Статья "Танцевальная дорожка к творчеству"
статья

Статья "Танцевальная дорожка к творчеству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tantsevalnaya_dorozhka_k_tvorchestvu.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Танцевальная дорожка к творчеству

В современном обществе в последнее время всё чаще обсуждается проблема  становления творчески активной личности, совершенствования её духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта своего ребёнка, не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоционально - духовная сущность. И стоит ли удивляться, что многие дошкольники, ловко обращаясь с компьютером, смартфоном не умеют при этом искренне радоваться и восхищаться, удивляться и фантазировать.

У многих современных детей наблюдается нехватка творческой выдумки: они не умеют общаться друг с другом, выражать свои чувства, адекватно реагировать на музыку. А ребята, с раннего возраста включённые в творческую деятельность, являются фантазёрами и мечтателями, по характеру любознательны и целеустремлённы и потому так интересны окружающим.Творческая личность всегда успешна, поскольку она постоянно стремится к совершенствованию и преобразованию окружающего мира.

Известно, что творческий потенциал детей развивается постепенно, путём целенаправленного обучения, посредством музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. Успех работы педагога в этом направлении во многом зависит от выбора тех педагогических технологий, которые способны обеспечить всестороннее развитие ребёнка. Важным средством активизации творческого начала у дошкольников, было, есть и будет движение под музыку.

Танцевальные ритмические и пластические упражнения совершенствуют детскую пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкально - двигательный образ.

Как показывает опыт, занимаясь развитием ребёнка, необходимо учитывать его стремления, желания и возможности. Автоматическое, неосмысленное заучивание, подражание взрослым только тормозит процесс творческого становления. Музыкально - динамические упражнения, представляющие собой сочетание основных движений, наталкивают детей на создание собственных новых музыкальных образов.

Работа по развитию творческой активности дошкольников в танце включает в себя различные методы. Это интерактивное общение со зрителем; использование нетрадиционного игрового дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов; наличие в танце игрового сюжета, так как именно игра – основной вид деятельности в этом возрасте. В результате использования этих методов у детей отмечается высокая активность не только в танце, но и в познавательной сфере. Ребята становятся более внимательными, социально адаптированными, уверенными в себе, начинают позитивно относиться к окружающему миру. Работа, направленная на формирование творческой активности дошкольников, состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап.

Он включает обучение детей основам музыкальной и танцевальной грамоты, усвоение ими схем движения в танце, танцевальных терминов, позиций рук и ног, положения корпуса и головы.

Пространство дошкольного образовательного учреждения имеет неограниченные возможности для развития творчества. Ведь дети, особенно дошкольники, испытывают постоянную потребность в двигательной активности. Именно посредством движения они могут глубже и эмоциональнее воспринять музыку. Кроме того, целью подготовительного этапа является развитие памяти, логического мышления, побуждения к активности. На этой стадии дети учатся понимать схемы танцевальных движений, построение и перестроения танцевальной композиции, запоминают несложные специальные термины и делают первые шаги в освоении танцевальной грамоты. Содержание музыкально - двигательных занятий, на данном этапе, является развития коммуникативных навыков, совершенствования выразительности мимики, пластики и жестов.

На этом этапе, одним из эффективных средств развития детского музыкально - двигательного творчества, является специально подобранные педагогические технологии.  Упражнения, игры - превращения, музыкально - пластические импровизации, игры на запоминание физических действий,  мимические загадки, жесты - загадки, этюды на согласованность действий, танцевально - двигательные и телесно - ориентированные техники. Упражнения на развитие чувства сопереживания окружающим, направленные на овладение языка образных, пантомимических и танцевальных движений.

Кроме этого, подготовительный этап нацелен на усвоение приёмов танцевально - игрового общения, на отработку навыков эмоционального исполнения, основанных на умении анализировать движения и соотносить их с характером звучащей музыки.

Результатом включения специально подобранных педагогических технологий по развитию творческой активности дошкольников является выразительное, осознанное исполнение танцев и элементарные творческие импровизации – первые шаги ребёнка к самовыражению.

2. Основной этап.

Танцевально - ритмическая деятельность начинается с обучения детей танцам, выступлениям на праздниках, участию в фестивалях. Как уже указывалось, изучение ребёнком языка движений невозможно без осмысления им подхода к содержанию работы по обучению танцевально - двигательным действиям. Это достигается не только через освоение дошкольниками языка выразительных движений, но и через изучение основ танцевальной грамоты, овладение терминами и схемами движения в танце. В качестве основных методов обучения языку движений используются такие, как выразительный показ и пояснения педагога; образный рассказ, побуждающий к фантазированию; музыкальные загадки; общение жестами; вслушивание в музыку и рассуждения о ней. В начале обучения детям предлагаются несложные тренировочные танцевальные движения. По мере накопления объёма танцевальных движений у дошкольников пробуждается желание импровизировать. В случае, если ребята сталкиваются с какими - либо трудностями, необходимо побуждать их, используя такие приёмы, как выразительное выступление педагога перед детьми; совместное творчество в импровизированном танце; танец педагога в паре с ребёнком; игра «Я танец начну, а ты продолжи». На примере простейших этюдов и упражнений дети знакомятся с обобщённо - образными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений, учатся образами передавать различные настроения и своё отношение друг к другу и к происходящему. Так дошкольники подводятся к осмысленному, выразительному исполнению сюжетных танцев и музыкальных спектаклей, учатся импровизированно создавать собственные танцевальные композиции.

Особенность работы на основном этапе –  целостность процесса обучения: от постепенного овладения танцевальной грамотой и развития эмоционально - коммуникативной сферы к языку выразительных движений, исполнительному творчеству, а от него – к творчеству в танце.

3. Итоговый этап.

Игровые и танцевальные технологии служат копилкой эмоционально - двигательного опыта детей. Они – неотъемлемая часть музыкальных занятий, праздников.  Их задача заключается в стимулировании у ребят стремления к творчеству. Яркое подтверждение этому – участие детей в танцевальных постановках танца, где есть место и фантазии, и творческим импровизациям.

Целью такого участия – показать творческие достижения детей, стимулировать их эмоции и желание быть творчески активными. В результате дошкольники не только осваивают заданные педагогом образцы танцевальных движений, но и сами придумывают на их основе новые варианты. Умение комбинировать движения развивается у детей во время танцевальной импровизации.

В заключение хочется сказать, что вышеперечисленные технологии представляют собой ту самую «танцевальную дорожку», направляющую ребёнка к активности, инициативе и творчеству. Сюда следует также включить увлечённость педагога, его кропотливую работу, терпение и любовь к детям, что помогает ему творить чудеса. И тогда мы сможем вновь убедиться, что все дети – талантливы!

Литература

1. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. – М.: Гном и Д., 2003.

2. Зимина, А.Н. Образные движения / А.Н. Зимина. – М.: Тандем, 1998.

3. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – М.: Искусство, 1981.

4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1977.

5. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. «Детство с музыкой» - СПБ.:  ДЕТСВО – ПРЕСС, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина)

Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина) для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Занятия по художественному творчеству первой младшей группы. Тема: «Дорожка в лесу»

Уважаемые коллеги! Я работаю воспитателем впервой младшей группе. Хочу поделиться с Вами, как мы с детками знакомились с нетрадиционной техникой рисования! Истоки способностей и дарования де...

Конспект НОД с детьми второй младшей группы - «Театр: речь и игра, творчество и развитие».Тема: "По сказочным дорожкам"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественной литературе.Материал будет полезен для воспитателей младших дошкольников....

Досуг для детей и родителей " Там, на неведомых дорожках..." По творчеству А. С. Пушкина (Подготовительная группа)

Досуг был итоговым событием проекта " Сказки Пушкина - жемчужены русской литературы"....

Приобщение старших дошкольников к творчеству А.С. Пушкина "Там, на неведомых дорожках"

Методическая разработка содержит информацию о значении творчества А.С. Пушкина для развития детей дошкольного возраста, примеры конспектов образовательной работы в данном напрвлении...

Конспект занятия по художественному творчеству : Аппликация "Катится колобок по лесной дорожке"

Цель: Формировать умения у детей изготавливать аппликацию, используя готовое изображение...