«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
консультация (подготовительная группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_literatura.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова  города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сада «Терем – теремок»

                   

                           

Консультация

                       

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -                           ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

И КОММУНИКАТИВНЫ  СПОСОБНОСТЕЙ   ДЕТЕЙ»

                                                                                                                                                  Воспитатель  СП «Детский сад

          «Терем –теремок» ГБОУ ООШ №21

Карпухина   О.Е.

                                               

                                                 

                                                        гНовокуйбышевск


Чтение для дошкольника - самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавания мира и человека. Находясь в обстановке дома или детского сада, рядом с человеком, которого он хорошо знает и уважает, ребёнок путешествует во времени и в пространстве, знакомится с тем, что недоступно ему в реальной действительности, ставит себя на место героев, проживает их жизнь и, получая удовольствие, знакомиться с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов.

Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать своему герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего.

Итак, казалось бы, чего проще - возьмите в руки книгу и читайте ее детям. Но дело в том, что многие воспитатели и родители имеют неверное понятие о детской литературе и детской книге. Трудно сказать, когда в сознании взрослых людей закрепилось представление о прикладном характере детской литературы. О ней вспоминают применительно к чему-либо. В семье - тогда, когда нужно остановить шалости малыша, преподать ему урок поведения, например.

 Как изменить статус художественной литературы?

 В   редком   дошкольном   учреждении   признают   самоценность   детской литературы, хорошо знают ее историю и современное ее состояние, умеют грамотно организовать детское чтение и отвести ему должное место в воспитании, и   развитии   детей.   Усвоив   в   дошкольном   детстве   прикладной   характер художественного слова, человек уже никогда не будет стремиться глубоко понять смысл читаемого, и никакие, даже самые совершенные школьные программы здесь не помогут.

Для того чтобы изменить статус детской литературы в дошкольном учреждении, на наш взгляд, необходимо понять и принять несколько положений:

  • Осознать   проблему  чтения   как  общегосударственную   проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
  • Воспитателям дошкольных учреждений убедить в этом родителей и работу по приобщению ребенка к книге вести совместно с семьей
  • Понять,  что детская литература - это  искусство,  а  не  «одно
    педагогическое занятие»
  • Взрослые должны быть убеждены в том, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности
  • Ставить   перед   собой   не   задачу   ознакомления   ребенка   с литературой, а задачу воспитания грамотного читателя

Развивающие функции художественной литературы

 Определим функции детской литературы:

  • расширять сферы представлений ребенка,
  • активно формировать его внутренний, духовный мир,
  • отвечать на возникающие у него вопросы,
  • удовлетворять потребность в знаниях, говорить о самом важном.                                                                                                       Каковы   познавательно-нравственные   функции художественной литературы ? 
  •  Развитие    и    активизация    воображения,    образного мышления
  • Расширение представлений о мире
  • освоение восприятия мира
  • Освоение  моделей   человеческого   поведения  в разных обстоятельствах,
  • формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному, рукотворному миру, миру человеческих отношении)

Определим эстетические функции художественной литературы:

  • приобщение к словесному искусству как к таковому в его различных формах
  • развитие хорошей разговорной речи
  • ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах

-        воспитание культуры чувств и переживаний.
Художественная литература воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникации  ребенка. Она, представляя собой систему знаний истории и культуры человеческого общения, предполагает вместе с тем интеграцию всех источников коммуникативных способностей   дош-кольника. И если ребенок обладает определенным уровнем развития коммуникации , тогда вступая в общение, он может организовать коммуникативное пространство, выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию и уместные средства общения.

Коммуникативные способности это:         

                    --        готовность получать в диалоге необходимую информацию,

  • представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения  в  диалоге  и   в  публичном  выступлении   на  основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей,
  • позволяет использовать ресурс коммуникаций для решения задач

Коммуникативная способность  детей 3-4 лет

  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения)
  • Использует язык для налаживания контактов со взрослыми и  сверстниками, с целью удовлетворения  жизненно важных потребностей

Коммуникативная способность  детей 4-5лет

-        Элементарно осознает языковую действительность
-
t Играет со звуком, рифмой, смыслами.          

 Коммуникативная способность  детей 6-7лет

-        Свободно выражает свои желания, намерения с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств

- Включается в разговор, может предложить интересное дело или игру

Подбор конкретных текстов…

 Каковы условия формирования коммуникативных способностей?

Подбор конкретных текстов, исходя их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы с тем, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова

Обеспечивать время и обстановку...

Обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и

непринужденного обсуждения художественных текстов, воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги

Обращаться к художественным текстам...

Обращаться к художественным текстам при развертывании других форм
совместной деятельности взрослого с детьми, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельности детей.        
,'

Круг чтения художественных произведений

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы -чтобы книга сама «работала» на развитие - воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой, наполненности. Эта совокупность представлена в виде рекомендательного круга чтения.

Из схемы видно, какие произведения должны лежать на книжных полках детского сада. Сегодня на  педсовете  вы сами сможете создать «Библиотеку» и рассмотреть принцип жанрового многообразия художественных произведений, а так же определить, каких произведений недостает в вашем книжном уголке.

Художественные произведения - являются смысловым фоном для совместной партнерской деятельности взрослого с детьми

В больших текстах можно обнаружить кладезь интригующих тем, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Экспериментируем, проводим опыты.

Персонажи больших художественных произведений для детей - обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми. Сегодня на педсовете вы сами сможете оказаться экспериментаторами и провести опыты с водой, воздухом, магнитом.

Мастерим атрибуты персонажей

Также можно попробовать придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей.

Конструируем макеты для сюжетно-ролевых  игр

Вымышленные и комбинированные миры больших повествовательных текстов просто требуют их творческого материального воплощения в виде макета.

Занимаемся словесным творчеством

Словесные игры и опыты персонажей становятся источником словесного творчества детей - заучивание и придумывание стихов, загадок, инициированных взрослым игр-экспериментов.

Складываем сюжеты для ролевых игр

Через     художественные тексты  можно  открывать детям  возможности творческого   построения  повествовательных   последовательностей,   развивать сюжетосложение как элемент игрового творчества.

Младший дошкольный возраст

                         Рассмотрим методические требования организации чтения        художественной литературы.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы.

Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня.

 Средний дошкольный возраст

Чтение должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к  читающим

В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения

 Старший дошкольный возраст

Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед, а короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю-месяц.

Хрестоматия для детского чтения не должна быть единственным или основным источником художественным тестов.

Знакомство с художественной литературой происходит на специальном занятии, которое проводится один раз в неделю, а также ежедневно в свободной форме. В результате систематической работы в жизнь наших детей прочно вошли ежедневное чтение художественной литературы и литературные праздники, « книжные выставки», выставки детского рисунка по прочитанным произведениям и спектакли. В семьях появились домашние библиотеки, о которых с гордостью рассказывают в группе. Упрочилось сотрудничество  ДОУ  и  центральной детской библиотекой. Педагогической находкой коллектива стало создание библиотеки  ДОУ , которое находится пока на начальном этапе своего развития. Книжный фонд систематизирован по разделам: жанры, авторы, темы. В дальнейшем мы собираемся расширить библиотечный фонд для детей и сделать библиотеку семейной. 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4  «Терем-теремок» комбинированного вида

города Новокуйбышевска  Самарской области

                  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

                            «АУКЦИОН ДЕТСКОЙ

                               ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

                                                                                     Воспитатель МДОУ № 4

                                                                                                  «Терем-теремок»

                                                                                                     Карпухина О.Е.

                                                       г Новокуйбышевск

                                                                  2007г.

ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА

Цель: обучение педагогов нетрадиционным методам работы с книгой в процессе воспитания и обучения детей

Материал:

  • Поднос,
  • 3 мешочка с «монетами», украшенными эмблемами
  • Карточки личного участия

Лоты - книги:

  • «Снежная королева» Г.Х. Андерсена,
  • Стихи К.И. Чуковского
  • Русские народные сказки

Проведение  аукциона:

Аукционист занимает свое место, звонит в колокольчик. Помощник обходит участников аукциона с подносом и передает им мешочки с монетами и личными карточками.

Ведущий: Уважаемые гости! Сегодня вы участвуете в нашем аукционе. Аукционы уже проводят тысячу лет. Аукцион - это продажа какого-либо товара, когда его первоначальная цена может возрастать, и покупателем становиться тот, кто предложит самую высокую цену. Отсюда и название такого торга. Оно происходит от слова «auctio», что в 'переводе с латинского означает «возрастание».

А теперь о том, как будет проходить наш аукцион. Здесь выставлены лоты, которые сегодня вы сможете приобрести. Мы вручили вам по мешочку с одинаковым количеством монет. Свое желание приобрести предлагаемую вещь вы должны заявлять поднятием личной карточки, предлагая при этом свою цену. Итак, мы начинаем наш аукцион, который мы назвали «Книжным». Все сегодняшние лоты подобраны по темам наших открытых занятий. Купленная книга будет своеобразным пропуском в удивительный мир художественной литературы для детей!

По окончании аукциона подводим итог. Ведущий: И вот пришло время, когда все лоты, выставленные на аукционе, нашли своих покупателей. А теперь вы отправитесь в группы и увидите результаты нашей работы. В знак благодарности за открытое занятие, вы подарите эту книгу детям.

1. Представление книги «Снежная королева» Г.Х. Андерсена

Сказки великого датского писателя Г.Х. Андерсена известны и любимы

читателями всех возрастов во всем мире.

Сказка «Снежная королева» научит наших воспитанников любви,

взаимовыручке.

Это позволит ребенку впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть

добро и зло

2. Представление книги русских народных сказок

Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья и даже вещи. Топор сам рубит лес, дубинка бьет недругов, мельница мелет зерно, печка разговаривает. Это сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.     %'

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства.

У сказки стройная композиция, а это приучает маленького слушателя логически мыслить!

С помощью сказки дети осваивают простоту человеческих взаимоотношений, прежде чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебная сказка является образцом национального искусства слова

З.Представление книги произведений К.И. Чуковского.

Произведения К.И. Чуковского называли «детским космическим эпосом»!

У писателя была задача - воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Родительское собрание "Художественная литература для всестороннего развития личности"

В данном конспекте говориться о важности книги в жизни ребёнка...

роль художественной литературы в творческом развитии личности

Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным,...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие личности.

На протяжениии многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение в слух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. В процессе общения с книгой, ка...

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...