Развитие мышления ребенка с помощью проблемных ситуаций
консультация

Мячина Татьяна Александровна

Развитие мышления 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/805160/b609334c-fa0d-4464-a6f4-addf6062bd40/s1200?webp=false

МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»

«Развитие мышления ребенка

с помощью проблемных ситуаций»

педагог-психолог: Мячина Т.А.

 

     Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, эксперементировать.

Особая роль в умственном воспитании,  в развитии интеллекта играет математика. Результатами обучения математики является не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Как научить маленького ребенка думать, рассуждать? Развивать интерес к познавательной деятельности? «Мышление обычно начинается с  проблемы  или вопроса, с противоречия» . Рубинштейн С.Л.

 Проблемная ситуация  -  это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал любопытство и удивление.

  Этапы процесса постановки и решения проблемной ситуации: постановка, формулирование проблемы;  выдвижение  предположений и гипотез; выбор, проверка гипотез;  подведение итогов, вывод.

 Приемы организации поисковой деятельности: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи – подсказки; цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.

 Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

- воспитатель сам ставит и решает проблему;

 - воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

- более высокий уровень, когда дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в  совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.

Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными, «или не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?

Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам.

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

Одним из путей к достижению этой цели является применение педагогами проблемного обучения. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна.

Часто перед педагогами встаёт вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения?

Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознанна практиками. Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно в ходе любой деятельности и во всех возрастных группах (во всех ступенях обучения).

Но не все вопросы и ситуации являются проблемными.

Предлагаю вашему вниманию два вопроса.

Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними, в теплые края? (проблемный вопрос).

Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой вопрос является проблемным?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?»«зачем»?

Это вопросы для старших дошкольников, а мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно правильно поставить проблемный вопрос, важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).

  1. Проблемная ситуация:

Нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.

А можно рисовать красками без кисточки?

Хорошо, с помощью чего можно рисовать? переречисляют

- Пальчиками;

- Ватными палочками;

- Тычками;

- Ладошками;

- Отпечатками;

- ножками.

В данном случае можно детям предложить самостоятельно выбрать способ рисования.

  1. Проблемная ситуация:

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

 «Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.»

Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и взрослыми.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка, начиная с младшей группы интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления детей с помощью мнемотехники.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В этом нам может помочь «м...

«Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»

laquo;Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»...

План работы по теме самообразования «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

План работы по теме  самообразования «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»...

«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

Мнемотехника- это система быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов (образов)....

Развитие логического мышления ребенка с помощью блоков Дьёнеша

Консультация для родителей "Развитие логического мышления ребенка с помощью блоков Дьенеша"...

Мастер-класс для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью LEGO-конструирования»

Мастер-класс для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью LEGO-конструирования»...