Методическая разработка по использованию интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Елена Ивановна Барболина

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx733.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  детский сад № 6 комбинированного вида                                                                                                      Колпинского района Санкт- Петербурга.

Методическая разработка

по использованию

интерактивных игр

в работе с детьми старшего

дошкольного возраста.

       

Составители: воспитатели                                                    

                                           Гордеева В. С.

                                                                     Барболина Е. И.

                               

                 

Применение интерактивной доски   в детском саду.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Преимущества  интерактивной доски.

Обучение детей  становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные  средства  обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

  • Развитие внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Речи
  • Личности
  • Навыки учебной деятельности

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.                                                                                       Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

В связи с этим мы начали использовать в детском саду новое информационно-техническое средство – интерактивную доску.

Задачи:http://sadik123.ru/pictures/doska1.jpg

  • развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
  • формирование готовности ребенка к школьному обучению;
  • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
  • овладение навыками работы с интерактивной доской.

 Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.  Интерактивная доска (ИД) является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров, родительских собраний.  Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски  – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения.   Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей дошкольного возраста.
Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В целом интерактивная доска  позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольника.

Рисунки на интерактивной доске.

 

http://sadik123.ru/pictures/ID/buratino.png

http://sadik123.ru/pictures/ID/duimovochka.png

http://sadik123.ru/pictures/ID/pchelka.png

http://sadik123.ru/pictures/ID/svetlyachok.png

http://sadik123.ru/pictures/ID/zolushka.png

http://sadik123.ru/pictures/ID/smesh.png

В своей работе мы в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Далее рассматриваем возможность максимального использования данных интерактивной доски. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:

  1. Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
  2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
  4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
  5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
  6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – по максимуму задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе НОД:

  1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.
  2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.
  3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.
  4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.
  5. Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.
  6. Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.

Преимущества работы с интерактивной доской:

  1. Усиливает подачу материала.
  2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
  3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
  4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
  5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
  6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

  

 

Дидактические игры, созданные с помощью программного обеспечения

Mimio Studio для детей 5 – 7 лет по развитию речи.

Игра «Цепочка»

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s76761740.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s27029768.jpg

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: Упражнять в объяснении значения слов.

Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s27935275.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s47822863.jpg

 

Игра «Назови детенышей»

Цель: упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка - волчата, у волка много волчат». «У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т.д.).

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s10119390.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s83384739.jpg

 

Игра «Лисенок считает»

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных

Ход: На экране сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку, который умеет считать вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос лисенок отвечает (записан голос – влючатеся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s41168566.jpg

 

Игра «Назови одним словом».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход: На доске в два столбика расположены слова(подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый…) При правильном ответе - слова поощрения.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s73268265.jpg   http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s77326730.jpg 

 

Игра «Наоборот»

Цель: Закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу

Ход: На экране – предметная картинка и слово ее характеризующее на красном фоне. Из трех предложенных слов ребенок должен выбрать точно подходящее противоположное по смыслу к исходному и перенести его на зеленое поле. Если ответ правильный слово переносится и раздаются поощрительные слова типа: «Это верный ответ», «Ты правильно ответил» и т.д. Если ответ неправильный -слово зачеркивается красным крестом. В игре 10 листов.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s57502751.jpg   http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s86370628.jpg 

 

Игра «Подбери слова-родственники».

Цель: учить подбирать однокоренные слова, упражнять в чтении слов, развивать внимание.

Ход: На доске представлены две картинки с изображением леса и реки и группа слов.

Двое детей, работая на ИД одновременно, соединяют с помощью цветного маркера однокоренные слова и соответствующую им картинку. После правильного выполнения смайлики на картинке начинают прыгать.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s60200283.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s76390744.jpg

 

 

Игра «Кто внимательный?»

Цель: Закреплять умение определять наличие звука в слове («к», «р», «л», «м»), произносить отчетливо выделяя определенный звук в слове.

Ход: На доске несколько картинок, необходимо определить какой звук встречается во всех словах, и выбрать его, нажав стилусом. Правильный ответ – на экране останется только верный звук и появляется надпись – «молодец», «умница», «правильно» и т.д. Неправильный выбор – буква, обозначающая данный звук зачеркивается.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s86770991.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s33840053.jpg

 

Игра «Снежинки» 

Цель: Упражнять в подборе слов – определений к одушевленным и неодушевленным предметам, активизация словаря.

Ход: На доске элементы снежинки, в центральной части предметная картинка (снеговик, Дед Мороз, подарок, елочная игрушка, елка). К ней надо подобрать слова-определения, На каждое слово ведущий (взрослый, ребенок) перемещает лучик снежинки. Мотивация - слов надо придумать столько, чтобы снежинка составилась полностью.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s53317854.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s13861292.jpg

 

Игра «Засели домики»

Цель: Закреплять умения выделять заданные звуки в слове («ш»), определять их местоположение (начало, середина, конец слова).

Ход: Педагог предлагает выделить в слове звук «ш», определить его местоположение и ориентируясь на схему на крыше, заселить в соответствующий домик.

По завершении работы, необходимо сдвинуть смайлик-проверку, за которым находится правильный ответ, и проверить себя. Аналогично проводится работа со звуками "с", "ж", "з".

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s28524299.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s10805241.jpg

 

Игра «Кого можно увидеть?»

Цель: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных, совпадающие с родительным.

Ход: На доске находится три картинки (на двух листах – 6 картинок), закрытых шторками (лес, море, пустыня, север, горы, поле). Все дети закрывают глаза. Ребенок должен открыть одну шторку, посмотреть, что изображено и закрыть шторку обратно. Далее он детям рассказывает - кого там можно увидеть («там можно увидеть, волков, лис, кабанов, рысей, зайцев и т.д. Что это:»). Ребята должны догадаться и ответить («Это лес»). Ребенок-ведущий открывает шторку и демонстрирует ответ.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s35128619.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s39991938.jpg

  

Игра: «Загадки – описания»

Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа описания, выделяя характерные признаки.

Ход: На доске под «шторками» спрятаны картинки зимней тематики (снегирь, новогодняя елка, санки, подарки, ледянка, варежки). Вызывается один ребенок, другие закрывают глаза. Ребенку у доски предлагается в это время открыть одну шторку, посмотреть картинку, снова закрыть. Затем придумать, и загадать детям загадку-описание Дети отгадывают. Если правильно, ребенок открывает шторку и демонстрирует отгадку.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s32731236.jpg   http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s16522990.jpg 

 

Игра «Что лишнее?»

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на ИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок вибирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объсняет почему он сделал такой выбор («Здесь лишняя картинка свиньи, потому что у этого домашнего животного нет рогов и оно не дает молока, а у коровы и козы есть рога и они могут давать молоко» и т.д.).

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s44425628.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s67601670.jpg

 

 

Игра «Подбери пару и объясни»

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. («Собака живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову «птица», слово «гнездо» и т.д.). Если слово подобрано ребенком верно, его можно перенести, если ошибся, картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4-5 заданий.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s60326259.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s24334999.jpg

 

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Цель: Учить ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, и разложить их на четыре группы, в зависимости от того, какое слово можно к ним подставить: мой, моя, моё, мои («мой заяц, мои санки, моя лиса, моё облако» и т.д. дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки. Работа каждого ребенка оценивается. Правильный ответ – поощрительные слова – «Молодец», «Умница» и т.д.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s96805217.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s45951014.jpg 

 

Игра «Подбери слово»

Цель: Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в разных падежах.

Ход: Предлагается 3 листа заданий поочередно: ручей – река (муж. и жен. род), подушка – одеяло (жен. и сред. род), блюдце и чашка (сред. и жен. род). Ребенок должен прочитать слова и выбрать картинку, к которой они походят, кликнув стилусом (на ИД) или мышкой (на компьютере) на квадрат над ней. При правильном ответе – появится зеленый круг. При неправильном – красный.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s24609461.jpg   http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s85515409.jpg

  

Д/и «Рифмовочки»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию.

Ход игры: На ИД по кругу расположены картинки с изображением слов, сходных по звучанию. В центре – рулетка. Ребенку предлагается ее запустить, кликнув по ней стилусом. И к слову, напротив, которого она остановилась подобрать рифму.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s10089784.jpg

 

Игра «Загадки от зайчат»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать загадки и доказывать правильность своего ответа, в построении сложных предложений.

Ход: На доске несколько картинок зайчат. Ребенку предлагается выбрать одного, кликнуть на него стилусом и прослушать загадку, которую ему «загадает» зайчонок (звучит запись). Дети отгадывают загадку и доказывают правильность своего ответа (Я думаю (я считаю), что это …, потому что (так как, значит) … и т.д.). Далее ребенок открывает шторку и проверяет правильность отгадки.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s72156368.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s60404391.jpg

 

 

 

 

Игра «На дворе»

Цель: Упражнять детей различать звуки «с» и «ц», отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах.

Ход: На доске картинка с двумя заборами и несколько картинок с животными, в названии которых есть звуки «с» и «ц». Детям предлагается определить наличие одного или второго звука в слове, отчетливо произнести с выделением этого звука и поместить в свой двор.

http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s79417982.jpg  http://140doshkolnik.ucoz.ru/_ld/0/s91029203.jpg