роль художественной литературы в творческом развитии личности
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа) на тему

 Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.i.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги! Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий, но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Актуальность данной темы  в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию.

Поэтому основная  цель моей педагогической деятельности:  способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать);

Для решения поставленных задач я, в первую очередь, пересмотрела предметно - развивающую среду в группе. Мною был создан книжный уголок. С помощью родителей в группе собран и постоянно пополняется книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу, устраивать выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном уголке присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов. Здесь же дети могут организовать сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров: КУКОЛЬНЫЙ, НАСТОЛЬНЫЙ, ТЕАТР НА ЛОЖКАХ, Пальчикавый «Ладошка сказок», «Тантамарески»

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Путешествие",  "Кто и где спрятался),  развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха",  "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.), сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия (с последовательно развивающимся действием). Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.        

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости"  или Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Литературные произведения и их фрагменты включаю в режимные моменты. Так с появлением у нас ослика, дети сразу решили, что назовем его Иа, и он везет на день рождения Совы целую тележку цветов. Примеряем наряд золушки  на новый манер.

Дети в восприятии  интерпретации художественных текстов отражают свой литературный опыт в разных видах художественной деятельности. Это лепка, рисование, аппликация, конструирование. Так, для инсценировки сказки К Чуковского «Муха-Цокотуха» дети решили сделать угощение из соленого теста, сами замесили тесто и с удовольствием лепили и украшали пряники. Из лего конструировали любимые сказочные персонажи, рисовали цветной солью, восковыми мелками, выполняли рисунки в технике - пластилинография.

Очень любят дети  поучительные и юмористические рассказы Н Носова, стихи К. Чуковского, р. н. сказки.

Самые счастливые минуты для меня, когда я читаю или рассказываю детям. Двадцать четыре  пар глаз смотрят на тебя, и чувствуешь, что в твоей власти вызвать у этих мальчишек и девчонок любые движения души. Любимое место наше – круглый стол. У меня в руках книга. Широко раскрытые глаза детей. Одни ждут нового, другие с удовольствием смотрят на знакомую обложку: со страниц этой книги уже вошли в их жизнь и полюбились им герои. Ребята стараются усесться поближе. Хорошо просунуть голову под мою руку и первым увидеть все, что нарисовано на этих больших красочных страницах. Дети многого ждут от книги, они крепко верят тому, что она им расскажет – это традиция нашей группы.

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи развития литературного воспитания дошкольников, является организация педагогического процесса. Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО, я подобрала современные формы, приёмы и методы работы с детьми, которые способствуют развитию творческих способностей моих ребят.

Это:

 - целенаправленно организованная образовательная деятельность

-  викторины,

- читательские пятиминутки, на которых дети ежедневно рассказывают о прочитанном.

- квест - игры например  «Читающая Страна» с остановками: «Школа Мойдодыра»,  «Штаб Знайки»,  «Я – в образе любимого героя»,  «Музей Богатырей», «Планета маленького принца».

Для лучшего восприятия текста детьми мною применяются такие нетрадиционные приёмы, как:

- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении детей при чтении литературного произведения);

- графическое рисование (дети делают зарисовки по прочитанному, выражая своё отношение к нему); «Зашифруй сказку» (на карточках); изготовление «Коллажа из сказок».

- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам)

- модельный план  - при рассказывании используются модели-схемы с фабульным развитием действия;  геометрические фигуры «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);  счётные палочки «Изобрази героев сказки».

 Это помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

- рассказывание по ролям; например, составление сказки «Сказка по кругу»;

- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку). «Придумай новые приключения домовенка Кузи», «В какие  игры ты бы поиграл бы с Карлсоном ?», «Салат из сказок», «Перевирание сказок».

- «Сказки ходят в гости к друг другу» - дети изображают в одном рисунке героев разных сказок и придумывают разные ситуации. «Красная Шапочка в гостях у колобка».

- Сказки с движениями. Движения могут носить характер мнемонического средства, облегчающие запоминание текстов. Когда дети и педагог повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными двигательными действиями, это позволяет активизировать всю группу, даже плохо говорящих детей. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в этих играх, ребенок знакомиться с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Участвуя в играх - драматизациях ребенок как бы входит   в образ, воплощается в него, живет его жизнью. Например, характерную маску зверя, шапочку, фартучек,  веночек ребенок надевает на себя. Создать же образ ребенок  должен сам - с помощью интонации, мимики,  движений, жестов. Убеждаю ребят, что главное - это то, как они исполняют свои роли - похоже или нет. Вместе с тем не требую  большей точности исполнения, не порчу настроения во время игры. Умение придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли. А вот импровизация - разыгрывание сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная и интересная игра. Вместе с детьми придумываем тему, обсуждаем, как ее изобразить, какие будут роли, характерные этюды.

Мы не только являемся непосредственными участниками театрализованной деятельности, но и  регулярно посещаем театр с актерами, приглашенными  аниматорами. Дети смотрят на игру профессиональных актёров.

Мне нравится использовать креативные методы обучения, которые ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

  • 1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Например: « Расскажи: добрый волк в гостях у семерых козлят», «Доктор Айболит испек пирог «Доброта» .Кому раздаст кусочки пирога и что пожелает доктор Айболит.
  • 2. Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, баба –яга была бы доброй, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
  • 3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств.  Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
  • 4.Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.

Использование данных форм, методов,  приёмов позволяет сделать образовательную деятельность разнообразной  и интересной для детей.

- Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали самостоятельно.

Такой приём создания книжек-малышек помогает решить многие задачи:

  • Учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;
  • Лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;
  • Выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;
  • Обогащать лексический запас.

Эффективной инновационной формой работы является метод проектов. Мною были разработаны и реализованы проекты «Моя первая книга» (по произведениям Агнии Барто, «Ты откуда к нам пришла»? «Папа, мама, я – читающая семья». Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Результатом совместной деятельности детей, воспитателя и родителей в ходе реализации этих проектов стало проявление интереса детей к творчеству А. Барто, к истории возникновения книги, к современной литературе и её значению для каждого из нас.

Оформлен мини-музей «Любимый сказочный герой» (работы детей представлены в нетрадиционной технике рисования)

В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают детям других групп.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через художественную литературу возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Вся  работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение родителей, педагогов и детей. Этому способствовали коллективные формы работы:

-  фотовыставка «Вместе с книгой я расту»,  «Я и вся моя семья - это книжкины друзья»;
- изготовление книжек-самоделок,

- выставка рисунков «По страницам прочитанной книги».

- круглый стол с родителями на тему: «Взрослый-ребенок-книга»,

- проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

 Ввели традицию группы «Книжное дерево». На него родители прикрепляют листочки о прочитанных дома произведениях, что является очень эффективным методом повышения читательской активности.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. Мы с детьми посещали и планируем летом посетить  детскую библиотеку.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями,  сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Своё выступление мне хочется закончить словами Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое».

Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимо интересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

        Спасибо за внимание!!!