Программа по музыке
рабочая программа

Капранова Наталья Николаевна

Программа по музыке для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_3_klass_2016-2017.docx65.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная  рабочая  программа составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва:«Просвещение», 2010 год);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ №569.

Данная рабочая программа ориентирована на учебникГ.П. Сергеева, Е.Д. Критская«Музыка.3 класс» (Музыка: 3 класс:учеб.для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева,Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013..)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Рабочая программа имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, и способствует решению следующих задач:

  • воспитание эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение,игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).

Краткая характеристика контингента учащихся

В 3А классе основными особенностями контингента являются:

  • средний уровень развития познавательной активности и учебной мотивации;
  • некоторые учащиеся недостаточно владеют устной речью;
  • уровень внимания средний;
  • класс достаточно дисциплинированный, за исключением нескольких человек с невысокой мотивацией к обучению;
  • некоторым учащимся необходим дополнительный стимул к изучению музыки.

Количество часов, в том числе контрольные, лабораторные и т.д.

В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение музыки   отводится  1 час  в  неделю,  всего  34 часа (34 учебные недели). Контролем знаний являются устные опросы, проверка знаний в форме викторин, кроссвордов, тестирований.

Учебно-методическое (литература основная и дополнительная) и материально- техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

3 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб.для

общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2012.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2010г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2010г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2009г.
  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
  5. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе У.Д. Крупской, Г.П.Сергеевой/авт. сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  10. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2010г.
  11. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  12. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  13. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  14. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
  15. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2013г.
  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2014г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2012г
  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», М., Просвещение, 2012г.
  19. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.

20.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

21. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.

Максимова Т.С. «Поурочные планы», Волгоград, Учитель, 2004г.

22. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 1-4 класс», Волгоград, Корифей, 2013г.

23. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

24. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

25.Песенные сборники.

26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

28. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.

29. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Печатные пособия

Портреты композиторов.

Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

Музыкальный центр.

Компьютер.

Экран, проектор.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

Нотный и поэтический текст песен.

Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Оборудование кабинета

Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

Стол учительский с тумбой.  

Фортепиано

Содержание  предмета

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

        Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4.Кантата Прокофьева «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5.Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».  

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Образы природы в музыке. Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

 Урок 9. Обобщающий  урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

        Урок 10. Древнейшая песнь материнства  «Радуйся, Мария!»  Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

        Урок 11. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

       Урок 12. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

    Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

       Урок 13. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.     Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины).  Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. Певцы русской старины.  «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

       Урок 16. Обобщающий  урок. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

      Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»

        Урок 21. Опера «Садко».  «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

        Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

        Урок 23.  В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)

        Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

        Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

       Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка).Обобщающий  урок 3 четверти.  Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3   четверть.

        Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

       Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

       Урок 33-34. Резервные уроки. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.  Музыка – источник вдохновения и радости.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Результаты изучения курса

Всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты:

  • восприятие музыки и размышление о ней, открытое и эмоциональное выражение своего отношения к искусству, проявление эстетических и художественных предпочтений, позитивная самооценка, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
  • уважительное отношение к культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности  и чувства;
  • реализация собственного творческого потенциала, применение музыкальных знаний и представлений о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные  результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах;
  • умение встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • овладение логическими действиями сравнения на основе обучающих игр, анализа, обобщения;
  • понимание роли музыки в жизни человека, применение полученных знаний и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.

Предметные результаты:

  • сформированы представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; общие  представления о музыкальной картине мира;
  •  знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  •  сформированы основы музыкальной культуры, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  •  сформирован устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  •  умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  •  умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях
  • освоены вокально-хоровые умения и навыки группового пения при разучивании и исполнении музыкальных произведений.

Учебно - тематическое планирование

 Наименование разделов и тем

Всего  часов

В том числе на:

Виды учебной деятельности

(на основе учебных действий)

Основные требования на уровне

знания, понимания, умения

Практика

Контроль

(диагностика)

1.

«Россия-Родина моя»

5 ча

с

ов

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Знать/понимать:

-  что «песенность» является отличительной чертой музыки русских композиторов,

- определение: понятия – романс, (его отличие от песни), понятия кант(его историю, особенности), понятия – кантата (содержание кантаты «Александр Невский»,понятие – опера (содержание  - «И. Сусанин»),

Уметь:

- эмоционально  откликаться на музыку разных жанров,

- определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием,

- определять характер музыкальных произведений.

2.

«День, полный событий»

4 ча

с

а

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.

Выразительно, интонационно осмысленноисполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Участвоватьв сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Знать/понимать:

-выразительные и изобразительные средства в музыке разных стилей и жанров,

- понятия: выразительность и изобразительность музыки.

Уметь:

-эмоционально  откликаться на музыку разных жанров,

- определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений,

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанной музыки,

-  определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке,

-  продемонстрировать знания о музыке,

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

3.

«О России петь – что стремиться в храм»

4 часа

Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Знать/понимать:

-  религиозные жанры музыкального искусства

 - священные образы воплощения Девы Марии в искусстве,

 - главные религиозные праздники (Вербное воскресенье),

 - святых земли Русской и как их образы воплотились в искусстве. Жанр –величание.

Уметь:

-выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь),

-определять характер музыкальных произведений и настроение.

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 часа

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Знать/понимать:

-  определение былины, ее историю развития,  имена былинных сказителей.

- названия изученных произведений и их авторов,

 - народные традиции и обряды в музыке русских композиторов;  игры и обряды в календарных праздниках  (Рождество, Масленица и др.)  

Уметь:

-эмоционально  откликаться на музыку разных жанров,

- выражать свое отношение к музыке в слове,

 - владеть певческими умениями и навыками (чистое звукоизвлечение, правильное дыхание),

 - узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов,

 - выразительно исполнять  песни.

5.

«В музыкальном театре».

6часов

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

Знать/понимать:

-  понятия:  ария, увертюра, бас,баритон, сопрано,  рондо,  опера, тенор, тембр,увертюра, инструменты симфонического оркестра,интонация,балет, трехчастная форма,

- мюзикл как жанр легкой музыки.

Уметь:

 - определять характер и настроение музыкальных произведений,

 - проводить интонационно-образный анализ музыки,

- выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов, опер.

6.

«В концертном зале».

5часов

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.        

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

Знать/понимать:

-  понятия:исполнитель, концерт, композитор,симфония, дирижер, тема, вариации, музыкальные жанры, сюита,

 -  тембры флейты, скрипки и инструментов симфонического оркестра,

 - музыкальные жанры, музыкальные термины.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки,

 - выразительно исполнять песни.

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6часов

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Знать/понимать:

-  понятия: ритм, импровизация, особенности  джазовой музыки, кантата, хор, симфония, вокальная и инструментальная музыка, музыкальные жанры,

 - особенности звучания духовых инструментов, сочетание тембров,

 - особенности музыкального языка разных  композиторов.

Уметь:

-выразительно исполнять песни, владеть певческими умениями и навыками,

 - определять характер музыкальных произведений и настроение.

Календарно-тематическое планирование

Дата прохождения

Количество часов

Тема каждого урока

Виды и формы контроля

Тип/форма урока

по плану

факти

чески

«Россия – Родина моя» (5 ч.)

1.

1

Мелодия-душа музыки.

ИНМ

Вводный

2.

1

Природа и музыка. Звучащие картины.

ОСЗ

3.

1

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.

ИНМ

4.

1

Кантата  Прокофьева «Александр Невский».

СЗУН

Опрос

5.

1

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

ОСЗ

«День, полный событий» (4 ч.)

6.

1

Образы природы в музыке. Утро.

СЗУН

7.

1

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

ИНМ

8.

1

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

ИНМ

9.

1

Обобщающий урок.

КЗУ

Тест

«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

10.

1

Древнейшая песнь материнства.   «Радуйся, Мария».

ИНМ

11.

1

Образ матери в музыке, поэзии,  ИЗО.

ОСЗ

12.

1

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье.

СЗУН

13.

1

Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

ИНМ

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.)

14.

1

Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе.

СЗУН

15.

1

Певцы русской старины.  «Лель мой, Лель…»

ЗИН

16.

1

Обобщающий урок.

КЗУ

Тест

17.

1

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

ИНМ

«В музыкальном театре» (6 ч.)

18.

1

Опера  М.И.Глинки «Руслан и Людмила.

ИНМ

19.

1

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика.

СЗУН

20.

1

Опера Римского-Корсакова  «Снегурочка» Волшебное дитя природы.

ОСЗ

Опрос

21.

1

Опера Римского-Корсакова  «Садко».Океан-море синее.

СЗУН

22.

1

Балет Чайковского «Спящая красавица».

ИНМ

23.

1

В современных ритмах (мюзикл).

ОСЗ

«В концертном зале» (5 ч.)

24.

1

Музыкальное состязание (концерт).

СЗУН

Концерт

25.

1

Музыкальные   инструменты (флейта). Звучащие картины.

КЗУ

Викторина

26.

1

Музыкальные инструменты (скрипка).

ОСЗ

27.

1

Сюита Э.Грига  «Пер Гюнт».

ЗИМ

28.

1

Героическая (симфония). Мир Бетховена.

ИНМ

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

29.

1

Чудо – музыка. Острый ритм -  джаза звуки.

СЗУН

30.

1

«Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева.

ОСЗ

31.

1

Певцы родной природы.   (Э.Григ, П. Чайковский).

ИНМ

32.

1

Прославим радость на земле.

ЗИМ

33.

1

Резервный  урок.

ОСЗ

Концерт

34.

1

Резервный  урок.

ОСЗ

Концерт

Принятые сокращения:

ИНМ – изучение нового материала

ЗИМ – закрепление изученного материала

СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков

ОСЗ – обобщения и систематизации знаний

КЗУ – контроль знаний и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.

Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....

рабочая программа по музыке

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...

Рабочая программа по музыке в ДОУ

Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...

Образовательная программа по "Музыке" с учетом регионального компонента

представлена программа по музыкальной деятельности с добавлением регионального компонента...

Рабочая программа по музыке в старшей группе

Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...