«Мультисенсорика: особенности ее развития у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Мультисенсорный подход - это связь слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного (чувствительность нервных волокон в скелетных мышцах,  связках, раздражающихся при сокращении и напряжении) чувств. Связь этих 5 чувств (основным из которых является вестибулярное) - это целая программа перцепции. Чувства разделены только на периферии, а на уровне центральной нервной системы, в центральных структурах все чувства взаимосвязаны, здесь происходит анализ и синтез, интеграция и отбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

Доклад

«Мультисенсорика: особенности ее развития у детей раннего возраста»

 

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                            Выполнила

воспитатель:

2019 г

Человеческий организм - это единая  система, которая воспринимает окружающий мир через систему чувств, через сенсорную систему.

Человек может  чувствовать и слышать ухом, глазом, вестибулярным аппаратом, телом, костями, мышцами, суставами, тактильно-кожными рецепторами -  пропреоцепцией.

Таким образом, в головном мозге, создается мультисенсорный путь восприятия. Верботональная система отмечает, что для развития слушания (слухового восприятия) и формирования на его основе речи, очень важна связь пяти чувств - 5 чувств.

Мультисенсорный подход - это связь слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного (чувствительность нервных волокон в скелетных мышцах,  связках, раздражающихся при сокращении и напряжении) чувств. Связь этих 5 чувств (основным из которых является вестибулярное) - это целая программа перцепции. Чувства разделены только на периферии, а на уровне центральной нервной системы, в центральных структурах все чувства взаимосвязаны, здесь происходит анализ и синтез, интеграция и отбор.

Деятельность по мультисенсорному развитию включает в себя следующие направления: развитие зрительного восприятия;  развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата.

Так, при введении серии новых слов, ребенок видит значение на картинке, слышит данное слово и включает ассоциативную память, изображая значение слова действием, жестом.

Овладение определенным словом, понятием зависит от того, как много и каких впечатлений поступает ребенку через все органы чувств. Отсюда следует отметить, что, работая над значением слова, необходимо, чтобы ребенок воспринял его всеми анализаторами. Например: слово яблоко. Чтобы это слово прочно закрепилось в сознании ребенка, яблоко необходимо увидеть в натуральном виде, соотнести его с картинкой (зрительный анализатор), потрогать его, узнать на ощупь (тактильное ощущение), попробовать на вкус (осязание, обоняние), нарисовать его, слепить из пластилина, сорвать с дерева в игре, купить его в магазине (моторное чувство). Проделав все эти операции, ребенок прочно усвоит понятие и произношение данного слова.

Хотелось бы обратить ваше внимание, на создание в ДОУ  сенсорной комнаты. Это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Опыт применения сенсорных комнат в медицинских и педагогических учреждениях России насчитывает не более пяти лет.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызывает интерес и не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме.

Так, при изучении например, темы «Новый год» выключаются такие задания: игра на развитие зрительного восприятия («Соберем фонарики») ,  игра на развитие моторики (пальчиковая игра «Елочка»), игры со звуком  («Где звучит на елочке, сверху или снизу?»),  игры на развитие вестибулярного чувства (прыжки через волшебную веревочку под удары барабана),   игры на развитие речи («Елка»)

Регулярная смена заданий через 3-5 минут, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время образовательной деятельности на учебном материале и повысить речевую и продуктивную деятельность ребенка.

Планирование образовательной деятельности осуществляется по тематическому принципу и согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой по ознакомлению с окружающим.

 Особое внимание уделяется повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определенной догадке, слухо-зрительное, слуховое.

Список литературы

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
  4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
  5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
  6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
  7. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013
  8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
  9. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
  10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста в семье

В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители...

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

Особенности речевого развития у детей раннего возраста

Особенности речевого развития у детей раннего возраста...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования особенностей речи недоношенных детей раннего возраста...

мини-консультация "Особенности речевого развития у детей раннего возраста"

В консультации даются советы и рекомендации по профилактике нарушения речевого развития у детей раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....