Статья «Терапия искусством или арт-терапия»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ильичёва Анна Николаевна

Арт-терапия применяется  при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_terapiya_iskusstvom_ili_art-terapiya.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Терапия искусством или арт-терапия»

Термин «терапия искусством» или «арт-терапия» ввел в употребление в 1938 г. британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • песочная терапия;
  • видеотерапия;
  • игротерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • маскотерапия;
  • драматерапия;
  • фототерапия;
  • денс-терапия;
  • арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.

К этому направлению арт-терапии относятся искусства визуального ряда - рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди-арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик.

Именно с рисунка начиналась история арт-терапии как психотерапевтического направления.

 Достоинствами арт-терапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении, богатство материалов, возможность использовать техники и приемы арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями.

Эффективность применения искусства в контексте лечения и профилактики психического здоровья основывается на том, что этот методы арт-терапии позволяют экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует.

Арт-терапия применяется  при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими (рис. 1.).

         

                         Рисунок 1. Организация работы по арт-терапии.

Картинки по запросу арт терапия для детей

Занимаясь творчеством, ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Обычно и дети,  и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой своеобразной изобразительной игре – помочь ребенку:

- в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

- в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него;

- в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития.

Терапия искусством является посредником при общении ребенка и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.

Арт-терапия - это сложное понятие, которое включает множество разнообразных форм и методов в связи, с чем общепризнанной ее классификации не существует.

Выделяют 4 основных направления арт-терапии:

1. Пассивная арт-терапия. Анализ и интерпретация человеком уже существующих произведений искусства.

2. Активная арт-терапия. Побуждение людей к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого арт-терапевта, его взаимоотношений с человеком в процессе обучения творчеству.

Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому, а также подавленные и скрытые переживания. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Важную роль играет непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

                                 Рисунок 2. Преимущества арт-терапии.

http://fs1.ppt4web.ru/images/95377/150857/640/img5.jpg

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

      Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и ребенком;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Похожее изображение

                                         Подготовила воспитатель ГБДОУ № 35

                                                                                      Ильичёва А.Н.

Санкт-Петербург

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Интегрированная терапия искусством с дошкольниками

В работе рассматриваются вопросы интеграции терапии искусством при работе с дошкольниками с примером досуга "Где живёт звук?"...

Презентация "Креативная терапия искусством"

В настоящей презентации представлен опыт работы музыкального руководителя по применению креативной терапии искусством в работе с детьми иродителями....

Арт-терапия или терапия искусством

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает чело...

Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте

В статье  описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...