Духовно-нравственное развитие детей
материал

Марданова Лариса Фидаевна

Это статья о духовно-нравственном развитии детей в свете проблем современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие детей в свете проблем современного общества.                                                                       

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».

                    В. Г. Белинский

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня система образования переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско-пионерско-комсомольские традиции, книги ушли на второй план, это место занял экран телевизора и сотовых телефонов, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Подрастающее поколение часто обвиняют в агрессивности.

    Главной целью воспитательной деятельности является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.

   Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

   Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ели формирующуюся сферу нравственности.

   Часто наблюдая за поведением детей в детском саду, в школе, на улице, транспорте, в других общественных местах мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как их воспитывать?  

  Моральные основы человеческой личности  сами по себе, хотим мы того или нет, закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
   В. А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

   Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь  родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поистине вспомнишь слова В.Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!»

     Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Воспитание детей должно стать целостной системой, способной сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании . Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе,  и способных противостоять ему. 

   Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность своих детей, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания.

  Но духовно-нравственное воспитание опирается всегда на вечные ценности, такие как любовь к Родине, природе, родителям, духовно-нравственное и физическое здоровье, уважение к труду, земле, миру, дружбе, человечности, справедливости и др. Особый смысл придается таким базовым понятиям, как Отечество,  Человек, Любовь, Вера Здоровье, Семья, Труд ,Слово, Культура.

   Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС. Мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление системы мотивов личности, социальных качеств.

Это такие социальные качества: товарищество, доброта, трудолюбие, бережливость, воспитанность, дисциплинированность, эмоциональность и здоровая активность, добрые стремление и намерения, интерес к жизни.

   Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития дошкольников. Благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

   Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, гарантируем светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Литература:

  1. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе».
  2. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
  3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Нравственно - духовное воспитание в системе православных  ценностей  это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и н...

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития. Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок».

Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития.Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»....

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...