Познавательно-речевое развитие детей на музыкальных занятиях
консультация

Жарникова Наталья Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

   

Музыкальный руководитель

Жарникова Н.А.

                                                        г. Шадринск 2017 г

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Виды музыкальной деятельности традиционны на занятии – это слушание музыки,  пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов развивает речь детей.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А  пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. С этой целью на занятиях используются распевки, прибаутки.  «Пестрый колпачок», «Наступили холода».

 Логоподические распевки видео.

Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай  и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки», а также  музыкально-дидактиеские игры с пением, распевки, например, «Здравствуйте,дети», «Похлопаем в ладошки», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой.

На музыкальных занятиях я широко использую народные подвижные музыкально-речевые игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающих эффект занятий, расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными имитационными движениями.

 Вот некоторые из них: «Репка», «Коршун», «Коза рогатая», «Стою на калиновом мосту».

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети, знакомясь с различными музыкальными произведениями, выражают свои чувства, эмоции словами.

С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и  обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.

Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Незнакомые слова разъясняются: решительная -  смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро

Музыкально-дидактическая игра « Яблонька»

Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей.

• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук .

• Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный домик».

• Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры

На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

Вот некоторые из них: «Виноватая тучка» «У жирафа»

Театрализованная деятельность. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".

Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...

Консультация для родителей "Аудиальное развитие детей на музыкальном занятии"

Аудиальное развитие -это предмузыкальное развитие детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...