Рабочая программа. Средняя группа
рабочая программа (средняя группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_srednyaya_gruppa_2016-2017g.docx67.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Рабочая программа

Средняя группа

Козлова И.И.

Бледнюк С.В.

с.Леуши

Содержание рабочей программы

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы………………….3

1.3. Значения для разработки и реализации Программы……………………………4

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………...............5

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности……………………………………….7

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………...........8

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………10

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………..10

3 Организационный раздел.

3.1.Режим дня………………………………………………………………………….13

3.2.Традиционные праздники, события, мероприятия……………………………...13

3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса в средней  группе……………………………………………………………………………………………..13

3.4. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников…………….13

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………...16

3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы……………....17

3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания……………...17

Приложение

Приложение 1.Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………….20

Приложение 2.Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 4-5 лет………………………………………………………………………………………22

Приложение 3.Перечень развлечений и праздников……………………………….26

Приложение 4.Перспективное планирование по экологическому воспитанию…27

1. Целевой раздел программы.

1.1.Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и отражает особенности содержания и организации воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе.

Цель программы:Создание благоприятных условий детей средней группы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивать личность ребенка 4-5 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников  таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящиеся к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и  наклонностями каждого ребенка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

  • соответствует принципу развивающего образованию;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности материала;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    
  • основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;  
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
  • взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

1.3.Значения для разработки и реализации Программы.

     Дошкольное учреждение функционирует в режиме 12 часового пребывания детей припятидневный рабочий период с 7.30-19.30 ч.

     Данная рабочая  программа реализуется  в течении всего времени воспитанников в детском саду. Обязательная часть программы разработана в соответствии с ООП детского сада на 2016-2017 год объем обязательной части составляет 60% и 40% вариативного формирования участниками программы. (Приложение1)

Сведенье о семьях воспитанников.

Возраст

Образование

До 30 лет

31-40

41-50

51-60

Высшее

Средне-специальное

Среднее-общее

Другое

Отцы

50%

40%

10%

-

15%

60%

25%

-

Матери

55%

40%

5%

-

20%

60%

10%

-

Социальный статус семей (количество)

Статус

Отцы

Матери

Служащие

10%

30%

Рабочии

80%

60%

Бизнесмены (ЧП)

10%

-

Занятые домашним хозяйством

-

10%

Другое

-

1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы

     Планируемые результаты освоения рабочей программы- это целевые ориентиры ДО (4.1.ФГОС ДО) которые представляет собой социально- нормативные возрастные характеристики возможные достижения на этапе завершения рабочей программы.

    Согласно решению Педагогического совета, планируется результаты. Мониторинг проводится два раза в год (первичное с 15 сентября, итоговое с 15 мая).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности.

     Содержательный раздел программы разработан и сформирован на основе общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».

Направления развития

Описание образовательных областей

Содержание в контексте программы «От рождения до школы»

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Социализация, развития общения, нравственное воспитание.

Ребенок в семье и обществе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с природным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развивающая речевая среда.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

Приобщение к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитиепредполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкальная деятельность

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

     Вариативные формы образовательной деятельности распределена с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.

Образовательные направления развития

Содержание образовательных областей

Деятельность модуль

Виды детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.)

Формы и приемы организации образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

«Социализация»,

«Безопасность»,

«Труд»

Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр)

Самообслуживание и бытовой труд (в помещении и на улице)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и  сверстниками)

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Познавательное развитие

«Познание»

«ФЭМП»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Речевое развитие

«Коммуникация»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Развитие речи.

Художественная литература

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Художественно-эстетическое развитие

«Продуктивная»

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Физическое развитие

Физическая культура

Двигательная

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Вариативность форм образовательной деятельности

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры справилами.

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Дежурства. Поручение. Задание. Реализация различных проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Прогулка. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Моделирование. Игры с правилами. Проектная деятельность. Коллекционирование.

Продуктивная

Мастерские продуктов  по изготовлению детских творческих работ. Реализация проектов.

Музыкально-художественная

Импровизация. Музыкально-дидактические игры. Слушанье. Исполнение. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Имитация движений.

Двигательная

Подвижные игры разной направленности. Игры с правилами. Игры-эстафеты. Соревнование. Игровые упражнения с элементами видов спорта.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Разучивание произведений и фольклора. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность Реализация проектов. Обсуждение художественной литературы. Постановка проблемной ситуации.

Система образовательной деятельности педагога

Образовательная деятельность

В ходе режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

НОД

Игры разной направленности. Проектная деятельность

Беседы, чтение художественной литературы, подвижные и спортивные игры, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, прогулки.

Сюжетно-ролевые игры, спортивные, подвижные, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность

Участие в управлении ДОУ и группы(родительский комитет группы, ДОО),коллективные индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятия, мониторинг семей и пр.

     Вариативные формы образовательной деятельности распределены с учетом основных видов детской  деятельности дошкольников.

     Решение программных задач осуществляется в процессе организации разных видов детской деятельности: режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие семьей воспитанников и социальными партнерами.

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

     Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие дошкольников второй младшей группы с учетом индивидуальных особенностей.(Приложение 2)

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

       Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.

      Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

     Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».

      Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

  •  непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;

      Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее-зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей;

     Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том     числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3. Организационный раздел.

3.1 Режим дня.

     Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Средняя группа (холодный период)

1

Прием, осмотр, игры, индивидуальная работа

ежедневная утренняя гимнастика

7.30 - 8.40

2

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40 - 9.00

3

Самостоятельная и организованная детская деятельность

9.00 – 9.30

4

Организованная образовательная деятельность

9.30 - 10.30

5

2-й завтрак

10.00 – 10.10

6

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.30 - 11.30

7

Возвращение с прогулки

11.30 - 11.40

8

Подготовка к обеду, обед

11.40 - 12.00

9

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00 - 15.00

10

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.25

11

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.50

12

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.50 - 16.20

13

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20 - 17.20

14

Подготовка к ужину, ужин

17.20 - 17.45

15

Игры, индивидуальная работа

17.45 - 18.40

16

Уход детей домой, работа с родителями

18.40 - 19.30

Средняя группа  (тёплый период)

1

Прием и осмотр детей. Работа с родителями. Игровая деятельность. Индивидуальная работа. Дежурство. Утренняя гимнастика.

7.30 – 8.45

2

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.45 – 9.00

3

Подготовка к прогулке

9.00 – 9.10

4

Прогулка

В каникулярный период проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, лепка и конструирование (песочница, природный материал и т.д.) игры с водой.

9.10 – 11.40

5

2-й завтрак

10.00 – 10.10

6

Возвращение с прогулки. Воспитание КГН.

11.35 – 11.45

7

Подготовка к обеду. Обед

11.45 – 12.10

8

Подготовка ко сну. Сон

12.10 – 15.00

9

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.20

11

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.40

12

Самостоятельная деятельность. Развлечение.

15.40 – 16.10

13

Подготовка к прогулке. Прогулка

16.10 – 17.20

14

Подготовка к ужину, ужин

17.20 -17.45

15

Самостоятельная и организованная детская деятельность, индивидуальная работа.

17.45 – 18.45

16

Уход домой. Работа с родителями.

18.45 – 19.30

Режим работы в период карантина.

     Система мероприятий с целью распространения инфекционных заболеваний из эпидемиологического очага и ликвидации очага.

     Эпидемиологический процесс характеризуется сезонными изменениями, вспышками возникающие которые поражают 20% детей общего количества. Сроки продолжительности карантина устанавливаются на основе данных. Карантинные мероприятия в группе предполагаются карантинным режимом.

3.2. Традиционные праздники, события, мероприятия.

     Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников 4-5 лет по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие,  способствует формированию умения занимать себя.(Приложение 3)

3.3 Модель воспитательное-образовательного процесса в средней группе.

      При осуществлении воспитательное-образовательного процесса с воспитанниками учитываются(климатические, культурно-исторические, национально-культурные, этнокультурные и пр.) формы образовательной деятельности, исходя из состава детей, родителей и сотрудников.(Приложение 4)

3.4 Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников.

Месяц

Форма работы

Цель

Оформление дополнительного материала

Ответственные исполнители

Сентябрь

 -  Родительское собрание «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

 

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года

Воспитатели

Оформление наглядно – текстовой информации:  «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей 4-5 лет;

Воспитатели

Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле

Воспитатели

Родители

Октябрь

 - Фотоколлаж «Бабушка рядышком с дедушкой» с рассказом о семье.

 

Узнать о семьях, их интересах, занятиях.

Семейные фото, общее оформление выставок;

Воспитатели

Родители

Ноябрь

 Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся

Выставка «Вот какая мама..»

Праздник «Вот какая мама..»

Привлечение родителей к профилактики заболеваемости.

Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осеннее – зимний период.

Совместная подготовка к празднику

Информирование родителей – объявление; наглядность, оформление стенда.

Воспитатели

Родители

Декабрь

 - «Открытие зимнего городка»

 - Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп!».

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

День добрых дел «Снежные постройки».

Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.

Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.

Приобретение и изготовление в группу украшений; оформление выставки; костюмы, стихи, подарки.

Воспитатели

Родители

Дети

Январь

 - Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения».

Познакомить родителей с развлечениями детей на улице в зимнее время.

Изготовление наглядно – информационного материала;

Воспитатели

Февраль

- Изо выставка в рубрике «Военная техника».

 

Фотогазета «Мой папа - солдат!»

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять т

Организация совместной деятельности в уборке снега на участке

Папка с информацией по изо материалам.

 Выставка рисунков; фото рассказы, рисунки детей, стихи, пожелания.

Воспитатели

Родители

Дети

Март

 - Совместно проведённый весенний праздник «Праздник мам»

 

Совместное создание в группе огорода. (посадка лука)

 -

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Наглядность, стихи, атрибуты праздника, подарки мамам; наглядность, пластиковые бутылки, земля, семена; Подбор групповых игр, домашних игр, ситуации, проблемные вопросы.

Воспитатели

Родители

Апрель

 Совместная подготовка к акции «Спасти и сохранить»

Изготовление скворечников

 

Оформление наглядно – текстовой информации: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка».

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми в изготовлении скворечников

Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Выставка, стихи, игры – рисунки, подготовка выставки и наглядно – информационного материала.

Воспитатели

Родители

Май

 - Родительское собрание «Наши достижения».

- Оформление наглядно – текстовой информации: «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник средней группы».

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.

Наглядность, консультация, подбор игр.

Воспитатели

Родители

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

     Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.

Выделяется микро и макро среда.

Микросреда- внутреннее оформление группы.

Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:

•        Содержательно-насыщенной, развивающей;

•        Трансформируемой;

•        Полифункциональной;

•        Вариативной;

•        Доступной;

•        Безопасной;

•        Здоровьесберегающей;

•        Эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды

      Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным.   Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:

•        Центр для сюжетно-ролевых игр;

•        Центр ряженья;

•        Центр книги;

•        Центр театрализованных игр;

•        Центр настольных игр;

•        Центр изобразительной деятельности;

•        Центр природы;

•        Спортивный центр;

•        Центр игры с песком и водой;

•        Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);

•        Игровой центр для девочек, мальчиков.

Оснащение меняется с тематическим планированием.

3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы.

       В соответствии с ФГОС, материально-технического обеспечения программы включает в себя учебно-методический, оборудование, оснащение (предметы).

Учебно-методический комплект к программе.

  • примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • комплексно-тематическое планирование;
  • пособие по управлению организации работы в дошкольной организации;
  • методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка
  • наглядно-дидактические пособия;
  • комплект для творчества;
  • вариативные парциальные (авторские) программы;
  • электронные образовательные ресурсы.

Здания и помещения дошкольного учреждения имеет базовый уровень.

3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа. Авторы-составители: АтарщиковаН.А.,  Осина И.А., Горюнова Е.В. - Издательство: Учитель, 2012
  3. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа Авторы-составители: Мезенцева В.Н., Власенко О.П. - Издательство: Учитель, 2012
  4. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа /Авт.сост.Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. - Издательство: Учитель, 2012
  5. «Физкультура первая и вторая младшие группы» под ред. М.А. Фисенко, Корифей, Волгоград, 2008.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М.,2005
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005
  8. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
  9. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. — М.: Просвещение, 2002.
  10. «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Н.А. Извекова, Творческий Центр «Сфера», 2008.
  11. «Дошкольники на прогулке» под ред. А.С. Галановой, Педагогическое общество России, Москва, 2005.
  12. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Социально-коммуникативное развитие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  13. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
  15. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  16. А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004
  17. «Математика в детском саду» под ред. В.П. Новиковой, Мозаика-Синтез, 2007.
  18. «Мы» программа экологического образования детей. Под ред. Т.А. Шеленок, «Детство-ПРЕСС», 2004.
  19. «От осени до лета. Для воспитателей детских садов» под ред. Л.А. Владимирской, «Учитель», Волгоград, 2003
  20. «Экологические занятия», под ред. Т.М. Бондаренко, ТЦ «Учитель», 2004.
  21. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2004.
  22. Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
  23. «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2008.
  24. «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2008.
  25. «Занятия по развитию связной речи дошкольников «Сказкотерапия» под ред. О.А. Шохова, «Сфера, М., 2009.
  26. «Конспекты занятий во второй младшей группе» под ред. Н.А. Карпухиной, «Педагогика нового времени», Воронеж, 2007.
  27. «Материал по занятию по развитию речи», под ред. Т.И. Подрезовой, Ариас-ПРЕСС, Москва, 2008.
  28. «Воспитание сказкой» под ред. Л.Б. Фесюковой, Филио.Москва, 2004.
  29. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Сфера, 1998.
  30. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005
  31. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 2-4 года / Сост. В.В. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др.- М.: , 2005.
  32. Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в детском саду / Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
  33. Г.В. ВихареваХудожественно-эстетическоеразвитиельные сценарии для детей.- СПб.: «Детство-Пресс» 1999
  34. Г.В. Вихарева  Песенка звени.- СПб.: «Детство-Пресс» 2001
  35. Ветлугина Н. А. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет.сада).
  36. Дзержинская И. Л. Художественно-эстетическое развитиельное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз.руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.  
  37. Петрова В. А. Мы танцуем и поем. — М.: Карапуз, 2003.
  38. Петрова В. А. Художественно-эстетическое развитие и малыш.- М.: Карапуз, 2001.

Приложение 1

Возрастные особенности детей 4-5 лет

     В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.         Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель- ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

     Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

      Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

      Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

     Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

     Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

      Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

     Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

     У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

      Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

      Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Приложение 2

Планирование организованной образовательной деятельности.

Базовая образовательная деятельность

Количество в неделю

Количество

в год

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»

Физическая культура

3

108

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познавательное развитие

«Формирование элементарных математических представлений»

1

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Познавательное развитие  

«Формирование целостной картины мира»

1

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Речевое развитие

Развитие речи

1

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие»

- рисование

- лепка/аппликация

1

1

36

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие

«Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

2

72

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей возраста от 4 до 5лет допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 10 занятий. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 20 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 4-5 лет

Месяцц

Неделя

Тема

Содержание работы

Сентябрь

1

День знаний

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка.

2

Осень

Расширение знаний детей  об осени. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование представлений о неживой природе.

3

Дары осени

Расширять знания об овощах и фруктах, о грибах и ягодах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

4

Деревья и кустарники

Формировать умения узнавать и  называть 3- 4 вида деревьев. Дать определение понятий  «дерево», «кустарник». Расширять представления об условиях, необходимых для роста растений (воздух, вода, тепло, питание)

Октябрь

1

Моя семья

Углублять представления детей о семье и её истории; о том, где работают родители, как важен их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздниках, выполнять постоянные обязанности по дому.

2

Домашние животные

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека.

3

Дикие животные

Расширять представления детей о диких животных, о лесе – в лесу живут разные животные. Они могут жить в лесу, потому что  находят там себе пищу. Учить  различать этих животных по особенностям внешнего вида

4

Зимующие и перелетные птицы

Дать представления о перелётных птицах, об изменениях в их жизни с приходом осени. Расширять представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Ноябрь

1

День народного единства

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках; развитие интереса к истории своей страны; воспитание гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.

2

Я вырасту здоровым

Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

3

Транспорт

Расширять представление детей о видах транспорта и его назначении. Расширять представление о правилах поведения   в общественном транспорте, элементарных правилах дорожного движения.

4

Мамочка любимая!

Воспитание уважения и любви к маме, желания оберегать и защищать ее.

Декабрь

1

Здравствуй зимушка - зима

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

2

Комнатные растения

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о различных видах комнатных растений. Формирование представлений   о роли комнатных растений в жизни человека.

3

Город мастеров.

Привлечение детей к изготовлению новогодних игрушек и украшений для группы.

4

Новый год у ворот

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Развивать эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

Январь

1

Народные праздники. Рождество и Колядки.

Формировать представление детей о народных праздниках, их традициях; знакомить детей с рождественской атрибутикой; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

2

В гостях у сказки

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Воспитание нравственных качеств личности: свободолюбие, ум, смекалку, упорство в достижении цели. Воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине.

3

Одежда

Закреплять обобщающее понятие «Одежда», названия элементов одежды, учить соотносить одежду с сезоном. Прививать навыки самообслуживания. Учить содержать одежду в чистоте и порядке.

4

Обувь

Закреплять обобщающее понятие «Обувь», названия элементов обуви, учить соотносить обувь с сезоном. Прививать навыки самообслуживания. Учить содержать обувь в чистоте и порядке.

Февраль

1

Мы на севере живём.

Расширять представления детей об особенностях природных условий и животного мира севера.

2

Мой родной поселок

Продолжать знакомить детей с родным посёлком. Формировать начальные представления о родном поселке. Воспитывать любовь к родному поселку. Познакомить  с самыми главными достопримечательностями.

3

Военная техника

Закреплять представления о видах  военной техники.

4

День Защитника Отечества

Расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Познакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска).

Март

1

Международный женский день

Расширять гендерное представление, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

 Привлечь детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами

2

Весна

Расширять представления детей о весне.  Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту весенней природы, отражать её в рисунках, лепке. Формировать представления о безопасном поведении людей на улице. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

3

Посуда

Продолжать знакомить с обобщающим понятием «посуда»; с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия и по различиям осуществлять классификацию посуды по назначению

4

Предметы во круг нас

Формировать представления об окружающей среде (удобства быта, особенности в постройке зданий, устройства детских площадок и пр.)

Апрель

1

От улыбки станет всем светлей.

Познакомить детей с праздником смеха, создать весёлое настроение в группе.

2

Космос

Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

3

Профессия

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости

4

Правила дорожного движения

Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Вызвать положительные эмоции.

Май

1

День Победы

Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.

2

Насекомые

Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением.

3

Цветы на лугу

Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением.

4

Скоро лето

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

Приложение 3

Перечень развлечений и праздников

Праздники. Новый год, «Мамин праздник», День защитника отечества, «8 Марта», «Осень», «Весна», «Лето»; праздники традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей

Тематические праздники и развлечения. «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка - зима», «Весна пришла», «Село, в котором ты живёшь», «Наступило лето».

Театрализованные представления. По сюжетам русских народных сказок  «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка»,  «Бычок смоляной бочок», «Пых», «Гуси - лебеди».

Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки»,

Концерты. «Мы слушаем музыку», «Любимые песни», «Веселые ритмы»

Спортивные развлечения. «Спорт – это сила и здоровье», «Веселые старты», «Здоровье дарит Айболит».

Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок»,  забавы с красками и карандашами, сюрпризные моменты.

Фокусы. «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширина», «Волшебное превращение».

Приложение 4

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

Осень золотая

Сентябрь

"Зелёная аптека»

Сентябрь

Во саду ли, в огороде

Сентябрь

В хороводе деревьев

Октябрь

Путешествие в страну Осень

Октябрь

На бабушкином дворе

Октябрь

Лесные жители

Октябрь

В гостях у птиц

Ноябрь

Чтение стихов про домашних животных

Ноябрь

Полезные витамины

Ноябрь

Подводное царство

Ноябрь

Волшебница вода

Декабрь

Зимушка-зима

Декабрь

Путешествие в царство комнатных растений

Декабрь

Наблюдение «Поможем нашей елочке»

Декабрь

Белый снег, пушистый

Январь

Уголок природы

Январь

Наблюдение  «Какие птицы прилетают на наш участок»

Январь

Наблюдение «Птичьи следы»

Январь

Лед вода

Февраль

Животные нашего края

Февраль

Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу»

Февраль

Чтение рассказов о птицах

Февраль

Вода и пар

Март

В гостях у Веснянки

Март

Огород на окне «Во саду ли, в огороде» (посадка семян, полив).

Март

Диких животных и детенышах

Март

Песок, глина, камень, почва

Апрель

Цветные загадки

Апрель

Космос

Апрель

Береги живое

Апрель

Резина и пластмасса

Май

Насекомые - наши помощники

Май

Наблюдение за первыми растениями

Май

Земля – наш общий дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена для организации  воспитательно-образовательного процесса  воспитателей группы с детьми среднего дошкольного  возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...

Рабочая программа средней группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.)

Рабочая программа воспитателя Средней  группы №2 «Разноцветные бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2016-2017 учебный годКалендарно-тематическое планирование(п...

Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб

Программа опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса   средней группы муниципального  дошкольного образовательного учреждения  детский сад №1 «Росинка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...