Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
учебно-методический материал (младшая группа)

Береснева Елена Николаевна

Цель:

Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Задачи:

- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.

- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

- Развивать зрительное восприятие.

- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_didakticheskaya_kukla.docx507.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 38 ПОСЕЛКА КУБАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от _______2021  года протокол №1

Заведующий МАДОУ № 38    

________   Н.П. Тюльпинова

Методические рекомендации  

к дидактическому пособию

«Дидактическая кукла Катя»

Воспитатель МАДОУ № 38

Береснева Е.Н.

п.Кубанский, 2021 год

Предисловие: В  младшем дошкольном  возрасте  происходит  всестороннее развитие ребенка, его знакомство с  многообразием окружающего мира. Ребенок знакомится с окружающим миром  постепенно. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет познавательная и игровая деятельность.

Учиться, играя! Главная идея труда  известного педагога  Ш.А. Амонашвили. Он показал, как  через игру можно ввести ребенка в сложней мир познания.

В своей педагогической деятельности я постоянно  стараюсь найти  новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом.  Поэтому  всегда стараюсь использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками.

Согласно ФГОС ДО,  «познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.                                                                 

  Для  повышения эффективности сенсорного воспитания детей  мною было изготовлено дидактическое пособие «Дидактическая кукла Катя». Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой,  доступной и безопасной. Я постаралась изготовить дидактическое пособие, опираясь на эти требования.

     Данное пособие рекомендовано, воспитателям  в  работе с  детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого.

Введение: Данное методическое пособие представлено в виде куклы Кати, одетой в дидактическую юбку, с нашитыми на нее яркими карманами, поясом  с разноцветными лентами, шнурочками, геометрическими фигурами. Так же данную юбку может одеть на себя воспитатель или любой сотрудник детского сада.

В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием,  превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.

Помимо установления контактов в период адаптации, данное пособие интегрирует со всеми образовательными областями по ФГОС ДО, это:

-физическое развитие (ребенок развивает мелкую моторику)

-социально-коммуникативное (главное назначение юбки)

-познавательное (развитие сенсорных эталонов)

-речевое (предпосылки к коммуникативному развитию)

-художественно-эстетическое (развитие творческих способностей).

Актуальность: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

Дидактическое пособие - «Дидактическая кукла Катя»  представлено на заседании педагогического совета №1 т  от 30.08. 2021г.

Пособие успешно апробировано в работе с детьми младшего дошкольного возраста в МАДОУ № 38.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному  учреждению.

Задачи:

• Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.

• Развитие эмоционально-волевой сферы.

• Развитие восприятия, сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

• Развитие творческих способностей, воображения, речи.

• Развитие познавательной и исследовательской активности.

• Развитие коммуникативных способностей.

• Развитие мелкой моторики.

  1. Основная часть: Первый клин (красный) (Приложение 1)

Цель: 

Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Задачи:  

- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.

- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

- Развивать зрительное восприятие.

- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.

Описание: Красный клин имеет форму трапеции (размер:  длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см). На клине расположены ленты разной длины и цвета (красного, желтого, синего, зеленого). На  них расположены фломастеры для закручивания. В клине пришита молния для застегивания и расстегивания (развитие  моторики пальцев(. Так же расположены по всему периметру геометрические фигуры на липучках (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

Варианты заданий:

1 задание «Сравни ленточку»

Цель: Закреплять знания о цвете, развивать мелкую моторику рук, внимание, память.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям сравнить ленточки по длине, ответить на вопрос  «Какая ленточка длиннее, какого она  цвета».

2 задание «Заплети косичку»

Цель: научить детей заплетать косы, соблюдая определенный порядок перемещения прядей.

Описание игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривает  косички у куклы Кати, показывает, как заплетать косички из ленточек. Предлагает детям самостоятельно заплести косички.

3 задание «Катушки на ленточках»

Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений и навыков с помощью игры.

Описание: Воспитатель показывает, как скручивать ленточку на катушку.

 4 задание «Застегни молнию»

Цель: использовать молнию для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. 

Описание: Воспитатель показывает детям, как застегивать и расстегивать молнию.

 5 задание «Геометрические фигуры»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Описание игр: Воспитатель показывает геометрическую фигуру, обводя пальцем спрашивает «Как называется данная фигура», «Какой она формы» и т.д. Затем фиксирует каждую фигуру на юбке.

  1. Второй клин (синий) (Приложение 2)

Цель: 

- Учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры, продолжать учить узнавать цвета.

- Развивать зрительную память, развивать мышление, развивать мелкую моторику.

- Воспитывать усидчивость, дружеское взаимоотношение со сверстниками.

Задачи: 

- Закреплять знания основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный).

 - Упражнять в нахождении и назывании геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

- Познакомить с геометрической фигурой-прямоугольником, показав на практике способом наложения, что он состоит из двух одинаковых квадратов.

Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.

Описание: Синий клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клине расположен домик на липучках, состоящий из геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник) и разных цветов. Так же имеются пуговицы и помпончики на петельках, для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия.

Варианты заданий: 

1 задание «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики. Все детали крепятся на липучку. Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям построит домик для куклы Кати из тех геометрических фигур которые у них есть(квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

  1. задание «Ветерок»

Цель: слуховое и зрительское внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с помпонами,  прикрепить их на пуговице. Так же предлагает подуть на них, как ветерок. Воспитатель предлагает детям  посмотреть на домик и построить такой же из геометрических фигур.

3.Третий клин (желтый) (Приложение 3)

Цель: учить детей различать фрукты их форму, цвет, величину.

Задачи:

-  Развивать у детей логическое мышление, сенсорное восприятие, разговорную речь.

- Учить собирать фрукты (по размеру, по цвету) в разные корзинки(«большая, маленькая»).

- Развивать мелкую моторику рук;

Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.

Описание: Желтый клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клине расположено дерево с пуговицами к ним крепятся яблоки (красного и желтого цвета), так к этим пуговицам крепятся листья разного цвета (зеленый, желтый, красный), так же под деревом находится корзинка. Имеется полянки с цветами из фетра на пуговицах разного цвета.

Варианты заданий: 

        1 задание «Собери яблоки в корзину»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закреплять способ прикрепления предметов к липучке.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на дерево. Спрашивает:  «Что вы видите на дереве?». Предлагает собрать детям яблоки в корзину.

2 задание «Собери листочки»

Цель: закреплять знаний цветов (зеленый, желтый, красный) в процессе совместной игровой деятельности.

Описание игр: Воспитатель предлагает собрать детям листочки в корзину. Обращает внимание на цвет и размер листочков.

  1. задание «Собери цветы на полянке»

Цель: Развивать мелкую  моторику рук, сенсорное восприятие и познавательный  интерес.

Описание игр: Воспитатель предлагает собрать детям цветочки в корзину. Обращает внимание на цвет и размер цветочков.

4.Четвертый клин (зеленый) (Приложение 4)

          Цель: 

- Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, память.

Задачи: 

- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине.

- Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук, способствовать развитию тактильных анализаторов. 

-Закреплять знания геометрических фигур, цвета, размера, развивать познавательные и творческие способности.

Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.

Описание: Зеленый клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клину расположено солнышко из фетра,  у которой лучики крепятся на липучках. Так же есть тучка, которая с молнией и из нее идет дождик. Еще имеется гусеничка на липучках круглой формы, так же есть божья коровка с молнией где в нутрии находятся маленькие  божьи коровки. Так же расположены цветы из фетра на липучках.

 Варианты заданий.  

1 задание «Собери гусеницу».

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорное восприятие, логическое мышление.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям собрать гусеницу в определенной последовательности, как на юбке.

 2 задание «Солнышко».

Цель: развивать мелкую моторику  рук, закреплять  знание цвета.

Описание игры: Воспитатель предлагает  детям рассмотреть лучики у Солнышка и собрать их.

3 задание «Тучка» 

Цель:  учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.

Описание игр: Воспитатель предлагает детям рассмотреть тучку, далее моделируют ситуацию «Идет дождь или нет».

Заключение:

Пособие «Дидактическая кукла Катя»  - прекрасное средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, игровой деятельности так и режимных моментах.

Обучение с применением данного дидактического пособия  значительно позволяет повысить интерес  младших дошкольников, а также активизировать сенсорную, речевую познавательную деятельность. При использовании дидактического пособия дети усовершенствовали и развили психические процессы:

-восприятие - научились анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;

 -внимание - сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;

-память - слуховая, тактильная, зрительная.

При реализации дидактического пособия наблюдается следующая положительная динамика:

- развивается внимание, терпение;

 - проявляются творческие способности;

- осваиваются начало геометрии;

 - воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в дальнейшем в радость учения. С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры.

Как видим, вариантов применения моего  пособия множество. Оно красочное, удобное в использовании и не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах  воспитательной работы.

 Творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.

Оглавление

  1. Предисловие         стр 2                                                                
  2. Введение                стр 2
  3. Основная часть     стр 3
  4. Заключение           стр 7
  5. Оглавление            стр  8                                                  
  6. Приложения           стр 8                                              

Приложение 1

C:\Users\Kovalenko\Desktop\рец юбка\фото БЕН\863903a8-ad09-4a46-9065-39fa2d500837.jpg

Приложение 2

C:\Users\Kovalenko\Desktop\рец юбка\фото БЕН\dc33cfbb-5084-46cb-8797-e1eb2b43a32a.jpg

Приложение 3

C:\Users\Kovalenko\Desktop\рец юбка\фото БЕН\16790a93-6999-4ca2-b6d9-9ab0c9b5287c.jpg

Приложение 4

C:\Users\Kovalenko\Desktop\рец юбка\фото БЕН\15fafead-bd10-472b-94ea-08a0dc112bce.jpg

Пособие «Дидактическая кукла Катя»

C:\Users\Kovalenko\Desktop\рец юбка\фото БЕН\a8f9a39f-7a3c-42fe-b030-7d44e9377e82.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "заболела кукла Катя"

Формировать социально-нравственное воспитание. Обогащать игровой опыт детей....

Методическая разработка для группы младшего возраста. Кукла Катя проснулась.

Методическая разработка позволяет прививать детям младшего возраста культурно - гигенические навыки ....

Дидактическая игра "Поможем кукле Кате"

Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» Цели: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к`] в словах. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста...

Методические рекомендации по разработке пособии, дидактических игр по этнокультурному образованию.

Этнокультурное  образование – целостный процесс изучения и практического  освоения этнокультурного наследия, процесс воспитания на традициях культуры.  Для реализации этнокультурн...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»

Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические  темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...