Методическая разработка: Гармоничное развитие ребёнка в вальдорфской группе.
методическая разработка (старшая группа)

Егунова Надежда Рудольфовна

Все люди уникальны и неповторимы, но полноценными личностями они могут стать только в социуме.

Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и общества очень важны. Поэтому нужно не только создать условия для развития индивидуальности ребенка, но и воспитывать в нем уважение к другому человеку – не за какие-то особые достоинства, а просто потому, что он человек.

Первый социальный опыт человек приобретает ещё в младенчестве. А в два с половиной – три года наступает первый в его жизни кризис, связанный с осознанием собственного “Я”. Как непривычно и неожиданно для родителей звучат слова еще недавно такого послушного малыша: “Я сам”, “Я хочу”. Ребенок начинает ярко проявлять свой характер. В то же время появляется необходимость во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание (творческое повторение), очень важно для него получить в это время пример правильных социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармоничное развитие ребёнка в вальдорфской группе.

         Все люди уникальны и неповторимы, но полноценными личностями они могут стать только в социуме.

Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и общества очень важны. Поэтому нужно не только создать условия для развития индивидуальности ребенка, но и воспитывать в нем уважение к другому человеку – не за какие-то особые достоинства, а просто потому, что он человек.

Первый социальный опыт человек приобретает ещё в младенчестве. А в два с половиной – три года наступает первый в его жизни кризис, связанный с осознанием собственного “Я”. Как непривычно и неожиданно для родителей звучат слова еще недавно такого послушного малыша: “Я сам”, “Я хочу”. Ребенок начинает ярко проявлять свой характер. В то же время появляется необходимость во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание (творческое повторение), очень важно для него получить в это время пример правильных социальных отношений.

В былые времена, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера и традиции семьи  воспитывали ребенка.

Позже, когда уже ушли в историю многодетные семьи, но еще не наступила телевизионная эпоха, люди часто собирались вместе с детьми разного возраста, и во время такого общения осуществлялось социальное воспитание. Были еще и разновозрастные детские компании во дворах.

Современный ребенок чаще всего в семье один и первый опыт общения получает в детском саду. Причем в традиционных детских садах ребенок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В таких условиях воспитатель вынужден учить детей определенным нормам поведения как с младшими, так и со старшими. А поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо усваиваются и ребенок, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируется.

Альтернативой традиционным одновозрастным группам, по нашему мнению, является разновозрастные группы, принятые в вальдорфских детских садах. Вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети “предшкольного” возраста и малыши трех с половиной – четырех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.

Со временем ребенок постепенно осваивает все эти сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела – например, порезать фрукты и овощи для обеда, помочь взрослым в починке деревянной мебели, организовать игру и т.п. Ребенок становится “взрослым”, теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Приведу пример. В прошлом году зимой к нам пришел четырехлетний мальчик Ильхам. Тогда он не умел сам одеться для прогулки, а сейчас, год спустя, он не только одевается самостоятельно, но еще успевает и другим помочь. И это стремление родилось у него без каких-либо наставлений со стороны взрослых, только из подражания старшим ребятам.

Старшие дети – наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке мы привлекаем всех детей, но по-разному. Малыши трех с половиной – четырех лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Допустим, я ставлю игрушку на место и приговариваю: “Лошадка вернулась на свою полочку, ей надо отдохнуть, а рядом поставим тележку. А как там поживают наши котята – надо посмотреть. А где у нас живет эта птичка?” Малыши охотно сопровождают меня и на первых порах только смотрят, как я расставляю игрушки по местам. Четырех-пятилетних детей можно вовлечь в процесс уборки с помощью игры – сегодня они превращаются в трудолюбивых муравьев, завтра становятся шустрыми белочками, пчелами или веселыми кузнечиками и т.д.

Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и воспитатель должен проконтролировать это. Я всегда говорю старшим, довольна ли я их работой, а маленьких просто хвалю за усердие. Так старшие учатся быть снисходительными к тем, кто младше и слабее их.

После прогулки старшие сервируют стол к обеду: отсчитывают нужное количество столовых приборов, наливают компот в чашки и аккуратно расставляют их. Малыши с удовольствием помогают, но главным в этой работе назначается старший ребенок, он отвечает за подготовку к обеду.

В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т.п. В таких случаях очень помогают небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, игры-ожидания. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Важно подобрать такие игры, которые интересны всем ребятам, независимо от возраста. Допустим, игры на звукоподражание нравятся всем. Кроме того, они помогают освоить произношение некоторых сложных звуков. Сюжет таких игр обычно связан с временем года. Например, весной мы играем в “майского жука”.

“Наступил май – проснулся майский жук, расправил свои крылья и полетел: ж-ж-ж. Сел на лист березы (на ладошку), сидит, смотрит по сторонам, слушает, о чем птицы говорят.

Фью-фью-фью, ля-ля-ля, – говорит зяблик.

Крути-крути-верти, – говорит мухоловка.

Чок-чок-чок, – отвечает сорокопут-жулан.

Но подул ветер (дуем на ладошку), березовый лист закачался и высоко подбросил жука. Расправил жук крылья и полетел: ж-ж-ж. Присел на цветок на лесной поляне, а там со всех сторон:

Тр-р-р, тр-р-р.

Да это же кузнечики! Поздоровался жук с кузнечиками, поговорил о том, о сем и полетел дальше в лес. Повстречал там задиристых комаров:

– З-з-, з-з-з-здравствуй, жук.

Полетел жук дальше. А это что еще за птица? Подобрался любопытный жук поближе, присел на ветку да тут услышал:

Кар-кар-кар!

Да это же ворона! Уж-ж-жас! Уж-ж-жас! Испугался жук, забился от страха под кору дерева и притих. А ворона головой повертела, расправила крылья и улетела”.

Такие игры сопровождаются жестами, младшие дети воспринимают их как сказки. Старшие же не просто получают удовольствие, но и стараются четко и правильно воспроизвести услышанные звуки.

С удовольствием участвуют все дети в жестовых играх. Для них мы выбираем обычно стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные – например, “Дождь” Самуила Маршака:

По небу голубому

Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)

И снова все молчит. (палец к губам)

А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)

По всем железным крышам, (топаем ногами)

По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)

По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)

Пролетный дождь стучит.

В такой игре для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для малышей – разнообразные движения.

И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Скажем еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

Я вспоминаю одного робкого мальчика, который пришел к нам два года назад, в четырехлетнем возрасте. Детей он боялся и общался только с воспитателями. Играл он тоже только с воспитателями, не отходя от нас ни на минуту. Если кто-то из детей неосторожно задевал его, он пугался и плакал. Мы старались помочь нашему трусишке, осторожно вовлекая его в игры с детьми – сначала с теми, кто младше его, а затем и с ровесниками. Сейчас ему шесть, и он один из старших в группе. Поведение его заметно изменилось: теперь он может придумать и организовать интересную игру, вовлечь в нее других старших детей, он не боится быть в центре внимания, пропала его неуверенность в себе. Не думаю, чтобы в традиционной группе он так же успешно справился со своими проблемами.

Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной – не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, другой выполняет текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки, в ней поселятся тепло и радость.

Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.

                                                                          С. Рябинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ . «ОПИСАНИЕ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ»

ЦЕЛИ:Учить описывать предметы зимней одежды.Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в м...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".

Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить  отвечать на вопросы.  ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...