Арт-терапия или терапия искусством
статья

Высоцкая Валентина Владимировна

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_ili_terapiya_iskusstvom.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия или терапия искусством

Подготовили воспитатель Высоцкая В.В.,

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 123» г. Воронеж.

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

В. А. Сухомлинский

  Термин «арт-терапия» впервые стал употребляться в английских странах примерно в 40-е годы ХХ века. В 1938 г. ее ввел Адриан Хилл. Основатели арт-терапии опирались на мысли Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека выражается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно рисует и лепит. А также на идеи Юнга об индивидуальных и универсальных символах. Основная фигура в арт-терапевтическом течении – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению спектра собственных возможностей. [7]

  Арт-терапия достаточно новое  для нас слово. Что же оно означает? С научной точки зрения, это методика лечения и развития при помощи художественного творчества, в любых его проявлениях.

  В последнее время терапия искусством все более активно применяется в образовательных учреждениях.

  Искусство само по себе обладает целительным действием. Арт-терапия – это форма психотерапии, основанная на искусстве, изобразительной и творческой деятельности.

  Выражение себя через искусство - это безболезненный способ выражения чувств. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Арт-терапия используется при коррекции неврозов. В отличие от искусства в арт-терапии важен сам творческий процесс, основанный на особенностях внутреннего мира творца.

  По мнению психологов, ребенок, соприкасаясь с искусством, избавляется от психических напряжений, стрессов. Он успокаивается, сосредотачивается, становится более внимательным. Арт-терапия оказывает положительное психологическое воздействие, поддерживает и укрепляет душевное и эмоциональное состояние ребенка.

  Следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Как выяснилось в ходе экспериментального исследования, чем меньше учитель вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, быстрее устанавливаются отношения эмпатии и взаимного доверия. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой. [3]

  Таким образом, мы можем прийти к выводу, что арт-терапия не просто красивое слово, а путь к эмоциональной стабильности и психологическому здоровью. Арт-терапия помогает развивать творческие способности человека, устанавливает отношения между людьми. В связи с этим она может применяться, не только к отдельным людям, но и к группе, коллективу.

  Главной целью данного вида терапии является гармоничное развитие личности, способности самопознания и самовыражения, эмоциональная стабильность. Арт-терапия помогает выявить проблему, визуализирует ее и выводит во внешнюю форму проявления. Она помогает человеку социально адаптироваться, т. к. в ней используются средства невербального общения. Это очень важно для замкнутых людей, которым сложно выразить свои мысли и чувства.

  Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Появляется все больше новых видов такой терапии. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников, ребят младшего, среднего, старшего школьного возраста.[8]

  На сегодняшний день арт-педагогика включает в себя абсолютно все виды искусства, которые педагог может использовать в процессе своей работы. Это может быть живопись, графика, цветотерапия, игротерапия, сказкотерапия, лепка, аппликация музыкотерапия и т. д.

  Рассмотрим некоторые виды арт-терапии.

Музыкотерапия. Психологи подтверждают, что этот вид терапии нормализует психоэмоциональное состояние детей, помогает им выразить свои чувства.

Музыка в сочетании с движениями формирует у них положительные эмоции, навыки ориентации в пространстве, повышает самооценку, снимает мышечные зажимы.

Цветотерапия. Это метод психологической коррекции при помощи цвета.

Ученые считают, что человеческий мозг воспринимает цвета подобно тому, как наш желудок воспринимает пищу.

Игротерапия. Игра для детей, это способ выразить свои чувства, мысли. Ребенку порой трудно понять и объяснить свои переживания и эмоции, но он может прожить их в игре. Это дает взрослому возможность понять ребенка.

Сказкотерапия. Данный вид терапии позволяет детям поучаствовать в интересной сказке, додумать ее сюжет. При этом сказка используется как инструмент для исправления той ситуации, которая беспокоит ребенка. Она позволяет скорректировать его поведение и развить такие качества как сочувствие, сопереживание, взаимопомощь, помогает повысить самооценку и уверенность в себе.

Изотерапия. Направление арт-терапии с использованием методов изобразительного искусства. Данный вид терапии позволяет снять нервное напряжение, отрицательные эмоции. Дети становятся более расслабленными, спокойными, при этом у них развиваются художественные способности, повышается самооценка. Агрессия, негативное отношение, неуверенность в себе сменяются интересом к творчеству, к полученному результату.

Песочная терапия. Это замечательная возможность для развития творческих способностей ребенка, для его самовыражения. В процессе занятий ребенок учится быть самим собой. Картины, которые ребенок создает на песке, являются отражением бессознательного, что позволяет раскрыть истинные причины страхов и конфликтов.  С помощью этой терапии ребенок познает окружающий мир, учится решать проблемы и преодолевать трудности. Кроме этого, игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук, улучшается память, координация, воображение.

  Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически

неблагополучными детьми была реализована английским

детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.[1]

  Арт-терапия должна придерживаться следующих принципов:

  1. Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арт-терапией малышам, детям с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
  2. Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.
  3. Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек. [8]

  Арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях это не просто метод коррекции и развития. Дети получают удовольствие от занятий, которые в свою очередь помогают им социально адаптироваться.

Список литературы:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
  3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27–34.
  4. Макнифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2005. Т. 8. № 1. С. 10–23,
  5. Никольская И.М. Арт-терапия – терапия изобразительным искусством // Детская психиатрия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005. С. 993–999.
  6. Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-центр, 2006. С. 87–104.
  7. http://www.scienceforum.ru/2016/1674/17694
  8. семейный сайт www.list7i.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Интегрированная терапия искусством с дошкольниками

В работе рассматриваются вопросы интеграции терапии искусством при работе с дошкольниками с примером досуга "Где живёт звук?"...

Презентация "Креативная терапия искусством"

В настоящей презентации представлен опыт работы музыкального руководителя по применению креативной терапии искусством в работе с детьми иродителями....

Статья «Терапия искусством или арт-терапия»

Арт-терапия применяется  при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очен...

Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте

В статье  описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...