«Театрализованные игры – как фактор развития творческих способностей ребенка».
материал (средняя группа)

Доклад на тему: «Театрализованные игры – как фактор развития творческих способностей ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mulyar_a.a.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Театрализованные игры – как фактор развития творческих способностей ребенка».

Доклад подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Муляр Анжелика Анатольевна

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

В концепции дошкольного образования отмечается «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности».

В соответствии с Концепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Согласно «Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» педагоги должны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Педагоги поощряют исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).  Развивают у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций. Учат детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации (педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние; используя кукольный персонаж, ребёнок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажа).  Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.).  Педагоги приобщают детей к театральной культуре. Знакомят детей с устройством тетра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр. (организуют посещение театра, показывают слайды, диафильмы и пр.). Рассказывают детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей, клоунаде и пр.) Знакомят детей с разными видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др. Педагоги обеспечивают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (используют игры- драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливают атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.) Педагоги создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставят совместные спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).

Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, работа по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр строится в соответствии с нормативно-правовыми документами.

История театра уходит корнями далеко в глубь тысячелетий. Театр, в отличие от зрелищных игрищ, не только развлекает зрителя, но и ставит перед ним вечные вопросы. Плача и смеясь вместе с артистами, зритель приходит к решению важных для себя внутренних вопросов, изменяясь сам и меняя мир вокруг себя. Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» М. Ф. Каменской с красочностью и обилием деталей так описаны семейные спектакли: «В зале давались вечеринки, маскарады и спектакли. Спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Виновник торжества, «именинник», всегда был глубоко тронут сюрпризом, и благодарил родных-актеров со слезами на глазах. Хозяева театра, папенька с маменькой, блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди, и что удалось их повеселить». Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.  

Из выше сказанного можно сделать вывод, о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная . Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное . А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности . В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.  Можно использовать следующие методические приемы:

 • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами ;

• предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок ;

 • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Вначале работы с детьми была проведена диагностика «Психомоторное развитие ребёнка» по методике А.Бурениной и критериев оценки результатов театрально-игровой деятельности, разработанных Н.Ф. Сорокиной. Диагностика показала, что речь детей не достаточно выразительна, слабо используются детьми средства выразительности (мимика, жесты, движения), дети не умеют взаимодействовать с партнёром. По результатам диагностики высокий уровень развития театрально- игровой деятельности отмечался только у 8% детей, средний -71%, низкий уровень развития показали 21% детей, поэтому возникла необходимость создания системы работы по развитию творческих способностей посредством театрализации. Мы разработали проект «Театральная палитра».  

Цель проекта: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:

1 Последовательно знакомить детей с видами театров.

2. Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.

3.Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

4. Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Гипотеза – если в развитии творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.

Исходя из этого был разработан перспективный план работы кружка «Театральная палитра» для детей 3-7лет на 2014-2017 учебный год.

Данное планирование обеспечивает:

Комплексный подход к организации общеобразовательного процесса;

Высокий уровень развития театрализованных знаний и умений;

Создание условий для развития творческих проявлений детей;

Оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Система работы по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности строилась в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.

Реализация перспективного планирования по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности осуществлялась в работе кружка «Театральная палитра».  Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрализации.

Реализуется через:

развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелёграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию.

Работа с детьми.

«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»,- эти слова С.И. Мерзляковой, мы взяли за основу в работе по театрализовано-игровой деятельности детей нашей группы. Система работы по организации театрализованной деятельности детей представлена в схеме. Раскроем подробно реализацию каждого блока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей. Этапы работы над инсценированием сказки.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художес...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей.

Игра! Как много она значит для ребенка — дошкольника.  Без увлекательной игры не может быть страны детства. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром....

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...