Главные вкладки

    Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»
    проект (старшая группа)

    Басаман Ольга Валерьевна

    Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoe_sinee_v_mire_-_chyornoe_more_moyo_-_kopiya.docx36.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-значимый педагогический проект

    по экологическому образованию

     для детей 5 – 6 лет

    «Самое синее в мире Черное море мое» 

    Составитель: воспитатель МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе

    Басаман Ольга Валерьевна

    Реализация: 2019-2020 учебный год

    Тип проекта: социально-значимый, познавательно-исследовательский, групповой.

    Срок реализации: краткосрочный, 2 месяца.(сентябрь-октябрь)

    Участники проектной деятельности: педагоги, дети, родители, инструктор по ФК.

    Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

    Актуальность проекта:

    Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть с него просто некуда. Восторгаясь разумом человека, мы должны научиться восторгаться гармонией природы».

    В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Национальный проект «Образование», утвержденный 24 декабря 2018 года,  выдвигает цель воспитания социально ответственной личности. Особое значение в этом играет осознанное отношение к окружающему миру.

    На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. В результате диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о Черном море, но не знают о его флоре и фауне, проблемах, нависших над черноморским бассейном. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.Данный проект предполагает системную работу, в результате которой дети познакомятся с флорой и фауной Черного моря. Получат знания, как заботиться о природе родного края.

    Проблемная ситуация: Сохранение окружающей среды, умение беречь и любить родную природу.Из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Черного моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Самое синее в мире – Чёрное море моё».

    Цель проекта: Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря, его обитателях. Воспитание экологического культуры личности у старших дошкольников через создание педагогических условий в процессе реализации образовательного проекта.

    Задачи проекта:

    -формировать знания и представления о Черном море, как экосистеме;
    - расширять представления о флоре моря;
    -формировать представления о фауне моря;
    -обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь;
    -формировать желание изучать морские глубины, заботиться о море .

    Социально-значимые результаты реализации проекта:

    • Акция выходного дня (дети, родители, педагоги) «Очистим берег от мусора»
    • Фотовыставки для детей 2 младшей и средней групп «Я в океанариуме!», «Самое синее в мире Чёрное море моё»
    • Познавательно-игровое занятие «Экологическая викторина» с детьми подготовительной к школе группы

    Предполагаемый результат:

    Для детей:

    • Дети овладеют понятиями по теме «Морские обитатели.
    • Получат информацию об особенностях жизнедеятельности обитателей моря.
    • Сформируются представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
    • Будут сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
    • Научатся составлять описательный рассказ о морском обитателе.
    • Повысится познавательная активность детей.

    Для педагогов:

    1.        Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

    2.       Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

    Для родителей:

    1.        Установление эмоционального контакта с детьми.

    Сотрудничество с семьёй:

    • Выпуск стенгазет природоохранного характера « Давайте  беречь  Черное море!» (родители вместе с детьми).
    • Создание творческой презентации из фотоснимков, сделанных родителями с детьми и ее показ.
    • Акция «Очистим берег от мусора»
    • Фотовыставки:  «Я в океанариуме!», «Самое синее в мире Чёрное море моё»
    • Выставка детских творческих работ
      Этапы реализации проекта:
    1. Этап — Подготовительный (разработка проекта).

    1.Подбор детской и методической литературы, иллюстративного материала по теме«Черное море и его обитатели»;

    2.Собрание коллекции видеофильмов и презентаций по теме проекта: «Удивительный подводный мир», «Путешествие под водой», «Обитатели Чёрного моря».

    3. Разработка консультаций для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»; «Как заинтересовать ребенка тайнами морского мира», «Что знает Ваш ребенок о свое родном крае?», «Отдыхаем всей семьей на море»

    4.Разработка памяток для родителей "Как привить ребенку любовь к природе родного края», «Формирование основ экологического воспитания в семье» и др.

    5. Проведение выставки совместных творческих работ детей, родителей и воспитателей «Сокровища Черного моря».

    6.Оформление мини-музея «Морской мир»

    7.Создание предметно-пространственной среды:

    — Подбор художественной литературы для детей.

    — Изготовление дидактических пособий.

    — Составление картотек об обитателях Черного моря.

    II.Этап - Практический (реализация в образовательной деятельности)

    - Оформление стендов для родителей по теме проекта;

    - Консультации для родителей: 

     - Проведение дидактических игр, занятий, досугов.

    Реализация проекта

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Беседы

    • «Наше Черное море»
    • «Черное море и его обитатели»
    • «Море в беде»
    • «Почему море назвали Черным
    • «Пьют ли рыбы воду?»
    • «Ракушки Черного моря»
    • «Наш волшебный мир»

    НОД по экологическому воспитанию «Путешествие по морю»

    НОД «Знакомство с подводным миром Черного моря», «Чудеса Черного моря».

    Просмотр тематических познавательных фильмов и мультфильмов. «Подводный мир».

    Просмотр документального фильма «Защитим Черное море» В. Кишишева

    Игры с песком. Создание модели «Подводный мир».

    Рассматривание иллюстраций на тему «Море и его мир», «Обитатели моря».

    Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», «Катерок», «Осьминоги».

    Познавательно-исследовательская деятельность: «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», Песочная терапия «Этот волшебный песок»,

    Экскурсия к морю, «Изучаем природные ресурсы моря»,создание модели «Подводный мир».

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Чтение художественной литературы:

    • Г. Косова «Азбука подводного мира»,
    • С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
    • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
    • А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
    • Г. Х. Андерсен «Русалочка»
    • Н. Шемякина «Сказка про кита»,
    • А. Кизим «Краб путешественник»;
    • А. Струк «Морская авоська»,
    • М. Карем «Море любит танцевать»,
    • рассказов: Л. Н. Толстой «Акула», А. Синичкин, К. Конфеткин «Приключения дельфинчика и его друзей», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Воронина «Добрая раковина» .

    Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях

    • В. Орлова «Для чего морю наряды?»,
    • И. Токмакова «Где спит рыбка?»;
    • А. Барто «Раковина»,
    • Б. Заходер «Отшельник и Роза»
    • В. Орлов «Я рисую море», «Для чего морю наряды?»,
    • С. Баранов «Дельфины».
    •  В. Ф. Волкотрубов «Ветерок морских широт».

    Составление творческого рассказа «Как я ездил в дельфинарий»

    Заучивание пословиц и поговорок о море:

    « Нем как рыба», «Плавает как рыба в воде», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Кругом вода, а с питьём беда», «В море раз побудешь, век не забудешь», «В море дорог много», «Море шутить не любит», «Море кого любит, а кого губит»

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Море и его мир», «Обитатели моря», «Рыбы, которые живут в нашем море»

    Рассматривание репродукций картин:

    - И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,«Рыбаки на берегу моря».

    - А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»

    - А. Боголюбов «Парусник в море»

    Разучивание пальчиковой гимнастики «Чайка», « Рыбки».

    ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Дидактические игры:
    «Занимательная зоология», «Угадай на ощупь», «Отгадай загадку», Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»,«Найди обитателей подводного мира» «Опиши животного», «Рыболовы», «Узнай морского обитателя», «Морское лото», «Кто в воде живет?», лабиринты «Дельфин плывёт на день рождения рыбки», шнуровка «На морском дне», «Поймай рыбку», «Удочка», « Целое из частей» (дельфин, краб), «Найди одинаковые рыбки и соедини их линиями», «Составь узор из морских камешков», «Найди отличия», «Игровое, морское путешествие», «Рыбы из глубины, знаешь ли их ты? (словесная игра), « Морская шкатулка»

    Сюжетно-ролевые игры:

    • «Путешествие на корабле»
    • «Рыбное кафе»
    • «Рыбаки»
    • «Моряки»

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Рисование:

    • «Морской пейзаж»
    • «Морские обитатели»
    • «В синем море, в белой пене…»
    • «Кит и китенок»
    • роспись камней «Обитатели Черного моря»,
    • «Я рисую на песке» — рисование палочками

    Лепка:

    • «Морские обитатели» пластилинография
    • «Осьминог»,
    • пластилинография «На дне морском»

     Аппликацияи Ручной труд:  «В морских глубинах», поделки из ракушек и морских камешков, оригами «Кораблик»

    Слушание музыкальных произведений и море и его обитателях: слушание песен «Дельфины», «Мы пришли сегодня в порт», «Жил отважный капитан» и других, шумов моря с диска «Звуки природы», музыкальных произведений: К. Дебюсси «Море», А Гендель «Музыка на воде», М. Равель «Игры воды»;слушание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту», эскиза для симфонического оркестра Разговор ветра с морем»,

    Разучивание песни «По морям, по волнам…»

    Культурно – досуговая деятельность:

    • Развлечения: «В гостях у золотой рыбки», «Праздник воды», «В гостях у Нептуна», «Морская прогулка»
    • Викторины «Черноморская кладовая», «Чудеса подводного мира».
    • Викторина для родителей «Знаете ли вы?»
    • Познавательно-игровое занятие «Экологическая викторина» с детьми подготовительной к школе группы

    Физическое развитие

    Физкультминутки: «Медуза», «Рыбки и камушки».

    Подвижные игры:
    «Море волнуется», «Рыбак и рыбки», «Водяной», «Пузырь», «Караси и щука», «Море – суша», «Водолаз».

    Физкультурный досуг «На дне морском»

    Консультации и Рекомендации для родителей:

    • «Как заинтересовать детей тайнами морского мира»
    • «Правила безопасного поведения у воды»
    • «Удивительные каникулы (выходные) на пляже»
    • «Бережём наше море»
    •  «Не загрязняй воду»
    • «Чистые пляжи».

    III. Этап – Заключительный.

    - подведение итогов проекта;

    - продукт проекта: выставка поделок из бросового и природного материала «Черное море моё» (совместное творчество детей и родителей), Мини-музей «Обитатели Черного моря» (паспорт музея)

    -  Литературный праздник, где дети представили истории о морских обитателях, которые они придумали и оформили вместе с родителями.

    Результаты проектной деятельности:

    • Родители и дети обогатили свои знания о морских обитателях, появился интерес и желание бережно относиться к природе и её богатству.
    • Расширился кругозор детей, их знания пополнились пониманием взаимосвязей в морских глубинах.
    • У детей развились речевые и творческие возможности.
    • Проект способствовал развитию коммуникативных навыков детей, расширению их представлений об окружающем мире, формированию двигательных навыков.
    • Дети научились передавать свои чувства от общений с природой в творческой деятельности.
    • Пополнили развивающую предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и литературным материалом.
    • У детей появился большой интерес к морскому миру и его обитателям, сформировалось бережное отношение к родной природе.
    • Дети приобрели элементарные знания о Черном море и его обитателях.
    • Акция выходного дня (дети, родители, педагоги) «Очистим берег от мусора»
    • Фотовыставки для детей 2 младшей и средней групп «Я в океанариуме!», «Самое синее в мире Чёрное море моё»
    • Познавательно-игровое занятие «Экологическая викторина» с детьми подготовительной к школе группы

    Список использованной литературы:

    1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
    2. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
    3. Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
    4. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
    5. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
    6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
    7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
    8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
    9. Энциклопедии по экологии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»

    «Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру "Черное море"

    Расширение знаний детей о Черном море, подводном мире и его обитателях....

    Семейный экологический проект для детей подготовительной к школе группы. "Моллюски черного моря"

    Человека всегда интересовал подводный мир, но если о рыбах существует множество книг, заметок и страниц в Интернете, то о моллюсках информации мало.  А ведь они являются не только одним из звенье...

    «Знакомство с подводным миром Черного моря»

    laquo;Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Программное содержание: Формировать знания об о...

    Познавательно-экологическое интегрированное занятие \'\'Самое синее в мире Чёрное море моё\'\'

    Познавательно-экологическое интегрированное занятие ''Самое синее в мире Чёрное море моё''...