Русская изба
проект

Орлова Ирина Ивановна

Детско-родительский долгосрочный проект для детей 4-6 лет «Русская изба».

Введение в проект.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Срок реализации: 1 год.
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; 
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным , народными инструментами;
• Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;
• Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Актуальность проекта.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта «Русская изба».
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями: 
Художественно – эстетическое развитие 
Коммуникативно – личностное развитие 
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Проект построен по комплексно – тематическому принципу: создание макета мини – музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.

Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский и др.)

Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
У детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Разные поколения «отцов» и «детей» плохо находят общий язык, возникает недопонимание, так как нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Дети недостаточно ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике. Возникла необходимость в привлечении родителей к социально-значимой деятельности, в формировании нравственных качеств у детей, патриотизма, ценностного отношения к истории родного края.

Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.
•Беседы с детьми.
•Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
•Чтение художественной литературы.
•Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
•Театрализованные игры.
•Рассматривание предметов быта и посуды.
•Заучивание потешек, прибауток, закличек. 
•Использование русских народных песен и танцев. 
•Проведение русских народных игр. 
•Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. 
•Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. 
•Рассказ о народных обычаях и традициях. 

I этап – подготовительный. 
Цель: разработать проект.

Месяц, мероприятия, результат
сентябрь 
Изучение литературы по данной теме:
•«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
•«Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина/. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
•«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004,
- Сбор и анализ сведений о месте работы родителей, дедушек, бабушек, диагностическое обследование детей.
Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта. Пополнение методической литературы. Выявление проблем и возможности их устранения. Система мероприятий по взаимодействию с детьми, социумом, родителями.

II этап – основной.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Месяц, тема недели, формы работы
Взаимодействие с детьми Взаимодействие с социумом
Октябрь, темы недели:
1. Труд взрослых 
2.Мир профессий 
4.Хлеб всему голова 
-Фольклорный праздник «Осенины»
-Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.)
-Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику».
Д/и «Укрась избушку узором», «Составь узор».
-чтение В.Орлов «Колосок»;
-Совместное приготовление хлебо – булочных изделий из соленого теста. -Проведение консультации для родителей: «Мини- музей в детском саду»
- Совместная выставка с детьми «Дары осени».

Ноябрь, темы недели:
1.Я – человек 
2.История моей семьи 
3.Человек и предметы быта

НОД « Познание» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа
-Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас»
Рассматривание печки.
Н.О.Д. «Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Позолоченная прялица», «Откуда берётся шерсть?» 
Посещение краеведческого музея и совместная с родителями подготовка фотовыставки «Экскурсия в краеведческий музей»
Творческое задание «Герб моей семьи»

Декабрь, темы недели:
1.Сибирь зимой 
2.Мой город Красноярск
3.Моя родина Россия 
4.Новый год 
-Заучивание пословиц, поговорок о Родине.
-Дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» -Сообщения на педсоветах: «Влияние колыбельных песен на детей», «Знакомство детей с русскими народными играми».

Январь, темы недели:
1. Народные традиции России 
2.Зимние игры и забавы 
3.Ластоногий символ Байкала 
-Игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка»
-Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; Хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина».
-Просмотр видеозаписи «Отдых на Байкале»;
- Беседа «Зачем покупают сувениры»;
- Чтение А.С.Ольхон «Сказки тайги и тундры»;
- Консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»
-Семейные мини выставки «Что мы привезли с Байкала»; 
- Изготовление с родителями сувениров из солёного теста, бумаги, ткани.

Февраль, темы недели:
1.Дикие животные
2.Наши домашние питомцы 
3.День защитника отечества 
4.Мальчики и девочки 
Чтение «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка-хаврошечка», «Зимовье зверей» и др.
Режиссерская игра «Ферма»:
Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитываем патриота», «Давайте попоем», «Семейный музей»
Оснащение предметно – развивающей среды в группе.

Март, темы недели:
1.Женский день 
2.Весна пришла, весне дорогу
3. Наши любимые игрушки 
4.День детской книги.

Апрель, темы недели:
1.День космонавтики 
2.Транспорт
3.Спасём природу 
4.Растительный мир Прибайкалья 
-Беседа о маме, разучивание поговорок и пословиц о маме.
-Выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня»
-Игра на деревянных ложках, трещотках, бубенцах, танцы с использованием ложек
- Беседа «Где можно купить игрушки в нашем городе?»;
- Отгадывание загадок;
-Играем в книжный магазин;
- Беседа «Откуда книга к нам пришла»;
- рассматривание и классификация книг;
-Настольный театр «Гуси-лебеди», «Колобок».
- Составление схемы игры: семья на природе.
- Показ кукольного представления «Игрушки зверюшки».

Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.)
Игрушки наших «бабушек и дедушек»
Конкурс «Кукляндия»
- Изготовление книжек – малышек;
- Совместная детско – родительская выставка «книги детства»;
- Изготовление макета мини – музея «Русская изба»

III этап: заключительный. 
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба». 
Совместное обсуждение полученных результатов.
Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие»
Мультимедийная презентация проекта «Русская изба».

Предполагаемый результат:
1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
4.Дети научатся изготовлять оберег «куклу – пеленашку»
5.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многие другие.
6.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

Список литературы:
1.«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
2.«Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина
Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009
3.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» о. Л. Князева, М. Д. Маханева Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004 
4.«Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова, Москва, 2010 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_itog.docx166.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская изба»

Проект «Русская Изба»

Проект «Русская изба»

В современное время, всё чаще педагоги обращаются к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству - это стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о традициях нашей страны, культуре, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое.

Творческий проект, в нашей группе «Русская изба» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учетом доступности, стимулирования активности детей и взрослых.

Цель проекта: Формирование представлений детей о русской деревне, о предметах старинного быта, русской избы и традиционной русской одежде, народной одежде Воронежской губернии

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

- Дать понятие «устаревшие слова» и познакомить с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рушник.

- Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси, жизнедеятельности людей слободы Россошь.

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Ожидаемый результат: Обогащение детей знаниями о традициях и истории нашей Родины.

Чтобы наша работа была плодотворной, мы разработали перспективный план:

• Рассматривание предметов народного творчества.

• Украшение предметов быта, сарафана, кокошника, платочков, поясков рисованием, аппликацией.

• Слушание русской народной музыки, пение русских народных песенок, потешек.

• Хороводные игры.

• Сюжетно-ролевые игры.

• Д/игры «Подбери одежду»«Чего не стало»«Волшебный сундучок»«Одень кукол в русский сарафан».

• Экскурсия в музёй города Россоши.

• Рассматривание альбомов «Предметы быта»«Русская изба»Русский народный костюм».

• Загадки об одежде и предметах быта.

• Драматизация сказок.

• НОД«Русский народный костюм»«Русские былинные богатыри».

• Проектная деятельность«На бабушкином дворе».

• Исследовательская деятельность«История русского сарафана».

• Театрализованная деятельность«Посиделки в слободе Россошь» «В горнице»

Проведение русских народных праздников Масленица, Пасха, Троица, День памяти Петра и Февронии, Сретенье.

• Создание презентации с родителями «Моя деревня».

Для реализации проекта, в группе подготовили соответствующую предметно – развивающую среду, были оформлены, макет «Двор русской деревни», макет русской избы. Собраны альбомы изделий народных промыслов - «Золотая хохлома»«Дымка»«Голубая Гжель»«Русская матрешка»«Филимоновская игрушка»«Городецкая роспись», раскраски для детей «Русские узоры»

В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры в соответствии с народными обычаями и праздниками, вместе с родителями принимали участие в фольклорных праздниках. Достижением нашего проекта, стала постановка театрализованного представления «Посиделки в слободе Россошь», в котором были представлены различные жанры устного народного, песенного и танцевального творчества.

Проект проводился в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Были предложены рекомендации, проведено анкетирование с целью приобщения детей к истокам русской культуры; организованы фотовыставка «Моя деревня». Родители вместе со своими детьми посетили Центр ремесел, музей города Россоши.

Для родителей были подготовлены брошюры и буклеты по темам«Народные праздники и обычаи России»«Из истории народного костюма», Из истории народного костюма Воронежской губернии»,«Семейный уклад в русской деревне».

Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюмаПроект позволил детям впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

Вот что получилось у нас. Макет русской избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...