Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"
методическая разработка (старшая группа)

Загоскина Алёна Игоревна

"Давайте добрее будем!"

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. "Детство- золотой век эмоционального в нас",- отмечает В.В.Зеньковский. никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций- сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств- важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов ( окружающая среда, общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети- а затем и взрослые.

Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя Мир ребенка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА 

Педагогический совет  

Протокол № ___ от «____»_________201__ года 

 

УТВЕРЖДЕНА 

Заведующий 

_______________Виноградова Л.А. 

Приказ № от «____»__________20___г. 

ПРОГРАММА

по дополнительной платной

образовательной услуги

 «Песочная фантазия»

 

 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №93 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Возраст детей: 4-6 лет 

Срок реализации программы:

 года

 

 

 

 

Автор-составитель:

 Загоскина Алёна Игоревна

Санкт-Петербург

2019

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1  Пояснительная записка                                                                                 3

1.2 Цели и задачи реализации программы........................................................5

1.3  Актуальность программы .................................…………………………..6

1.4 Ожидаемый результат .............................................................……….........7

2. Содержательный раздел..................................................................................8

2.1 Учебно-тематический план. Первый год обучения……………………...8

2.2.Учебно-тематический план. Второй год обучения...................................10

3. Структура и форма занятий ……………………..........................................12

4.  Список литературы…………………………………………………….......13

1. Целевой раздел

1.1  Пояснительная записка

"Давайте добрее будем!"

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. "Детство- золотой век эмоционального в нас",- отмечает В.В.Зеньковский. никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций- сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств- важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов ( окружающая среда, общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети- а затем и взрослые.

Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя Мир ребенка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы:

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Задачи программы:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;  
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • способствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

1.3. Актуальность программы

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психолгогических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

1.4 Ожидаемый результат

Реализация мероприятий , предусмотренных программой, позволит мне:

1.Стабилизировать  положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность..

2. У детей разовьются творческие способности.

3.В  детском саду создастся благоприятный психологический климат.

2. Содержательный раздел

2.1 Учебно-тематический план. Первый год обучения (4-5)

Месяц

Неделя

Тема

Октябрь

1

Ознакомление с песочницей ( О.Б. Сапожникова стр.19 оранжевая)

"Что прятано?"(Т.А. Андреенко, стр.23)

2

Умный Карандаш (по мотивам сказки В. Сутеева "Мышонок и Карандаш) (О.Б. Сапожникова стр.15 синяя)

"Заборчик" (Т.А. Андреенко, стр.26)

3

        Мы на кораблике плывем ( по стихам А. Барто из цикла "Игрушки"), (О.Б. Сапожникова стр.19 синяя)

"Путешествие с игрушками" (Т.А. Андреенко, стр.40)

4

"Золотая рыбка" (Т.А. Андреенко, стр.43)

        "Если добрый ты" (Т.А. Андреенко, стр.75)

Ноябрь

1

        Мышонок ( по мотивам сказки  С. Маршак "Сказка о глупом мышонке") (О.Б. Сапожникова стр.26 синяя)

"В гостях у смурфиков" (Т.А. Андреенко, стр.51)

2

Волшебный гриб ( по мотивам сказки В.Сутеева "Под грибом"), (О.Б. Сапожникова стр.26 синяя)

"Прятки" (Т.А. Андреенко, стр.121)

3

Друзья (по мотивам русской народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть" (О.Б. Сапожникова стр.39 синяя)

"Домик для друзей" (Т.А. Андреенко, стр.35)

4

Дом для поросенка ( по мотивам сказки С. Михалкова "Три поросенка"), (О.Б. Сапожникова стр.43 синяя)

Приключения маленького поросенка, овечки и пчелки (О.Б. Сапожникова стр.49 синяя)

Декабрь

1

"Времена года" (Т.А. Андреенко, стр.72)

«Времена года»

2

«День и ночь»

3

«Вулкан»

4

«Ледниковый период»

Январь

1

Каникулы

2

«Формы и цвета»

3

«Топография»

4

"Раскопки" (Т.А. Андреенко, стр.36)

Февраль

1

"Город мечта" (Т.А. Андреенко, стр.95)

2

"Автомобильный городок" (Т.А. Андреенко, стр.97)

3

«Художник»

4

«Сетка»

Март

1

"Солнечный денёк" (Т.А. Андреенко, стр.42)

2

«Циклопы и Драконы»

3

«Защита базы»

4

«Ландшафт»

Апрель

1

«Долина бабочек»

2

"Полет к звездам"  (Т.А. Андреенко, стр.99)

3

"Источник воды"

4

«Акула»

Май

1

«Сафари»

2

«Океан: флора и фауна»

3

«Раскраска»

4

«Динозавры»

2.2 Учебно-тематический план. Второй год обучения (5-6)

Месяц

Неделя

Тема

Октябрь

1

Ознакомление с песочницей ( О.Б. Сапожникова стр.19 оранжевая )

"Что прятано?" ( О.Б. Сапожникова стр.31 оранжевая )

2

Город на песке ( О.Б. Сапожникова стр.27 оранжевая )

Живые картинки на песке ( О.Б. Сапожникова стр.29 оранжевая )

3

Дождик для художника ( О.Б. Сапожникова стр.36 оранжевая )

Вслед за радугой (О.Ю. Епанчинцева, стр. 33)

4

Необыкновенное путешествие (О.Ю. Епанчинцева, стр. 45)

Прогулка у реки ( О.Б. Сапожникова стр.39 оранжевая )

Ноябрь

1

Птицы рядом с нами ( О.Б. Сапожникова стр.33 оранжевая )

Сказочная страна (О.Б. Епанчинцева, стр. 69)

2

Чудеса на песке (О.Ю. Епанчинцева, стр. 27)

Цветик-семицветик ( О.Б. Сапожникова стр.43 оранжевая )

3

Путешествие в сказку (О.Б. Епанчинцева, стр. 55)

Прогулка в царство Матушки Природы (О.Б. Епанчинцева, стр. 50)

4

Затерянный город (О.Б. Епанчинцева, стр. 59)

Проделки Песчаной бури (О.Б. Епанчинцева, стр. 63)

Декабрь

1

«Времена года»

2

«День и ночь»

3

«Вулкан»

4

«Ледниковый период»

Январь

1

Каникулы

2

«Формы и цвета»

3

«Топография»

4

"Раскопки" (Т.А. Андреенко, стр.36)

Февраль

1

"Город мечта" (Т.А. Андреенко, стр.95)

2

"Автомобильный городок" (Т.А. Андреенко, стр.97)

3

«Художник»

4

«Сетка»

Март

1

"Солнечный денёк" (Т.А. Андреенко, стр.42)

2

«Циклопы и Драконы»

3

«Защита базы»

4

«Ландшафт»

Апрель

1

«Долина бабочек»

2

"Полет к звездам"  (Т.А. Андреенко, стр.99)

3

"Источник воды"

4

«Акула»

Май

1

«Сафари»

2

«Океан: флора и фауна»

3

«Раскраска»

4

«Динозавры»

        

3. Структура и формат занятий 

Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю с малой группой детей (4-5 ребенка). Длительность занятия – 20-25 минут в зависимости от возраста.

3.1.Структура занятия

    Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная (ритуал входа)

    Своего рода организационный момент- позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.

                   Часть 2. Основная   

Дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличивать на 5-10 минут (в зависимости от возраста) по сравнению с обычными занятиями. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличии от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия.

                  Часть 3. Заключительная (ритуал выхода)

    Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью ( не более 5-7 минут). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку песочнице.

4. Список литературы

  1. О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
  2. О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Песочная терапия в развитии дошкольников", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
  3. О.Ю. Епанчинцева "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2017
  4. Т.А. Андреенко "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием интерактивной доски "В гостях у Винни-Пуха и его друзей".

Проект носит рекомендательный характер и очерёдность подачи игр можно варьировать в зависимости от динамики развития и индивидуальных способностей конкретных детей.Проект создан с помощью интерактивны...

Методическая разработка по использованию интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимост...

Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»

Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...

Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....

Методическая разработка по использованию интерактивной игровой технологии адвент-календарь

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.В ФГОС ДО изложен перечень тр...

Методическая разработка "Картотека игр с использованием интерактивной песочницы"

Картотека игр для детей 4-7 лет с использованием интерактивного оборудования (песочницы).  Представлены игры на развитие психических процессов (зрительного, тактильного, пространственного восприя...