План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства
материал (младшая группа)

Лескова Анна Александровна

Тема: "Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx11.27 КБ
Файл samoobrazovanie.docx11.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Цветик-семицветик»

Поселка Беркакит Нерюнгринского района

План работы

по самосовершенствованию педагогического мастерства

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

2018 – 2019 г.

Тема:

«Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

Цель:

Развитие речи детей второй группы младшего возраста с помощью малых

фольклорных форм.

Задачи работы:

  • Продолжать повышать собственный уровень знаний путём

изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования;

  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Привлечь родителей к проблемам речевого развития детей;
  • Приобщить детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  • Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми

видами театра, иллюстрациями, масками;

  • Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме:

«Пальчиковые игры для малышей».

Практические выходы:

  • Проведение мастер-класс для родителей на групповом

родительском собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;

  • Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем –

речь развиваем!»

  • Пополнение центра театрализованной деятельности новыми

видами театра;

  • Составление картотеки игр - потешек;
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Актуальность выбранной темы:

 Возраст от 1,6 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей

раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного

языка.

 Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку отрождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Авзрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенкаразвивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенкаразвивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит отдостаточной речевой практики, нормального социального и речевогоокружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых

дней его жизни.

К сожалению, родители в наше время из-за сложныхсоциальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс

развития речи своего ребенка пускают на самотек.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи

являются произведения устного народного творчества, в том числе

малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки,

песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную

форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект

музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух,

произношение звуков.

 С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать

 В произведениях устного народного творчества заложен тонкий

педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным

творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,

раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Литература:

Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»2000, № 4, 7, 10

В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб Сост.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М

Перспективный план самообразования педагога:

      Месяц

Работа воспитателя

Работа воспитателя

с детьми

         Работа

воспитателя

с родителями

Сентябрь

1.Подбор материала

необходимого для работы с детьми и родителями по

теме: ««Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

2. Постановка целей и

задач по данной теме;

3. Составление

перспективного плана по теме самообразования.

1. Использовать

потешки

в режимных моментах;

2.Чтение детям русских народных сказок;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Знакомство с

родителями,

выявление творческих

способностей

родителей.

Октябрь

1.Подбор методической

литературы по теме;

2.Изучение методической

литературы;

1. Использование

потешек

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Чтение детям русских народных сказок;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Участие родителей в изготовлении

перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»;

2.Оформление

папки –

передвижки

на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем».

Ноябрь

1.Изучение темы:

«Роль потешек в развитии речи ребенка»;

2.Создание картотеки

потешек для работы с

детьми;

1. Использование

потешек в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Игровое занятие

« Репка».

1.Оформление папки -передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки»

Декабрь

1.Изучение

темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»;

2.Создать театральный

уголок в группе (обновить имеющие виды театры,

пополнить новыми

видами).

1.Использовать

потешки в

режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Составление

рекомендаций для

родителей по

использованию

театрализованной

деятельности дома;

2.Оказание помощи в

изготовлении

пальчикового театра к р.н.с. «Репка»;

Январь

1.Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми»;

2.Обустроить уголок

ряженья;

3.Обновление и

пополнение театра на

фланелеграфе (потешки, сказки);

1.Использовать

потешки в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные

картинки, лото);

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам;

2.Оказание помощи в рисовании

иллюстраций к

песенкам и потешкам;

3. Оказание помощи в шитье кокошников,

юбок, косыночек...;

Февраль

1.Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»;

2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным

особенностям;

1.Использование

Потешек, песенок, прибауток, колыбельных;

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Учить

детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото);

1. Консультация

«Почитай мне мама сказку»;

2.Оказание помощи в

изготовлении

настольного театра на стаканах к р.н.с.

«Теремок»;

Март

1.Изучение темы:

Настольно

–печатные

игры по русским народным сказкам;

2.Ремонт настольно

–печатных игр по сказкам;

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных;

 в режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

5. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

6. Настольно

–печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото).

1.Оформление

родителями:

альбом потешек, книжка-игрушка;

2.Показ родителям

ролика «Потешки в жизни нашей группы»;

Апрель

1.Изучение темы:

«Использование

хороводных игр»;

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-

драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным

сказкам

(разрезные картинки, лото);

5. Разучивание п/игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»;

1.Оказание помощи в изготовлении

пальчикового

театрак р.н.с.

«Репка».

Май

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

Проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

1.Выступление на

родительском

собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Цветик-семицветик»

Поселка Беркакит Нерюнгринского района

План работы

по самосовершенствованию педагогического мастерства

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

2018 – 2019 г.

Тема:

«Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

Цель:

Развитие речи детей второй группы младшего возраста с помощью малых

фольклорных форм.

Задачи работы:

  • Продолжать повышать собственный уровень знаний путём

изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования;

  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Привлечь родителей к проблемам речевого развития детей;
  • Приобщить детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  • Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми

видами театра, иллюстрациями, масками;

  • Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме:

«Пальчиковые игры для малышей».

Практические выходы:

  • Проведение мастер-класс для родителей на групповом

родительском собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;

  • Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем –

речь развиваем!»

  • Пополнение центра театрализованной деятельности новыми

видами театра;

  • Составление картотеки игр - потешек;
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Актуальность выбранной темы:

 Возраст от 1,6 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей

раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного

языка.

 Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку отрождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Авзрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенкаразвивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенкаразвивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит отдостаточной речевой практики, нормального социального и речевогоокружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых

дней его жизни.

К сожалению, родители в наше время из-за сложныхсоциальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс

развития речи своего ребенка пускают на самотек.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи

являются произведения устного народного творчества, в том числе

малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки,

песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную

форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект

музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух,

произношение звуков.

 С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать

 В произведениях устного народного творчества заложен тонкий

педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным

творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,

раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Литература:

Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»2000, № 4, 7, 10

В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб Сост.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М

Перспективный план самообразования педагога:

      Месяц

Работа воспитателя

Работа воспитателя

с детьми

         Работа

воспитателя

с родителями

Сентябрь

1.Подбор материала

необходимого для работы с детьми и родителями по

теме: ««Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».

2. Постановка целей и

задач по данной теме;

3. Составление

перспективного плана по теме самообразования.

1. Использовать

потешки

в режимных моментах;

2.Чтение детям русских народных сказок;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Знакомство с

родителями,

выявление творческих

способностей

родителей.

Октябрь

1.Подбор методической

литературы по теме;

2.Изучение методической

литературы;

1. Использование

потешек

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Чтение детям русских народных сказок;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Участие родителей в изготовлении

перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»;

2.Оформление

папки –

передвижки

на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем».

Ноябрь

1.Изучение темы:

«Роль потешек в развитии речи ребенка»;

2.Создание картотеки

потешек для работы с

детьми;

1. Использование

потешек в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Игровое занятие

« Репка».

1.Оформление папки -передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки»

Декабрь

1.Изучение

темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»;

2.Создать театральный

уголок в группе (обновить имеющие виды театры,

пополнить новыми

видами).

1.Использовать

потешки в

режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

1.Составление

рекомендаций для

родителей по

использованию

театрализованной

деятельности дома;

2.Оказание помощи в

изготовлении

пальчикового театра к р.н.с. «Репка»;

Январь

1.Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми»;

2.Обустроить уголок

ряженья;

3.Обновление и

пополнение театра на

фланелеграфе (потешки, сказки);

1.Использовать

потешки в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные

картинки, лото);

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам;

2.Оказание помощи в рисовании

иллюстраций к

песенкам и потешкам;

3. Оказание помощи в шитье кокошников,

юбок, косыночек...;

Февраль

1.Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»;

2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным

особенностям;

1.Использование

Потешек, песенок, прибауток, колыбельных;

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Учить

детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото);

1. Консультация

«Почитай мне мама сказку»;

2.Оказание помощи в

изготовлении

настольного театра на стаканах к р.н.с.

«Теремок»;

Март

1.Изучение темы:

Настольно

–печатные

игры по русским народным сказкам;

2.Ремонт настольно

–печатных игр по сказкам;

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных;

 в режимных моментах;

2.Разучивание и

проговаривание потешек.

3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

4.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

5. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

6. Настольно

–печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото).

1.Оформление

родителями:

альбом потешек, книжка-игрушка;

2.Показ родителям

ролика «Потешки в жизни нашей группы»;

Апрель

1.Изучение темы:

«Использование

хороводных игр»;

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-

драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным

сказкам

(разрезные картинки, лото);

5. Разучивание п/игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»;

1.Оказание помощи в изготовлении

пальчикового

театрак р.н.с.

«Репка».

Май

1.Использование

потешек, песенок, прибауток, колыбельных

 в режимных моментах;

2. Разучивание и

Проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры

-драматизации);

5. Настольно –

печатные игры

по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

1.Выступление на

родительском

собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

ПЛАН работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп ДОУ

Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня  компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с...

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

План проведения недели педагогического мастерства "Книжкина неделя"

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. План проведения ...

Перспективный план работыпо сюжетно-ролевым играм в старшей группе.

Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм....

Консультация «Пути самосовершенствования педагогического мастерства»

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта....