"Социально-нравственное воспитание детей в семье"
консультация

"Социально-нравственное воспитание детей в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Социально-нравственное воспитание детей в семь»

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Детский сад №41

 присмотра и оздоровления

Забатурина Е.В.

   Семья для дошкольника — первое звено, которое связывает его жизнь с обществом. Счастливая семья та, в которой созданы ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять равностороннюю заботу, добрые отношения к людям, прививать любовь к труду. Это залог того, что ребенок уже в детстве начинает приобщаться к целям, идеалам, подражая своим родителям, стремится следовать их социальным нормам и правилам.

   Одна из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию — установление тесной связи с семьей. Семья и детский сад — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

   Важность подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социумом объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детский сад: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

   Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

   Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной, личности.

   Мы начинаем работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад — вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведь семья — это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

     Важную роль в воспитании  детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация жизни, хорошие взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

    Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных.                                          В нашей группе оформлен фотоальбом, к которому ребята   постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи.     Дети делятся  впечатлениями, учатся слушать друг, друга, проявляют интерес к собеседнику.

    Активно привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим их сближению с детьми. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты, проводятся праздники семьи.

   Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и

проведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детского коллектива, являются участниками различных конкурсов: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки». В группе организуем вечера, досуги: «День именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я — дружная семья». Также совместно с родителями мы реализовали проект «Я и вся моя семья». Данное детско-родительское мероприятие носило долгосрочный характер и включало подпроекты: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», «Обычаи и традиции семьи». Основная цель реализации проекта — воспитание любви к своим родным, традициям и интересам семьи.

    В старших группах организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях («Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке», «Посиделки») с удовольствием участвуют и родители.

    И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

    Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации детского сада.

   Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной агитации. Наглядно-информационные формы условно разделены нами на две подгруппы.

   Информационно-ознакомительная: ознакомление родителей с детским садом через информационные стенды, особенностями его работы, педагогами, занимающимися воспитанием детей.

   Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций.

   Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения. Для родительского коллектива организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т.д.

  Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, педагогами и детьми настоящего времени. Нам еще предстоит огромная работа по воспитанию будущего поколения, и формированию и укреплению положительного общественного мнения в защиту национальной культуры и народных традиций в семье.

Литература

Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2012. № 9.

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как главным партнером в организации воспитательного процесса: Метод, рекомендации. Оренбург, 2003.

Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2011. №3.

Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Авт.-сост. В.А. Титов. М., 2012.

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

Консультация "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...