КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»
материал

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №43»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Роль театрализованной игровой деятельности

в процессе обучения татарскому языку»


                                                                           Подготовила: воспитатель по

                                                                          обучению тат. и рус. языкам

                                                          Хабибуллина Р.Х.

Нижнекамск, 2017г.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Актуальность работы ДОУ заключается в том, что в настоящее время система дошкольного образования находится в стадии перемен, и соответственно воспитатели по обучению детей татарскому языку должны строить свою работу в соответствии с изменениями: обучение должно быть развивающим, построенное на интересе детей, на решении затруднений.

Задача воспитателей – создать культурно-игровую среду в детском саду. Такая среда сообщает детям новые знания, помогает лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении. В увлекательной игровой форме расширяем и закрепляем полученные знания.

Цели:

1. Расширять словарный запас детей, посредством народных сказок, используя знакомые слова и словосочетания, упражняться в правильном составлении предложений, используя опорные схемы.

2. Развивать интерес к татарскому языку посредством создания игровых ситуаций при театрализованной деятельности. Развивать активизацию словаря татарских слов и выразительность речи. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и стихов Г. Тукая, создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры;

  • решение проблемы разговорной речи дошкольников;
  • расширение активного словарного запаса посредством народных сказок и стихов;

достаточный уровень татарских слов и использование их в повседневном общении используя кукол настольного, магнитного, пальчикового театров, образные игрушки, игрушки

самоделки и некоторые средства выразительности – жесты, мимику, интонацию.

3. Формировать интерес к народной культуре создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры.

Роль театрализованной игровой деятельности в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку.

Без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке. Она настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций повышаются знания детей. Дети, играющие основные роли, очень «вырастают», поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Они дают возможность ребенку догнать своих товарищей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей большой любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика деятельности, идеи знакомства с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и практически неограниченно может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет пить из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача воспитателя – сформировать её. Мир ребёнка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Поэтому в процессе театрализованной деятельности дети легко и естественно усваивают татарский язык.

Технология организации театрализованной деятельности

по обучению татарского языка.

Заставлять ребенка играть так же сложно, как и заставлять его учиться. Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка, желании изучать татарский язык, в развитии речевой творческой активности. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона при театрализованной деятельности. Для этого дети должны чувствовать себя комфортно:

- не утомляться;

- быть раскрепощенными;

- сохранять заинтересованность.

Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение татарской речи.

Театрализованная деятельность может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого я  использую разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?

* Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему мы решаем подгрупповой организацией занятий. Парное проигрывание ролей.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль

Итогом работы по усвоению детьми татарского языка являются спектакли по народным сказкам. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.

Таким образом, театрализованная деятельность по обучению детей татарскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой области. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им интересен татарский язык.

Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению языка.

Литература:

1. Мещерякова В. Н., Абитова Г. А. Татарский язык - язык Родины.

2. Шаехова р. К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань :РИЦ, 2012.

3. Шаехова Р.К. Раз – словечко, два – словечко..: занимательное обучение татарскому языку .- Казань: Хэтер, 2011.

4. Щеткин. А. В. Театрализованная деятельность в детском саду .-М .:Мозаика - Синтез , 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в процесс обучения татарскому языку инновационных технологий, в соответствии с ФГОС

Модернизация  Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования.   На смену традиционным методам организации педагогического процесса...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Роль развивающей языковой среды в обучении детей татарскому языку»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Роль развивающей языковой среды в обучении детей татарскому языку»...

консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада"

В консультации раскрывается значение театрализованных игр в развитии дошкольника, их роль в коммуникативном, речевом, эстетическом и физическом развитии....

Консультация для воспитателей " Развитие театрализованной игровой деятельности в разных возрастных группах "

В консультации раскрывается развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы....

Консультация для воспитателей "Роль индивидуальных способностей в процессе обучения предметному рисованию"

Консультация адресована воспитателям детей старшего дошкольного возраста....