детском саду и таким образом проводить воспитание у них навыков социального характера, их индивидуальных вкусов и интересов.

Е.И. Тихеева считала, что важнейшим значением в воспитательно- образовательной работе детского сада обладают организованные занятия с детьми. Она успешно решила все вопросы, связанные с необходимостью и возможностью разработки программы и планов занятий в детском саду. Е.И. Тихеева указывала: «Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом» [41; с. 62]. Она подчеркивала важность подобных программ занятий, потому как их разработка и внедрение определяется целями и задачами дошкольного учреждения как воспитательно-образовательного учреждения, которое готовит дошкольников к школьному обучению.

Программа определяет направление занятий, она также определяет количество тех сведений, которые должны быть усвоены каждым ребенком дошкольного возраста [52].

В стенах детского сада воспитатель должен заботиться о том, чтобы внимание детей не рассеивалось, чтобы на занятиях соблюдались принципы последовательности, систематичности. Любое новое представление, новый появляющийся в сознании дошкольника предмет должен по возможности быть взаимосвязан с определенным ассоциативным звеном, с уже имеющимися представлениями. В условиях детского сада, по ее мнению, нет места отдельным учебным предметам в таком смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика должны находиться в строгом соотношении. «Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели -- стройному развитию всех способностей ребенка» [41; с. 15].

Е.И. Тихеева с течением времени заявила о качественно новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению, дидактические игры являются только одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с дошкольниками одновременно с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудовой деятельностью. Е.И. Тихеева считала, что эффективность дидактических игр в процессе воспитания и обучения находится в прямой зависимости от того, насколько они соответствуют интересам ребенка, в какой степени они способны доставить ему радость, в какой мере они способствуют проявлению собственной активности и самостоятельности.

Для Е. И. Тихеевой представлялось вполне возможным в некоторых отдельных случаях использование специальных упражнений, связанных с так называемой «умственной ортопедией». Данные упражнения в условиях умелого руководства могут способствовать развитию у детей утонченности восприятия, могут оказывать влияние на воспитание выдержки, воли, наблюдательности, ловкости, соревновательного духа. Такие занятия должны быть связаны с практическими занятиями и играми, которые проводятся в детском саду; необходимо их постоянно пополнять, делать более разнообразными. Е.И. Тихеева считала, что дидактический материал, предложенный М. Монтессори для развития органов чувств, представляет для педагогов определенное значение и интерес, поэтому он является обязательным для ознакомления для каждого, кто занимается воспитанием, однако она замечала и негативные моменты в методике его применения. Е.И. Тихеева писала «Мы считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов». Е. И. Тихеева справедливо утверждала, что дидактические упражнения М. Монтессори врываются в жизнедеятельность детей, что они абсолютно не связаны с их ведущими интересами, а ребенок, который в таких условиях может безупречно подобрать моточки ниток разных цветов по всем основным цветам и оттенкам, но может бессознательно отнестись к спектру радуги [38; с. 73 ].

Упражнения, которые разработала Е.И. Тихеева предполагают формирование некоторых мыслительных операций, таких как сравнение, классификация, обобщения. Они способствуют совершенствованию речи, пополняют словарный запас, помогают в описании предметов, помогают составлять загадки. Такие упражнения развивают умение ориентироваться во времени, расстоянии и пространстве. Когда речь идет о качественном решении этих и некоторых других задач, таких как развитие памяти, внимания, воображения и мышления, необходимо внесение некоторых изменений, связанных с содержанием дидактических игр, с пополнением арсенала дидактических материалов. В качестве содержания дидактических игр рассматривает окружающая жизнь со всем имеющимся разнообразием природного мира, социальных связей, предметов, созданных руками [37; с. 68].

Итак, одной из наиболее серьезных заслуг Е. И. Тихеевой является то, что она смогла научно обосновать дидактические основы дошкольного воспитания. Принимая во внимание научные достижения своего времени, систематизируя наилучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала систему оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

Одним из наиболее значимых системных компонентов собственного оригинального метода Е. И. Тихеевой является материальная обстановка детского дошкольного учреждения. В детском саду по «методу Тихеевой» должны быть созданы для активной практической деятельности детей соответствующие уголки, так как, она полагала, что для «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На таком основании Е. И. Тихеева обеспечивала дошкольников необходимыми пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, она подчеркивала тот факт, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить их так, чтобы пользование …было легко, удобно, целесообразно» [40; c. 82]

Е.И. Тихеева считала, что воспитательный потенциал мира вещей является по-настоящему огромным и «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями». По этой причине Е. И. Тихеева полагала, что необходимо заниматься развитием способностей дошкольников, используя определенный, наиболее близкий и представляющие интерес материал трех категорий:

- природный материал;

- комплекс дидактических пособий;

- обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности.

При этом значительную часть внимания Е.И. Тихеева уделяла именно дидактическому материалу, который рассматривался как в наибольшей степени значимая и эффективная составляющая интеллектуального развития детей, которая облегчает естественное развитие их личности, их приспособленность к среде, которая способствует расширению и обладает корректирующим опытом, а также побуждает к разумной самодеятельности [51].

Е. И. Тихеевой занималась активным продвижением данной идеи, ею была предложена собственная оригинальная классификация дидактического материала, другими словами, она разделила его на «естественный» и«искусственный». К «естественному дидактическому материалу» Е.И. Тихеева относила игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и др., а к «искусственному» она относила картон, деревянный материал, который был построен по принципу парности и был предназначен для исследования разного рода качеств и свойств предметов. Также в качестве одного из наиболее значимых для дошкольников материалов она выделяла предметы и орудия труда. В этой связи в собственном детском саду она создала отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые применялись с целью организации детских игр и обыгрывания разного рода трудовых процессов и их ценности для обычной жизни.

Специально подобранный Елизаветой Ивановной в определенной системе дидактический материал и предложенная ею методика его применения была ценнейшим вкладом в дошкольную педагогику нашей страны. Е.И. Тихеева справедливо полагала, что одним из необходимых условий всестороннего развития личности дошкольника является эстетическое воспитание, которое находится в тесной взаимосвязи с умственным и нравственным воспитанием. Детям необходимы занятия по рисованию, лепке, пению. Надо создать такие условия, чтобы в условиях детского сада смог получить свое развитие вкус детей с помощью доступных для их понимания лучших образцов музыки, живописи, пластики, художественного слова. Картины, иллюстрации в книжках для детей, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, с выражением прочитанная сказка, стихотворение или рассказ, прелести природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, -- все это является средствами, которые Е.И. Тихеева предлагала использовать с целью эстетического воспитания детей. Она считала, что сохранение порядка, чистоты, а также приучение детей к поддержанию данного порядка являются частью тех приемов, без которых полноценное эстетическое воспитание невозможно [40], [41].

Можно с уверенностью сказать, что подобная система требований к организации окружающей среды дошкольника, разработкой которой и занималась Е. И. Тихеева, является своего рода совокупностью характерных для периода реформирования отечественной системы образования после революции 1917 года подходов к открытию государственных ДОУ, отличавшихся набором минимального педагогического оборудования, которое способствовало обеспечению процесса организации учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Ее требования стали определяющими и концептуальными для всей системы советского дошкольного образования вплоть до начала 40-х годов, а также активно применялись в процессе разработки новых проектов детских садов в нашей стране и в последующие десятилетия [22; с. 39].

Е.И. Тихеева активно занималась разработкой дидактических материалов, настольно-печатных игр, которые и в настоящее время используются в дошкольных учреждениях. К таким актуальным и сегодня материалам относится дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), и настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрическая мозаика и т.п.

Е.И. Тихеевой была разработана и предложена схема создания окружающего дошкольников образовательного пространства, специфика которого состоит во включении дидактических материалов, игрушек и игр (в форме трудовых уголков), которые обеспечивают целенаправленную организацию интегративных видов игровой и трудовой деятельности, как в форме обучения, так и в форме самостоятельной работы дошкольников. Значимым дополнением к целостной системе Е.И. Тихеевой стал комплекс применяемых психолого-педагогических средств воспитания и обучения ребенка-дошкольника, который состоит из методов и приемов актуализации главных видов детской деятельности (игровая и трудовая) за счет создания и организации воспитателем педагогических ситуаций, организацию игр-занятий и создания условий для самообучения детей и закрепления полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной индивидуальной и коллективной работе.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные [35]. Считаем, что в основу данной классификации положены идеи Е.И. Тихеевой.

Педагогам и в детском саду, и в начальной школе обязательно нужно постоянно обновлять свой дидактический материал. Во время педагогической практики в феврале-марте 2016 года в ГБОУ ШКОЛА №880 ДО №5 ЮАО города Москвы мы подготовили и провели с коллегами мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и материалы -- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра для детей -- способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Изучив дидактический материал, разработанный Е.И. Тихеевой и современные дидактические пособия отметим их сходство. В качестве примера мы можем порекомендовать кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса. Сюда же можно отнести и картинки из песка, бисера, пайеток, которые развивают моторику, воображение и мышление детей. В детских садах до сих пор активно используется деревянный дидактический материал: конструктор, пазлы и другие виды. В начальном образовании инновационной составляющей в проведении урока, является использовании ИКТ. В настоящее время существуют различные компьютерные диски с дидактическими играми и заданиями для каждого урока и учебной программы. («Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Издательство «Новый диск», 2014); («Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе». Издательство «Учитель», 2015).

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

В детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла (СНОСКА: Дидактически оборудованной куклой Е. И. Тихеева называла куклу, приспособленную в целях обучения детей, например, знакомству их с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д. Разумеется, все это оборудование должно быть продумано и должно отвечать требованиям жизни.    Такая кукла используется для занятий). Эта же кукла может быть использована наравне с другими пособиями в интересах сенсорного и неразрывно с ним связанного лингвистического воспитания. Такая кукла не поступает в бесконтрольное, свободное пользование детей. Она сама и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, фигурируют главным образом в организованных играх и занятиях и предоставляются во временное свободное пользование детей только при условии неотступного наблюдения за ними.

К оборудованию такой куклы мы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Детям должно быть привито понимание, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок. Сколько бесед ведется на эту тему, а ведь каждая беседа — арена для упражнения языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра с дидактической куклой «Неваляшка»

Люблю своими руками создавать игрушки. Вот такая неваляшка у меня получилась. Дети очень любят играть в нее....

Презентация "Дидактическая кукла для детей младшего возраста"

Презентация кратко раскрывает роль дидактической куклы в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Включает перечень комплектов одежды куклы, показывает их развивающую направленность. Имеется фо...

Дидактическая кукла.

Кукла — это образ человека в игре ребёнка, где дети подрожают действиям взрослых. Дошкольники обыгрывают различные ситуации отображают и закрепляют обобщённые представления о них. В игре с...

Конспект занятия: игра с дидактической куклой: "Один день куклы Маши"

Конспект занятия: игра с дидактической куклой: "Один день куклы Маши"...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»

Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...

Дидактическая кукла своими руками. Игры с куклой.

Кукла имеет важное значение  для эмоционального и психического развития  детей. Куклы- наше отражение. В ней  ребенок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окру...