Выступление на РМО Суицидальное поведение
методическая разработка

Данильчук Каролина Юрьевна

Говорится о критериях суицида и эффективности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Критерии суицида21.71 КБ
Файл Протокол31.91 КБ
Файл Презентация суицид2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Брусничка»

Выступление на РМО по теме:

«Критерии эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования

Подготовила:

 педагог-психолог

Данильчук К. Ю.

2019

Критерии эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования.

1. Количество проведенных инструктивно-методических семинаров по организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних для педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, социальных работников и др. специалистов, участвующих в образовательном, воспитательном или реабилитационном процессе.

2. Количество проведенных в организации консультаций, семинаров-практикумов, тренингов и пр. по профилактике суицидов среди несовершеннолетних.

 3. Количество проведенных семинаров-практикумов для педагогов психологов организации по определению новых методов и методик наиболее эффективных способов и методов работы по профилактике суицида.

4. Включение в программы воспитательной работы организации мероприятий по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся.

5. Наличие в плане деятельности организации вопросов профилактики суицидального поведения воспитанников, обучающихся, а также формирования позитивного отношения к жизни, её основным ценностям.

 6. Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста учащихся: «Здоровье», «Твой выбор», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.

7. Количество проведенных мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики рисков развития суицидального поведения, в том числе:

  родительских встреч, собраний (работа родительского лектория) с примерным содержанием: «Как воспитать гармоничную личность»; «Ненасильственные методы воспитания»; «Роль семьи в формировании позитивной самооценки подростка» и др.,

 индивидуальных (групповых) психологических консультаций родителей по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.

8. Проведение мониторинга с целью выявления детей и подростков, склонных к суициду:

  анализ и оценка психологического состояния ребенка, социальнопсихологической обстановки в семье и в классе;

 анализ результатов диагностики выраженности суицидального риска,

  количество выявленных подростков с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями;

 количество выявленных детей, имеющих фактор риска по суициду;

  количественно-качественные характеристики воспитанников, имеющих предпосылки (признаки) суицидального поведения и планируемые меры по недопущению условий их реализации;

 анализ текущего состояния, определение психологической устойчивости и степени выраженности суицидального риска у подростков.

9. Количество детей и подростков группы риска с отклонениями в психоэмоциональной сфере, направленных на консультацию психотерапевта с целью своевременного оказания психотерапевтической помощи несовершеннолетним.

10. Наличие информационного планшета (доски объявлений), номера Телефона доверия для оказания экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и их родителям.

11. Уровень компетентности педагогов в области профилактики суицида:

 анализ качества знаний педагогических работников учреждения признаков суицидального риска;

 знания алгоритма действий при косвенных признаках суицидального намерения детей.

12. Оказание психологической помощи детям, нуждающимся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении:

 ведение журнала учета лиц, обратившихся за психологической помощью;

 наличие программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска;

 наличие комплексных программ индивидуального сопровождения детей, имеющих потенциальную возможность совершения суицида с указанием характера причин, мер по предотвращению и ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии участников образовательного, воспитательного или реабилитационного процесса, а также предложений по устранению субъективных причин, способствующих реализации суицидальных намерений;

 количество и результативность проведения психологического консультирования и психокоррекционных бесед по переориентации жизненных целей, коррекции самооценки, развитию рефлексии и т. д.;

 снижение аутоагрессивных тенденций у детей и подростков.

13. Формирование установок у воспитанников на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.), вовлеченных в социально-значимые виды деятельности:

 количество (процент) воспитанников, участвующих в реализации социальных проектов;

  количество (процент) воспитанников, участвующих в деятельности детских, подростковых, волонтерских и др. организациях, секциях, студиях, кружках и объединениях;

 количество (процент) воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

14. Отсутствие случаев завершенных и незавершенных суицидов среди воспитанников учреждения.

Упражнение «Скульптура состояния (настроения)»

 Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.

Ход работы:

1. Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т. п.).

2. Обсуждение. Необходимо рассказать о скульптуре. Озвучить легенду, высказать свои чувства. Если подросток сделал скульптуру плохого настроения или деструктивного состояния и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить. С целью усложнения задания предложите подростку сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т. п.



Предварительный просмотр:

Приложение

к приказу Департамента образования

от 15  марта  2019 г. № 146

Программа проведения районного методического объединения

педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур

Пуровского района

Место проведения: МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале, Пуровского района.

Дата проведения: 25.03.2019 г.

Время проведения: 10:00 ч.

Тема: «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков в образовательном пространстве».

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов образовательных учреждений, внедрение в практику достижений передового психолого-педагогического опыта по профилактике суицидального поведения подростков в образовательном пространстве.

п/п

Этап,

тема выступления

Ф.И.О., должность, ОУ

ответственного

Временной интервал, место проведения

1.

Психологическое  сопровождение пятиклассников на этапе адаптации к обучению в средней школе в соответствии с ФГОС в 2018 году с целью выявления и коррекции причин дезадаптации

Е.А. Паршина, педагог-психолог МБОУ «СОШ», п. Пуровск

10:00-10:40

МБОУ

«СОШ №2»,

г. Тарко-Сале

2.

Особенности суицидального поведения детей и подростков 

А.В. Завалишина,        педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка»,

г. Тарко-Сале

10:40-11:20

МБОУ

«СОШ №2»,

г. Тарко-Сале

3.

Психотерапевтическая помощь в ситуации суицидального кризиса

С. К. Щенникова,                                  педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г.Тарко-Сале

11:20-12:00

МБОУ

«СОШ №2»,

г. Тарко-Сале

4.

Критерии эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования

К. Ю. Данильчук                             педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка, г. Тарко-Сале

12:00-12:30

МБОУ

«СОШ №2»,

г. Тарко-Сале

5.

Круглый стол. Подведение итогов заседания

С.А. Петрова, педагог-психолог МБОУ «ШИООО», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур

12:30-13:00

МБОУ

«СОШ №2»,

г. Тарко-Сале

Согласовано:                                                                                                                  Е. Р. Валиахметова

Куратор районного методического объединения педагогов-психологов

Тел. 6-13-53

ПРОТОКОЛ

совещания по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения подростков в образовательном пространстве

25 марта 2019 года.                                                                                                                   № 3

Место проведения:  МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале.

Присутствовало: 17 педагогов-психологов.

Председатель:                                 Петрова Светлана Алексеевна – педагог-психолог МБОУ                              «ШИООО» г. Тарко-Сале, заведующий РМО.

Секретарь:                         Слипко Лариса Ивановна - педагог-психолог МБОУ «СОШ №3».

 

Присутствовали:

Баканова А. А.                                 педагог-психолог МБОУ «СОШ №1».

Бирюкова М.Р.                                 педагог-психолог МБОУ «ШИООО».

Валиахметова Е.Р.                           куратор РМО, РПМПК, МКЦ «ИМЦРО».

Гирфанова М.В.                               педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Золотой    ключик».

Данильчук К. Ю.                             педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка».

Завалишина А. В.                            педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка».

Завьялова С. В.                                педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Белочка».

Мирмонова О. Х.                             педагог-психолог МБОУ «СОШ №1».

Моролова Т.В                                   педагог-психолог МБОУ «СОШ №3».

Коленко Т. В.                                  педагог-психолог МАДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга».

Колесов В.И.                                   Зам. по ОП МБОУ «Сударушка» г. Тарко-Сале.

Ранцева С.С.                                    педагог-психолог МБОУ «СОШ №2».

Паршина Е.А.                                  педагог-психолог МБОУ «СОШ №1», п. Пуровск.

Слипко Л.И                                    .педагог-психолог МБОУ «СОШ №3».

Тухватулина С.Р.                            педагог-психолог МАДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга».

Щенникова С. К.                             педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка».

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. «Психологическое  сопровождение пятиклассников на этапе адаптации к обучению в средней школе в соответствии с ФГОС в 2018 году с целью выявления и коррекции причин дезадаптации», Е.А. Паршина, педагог-психолог МБОУ «СОШ» п. Пуровск;
  2. «Особенности суицидального поведения детей и подростков», А.В. Завалишена, педагог-психолог МБДОУ «ДС ОВ «Елочка», г.Тарко-Сале;
  3. «Психотерапевтическая помощь в ситуации суицидогенного кризиса», С.К. Щенникова, педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ«Брусничка», г.Тарко-Сале;
  4.  «Критерии эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования», К. Ю. Данильчук,  педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г.Тарко-Сале;
  5. «Круглый стол. Подведение итогов заседания», С.А. Петрова, педагог-психолог МБОУ «ШИООО», г.Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур.

  1. СЛУШАЛИ: по первому вопросу выступила, Е.А. Паршина, педагог-психолог МБОУ «СОШ», п. Пуровск, она подробно осветила тему: «Психологическое  сопровождение пятиклассников на этапе адаптации к обучению в средней школе в соответствии с ФГОС в 2018 году с целью выявления и коррекции причин дезадаптации».    В своем выступлении Евгения Алексеевна подробно остановилась на понятии: адаптация к школе. Она выделила задачи, которые должен решать педагог-психолог для успешной адаптации детей 5 класса:
  • создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.);
  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

Евгения Алексеевна отметила, что для создания условий безболезненной адаптации учащихся школа проводит профилактическую  работу,  уже начиная с 4 класса по программе «В первый раз в пятый класс». Её реализация начинается со второго полугодия учебного года, включает в себя 14 часов.

В психолого педагогической работе предусматриваются темы:

  • Чему учат в школе?
  • Искусство быть учеником.
  • Мои сильные и слабые стороны.
  • Мир моих эмоций, переживаний и желаний.
  • Ответственность.
  • Я будущий пятиклассник и др.

Педагог-психолог ознакомила коллег с профилактической работой, которая проводится в МБОУ «СОШ», п. Пуровск,  по программе С.А.Коробкиной «Я  пятиклассник».   Евгения Алексеевна представила программу и отметила, что она включает в себя первичное и итоговое обследование пятиклассников по стандартному набору методик:

  • диагностика интеллектуальных новообразований, необходимых для успешного обучения в средней школе;
  • диагностика школьной тревожности. Тест Филипса, или диагностика личностной тревожности, тест А.Прихожан;
  • тест САН;
  • диагностика отношений в коллективе. Социометрия;
  • анкета «Трудные предметы»;
  • методика «Незаконченные предложения. Отношение к школе».

Добавляется только анкетирование классных руководителей и родителей, что позволяет определить уровень адаптации и угрозу дезадаптации в среднем звене школы.

В школе обязательно проводится консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально  или  на  родительских собраниях. Цель просветительской работы – объяснить родителям, что в адаптационный период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим — сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.         Результатом осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении является то, что к концу учебного года отмечается уменьшение численности учащихся «группы риска». Учащиеся в ходе практических занятий получают полезные навыки саморегуляции, релаксации, уверенного поведения, эффективного взаимодействия со сверстниками. Дети умеют справляться со своей тревогой и страхами в различных учебных и жизненных ситуациях. Психологическая  поддержка обучающихся  5-х  классов  на этапе адаптации  к обучению в среднем звене школы способствует повышению самооценки и оказывает эмоциональную поддержку.

(текст доклада + презентация прилагается).

РЕШИЛИ: более эффективно осуществлять деятельность педагога-психолога при сопровождении обучающихся 5-х классов. Содействовать координации действий всех специалистов ОУ в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в процессе адаптации к обучению в среднем звене школы. Опыт Е.А. Паршиной использовать в практической деятельности педагогов-психологов г. Тарко-Сале.

Решение принято единогласно.

 

2.   По второму вопросу заслушали Завалишину А.В., она подробно рассказала об особенностях суицидального поведения детей и подростков. Анастасия Валерьевна остановилась на основных чертах личностного кризиса обучающихся. Осветила основные мотивы суицидального поведения у подростков. Педагог-психолог обозначила словесные, поведенческие и ситуационные признаки человека, который готовится совершить самоубийство. Анастасия Валерьевна остановилась на том, что может послужить поводом для суицида и охарактеризовала группу лиц подверженных суициду. Педагог-психолог остановилась на психологических особенностях раннего, среднего подросткового возраста (начальный момент проявления суицидальных наклонностей). Завалишину А.В. отметила, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе. Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств,  приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы. Психологом были даны рекомендации для педагогов и родителей, которые заметили вышеперечисленные перемены в поведении и настроении ребенка. (текст доклада +презентация прилагается).

РЕШИЛИ: активизировать в ОУ Пуровского района психолого-педагогическое сопровождение детей группы «Риска» подросткового и юношеского возраста. Использовать в работе более эффективный диагностический инструментарий, с целью раннего выявления и профилактики суицидальных проявлений у обучающихся.

Решение принято единогласно.

  1. По третьему вопросу слушали Щенникову С. К., педагога-психолога МБДОУ ««ДС КВ «Брусничка», г. Тарко-Сале. Она остановилась на актуальности темы: психотерапевтическая помощь в ситуации суицидогенного кризиса. Светлана Константиновна отметила, что одной из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. 

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

Педагог-психолог отметила, что эффективной помощью в кризисных ситуациях для подростка является «Телефон доверия». Задача экстренного психологического консультирования: восстановление эмоционального равновесия, формулирование проблемы, расширение пространственно-временной зоны восприятия, увеличение числа и разнообразия вариантов решения проблемы, восстановление или установление социальных и межличностных связей. Основная задача психолога Детского телефона доверия заключается в поддержке ребенка в кризисной ситуации, снятии эмоционального напряжения, создании условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности преодоления жизненных трудностей. 

Светлана Константиновна подробно остановилась на том, что делать психологу в ситуации риска суицида. Осветила основные направления работы, которые заключаются в своевременном выявлении суицидального риска, превентивных мерах. Реальная попытка суицида/совершенный суицид требует кризисного вмешательства. 

В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся психолог ОУ: 

1.  Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия. 

2. Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими специалистами (подробно остановилась на том, как организовать совместную работу с педагогами). Выступающим был подробно освещен алгоритм действий психологов ОУ в  ситуации совершенного суицида. (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ: активно и своевременно выявлять суицидальные риски среди подростков и оказывать им помощь в преодолении жизненных трудностей. Включить предложенные рекомендации в работу педагогов-психологов Пуровского района.

Решение принято единогласно.

  1.  По четвертому вопросу выступила К. Ю. Данильчук, педагог-психолог МБДОУ «ДС КВ «Брусничка», г.Тарко-Сале. Она остановилась на критериях эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования. Каролина Юрьевна подробно охарактеризовала 14 критериев из которых складывается эффективность работы педагога-психолога в ОУ.

(текст доклада прилагается + презентация).

РЕШИЛИ: педагогам-психологам использовать предложенные критерии эффективности профилактики суицидального поведения среди обучающихся ОУ для рефлексии своей деятельности.

Решение принято единогласно.

  1. По пятому вопросу выступила Петрова С. А., педагог-психолог МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале, заведующий РМО педагогов-психологов г. Тарко-Сале, п. Пуровск, д. Харампур. Она остановила свое внимание на актуальности данной темы «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков в образовательном пространстве», отметила ведущую роль педагога-психолога в сопровождении детей группы «Риска» в ОУ Пуровского района. Так же Светлана Алексеевна заострила внимание слушателей на том, что количество детей с суицидальным поведением постоянно растет. В связи с этим, педагогам-психологам ОУ необходимо совершенствовать свою профессиональную компетентность, внедрять в практику достижения передового психолого-педагогического опыта в условиях реализации ФГОС.

          В рамках подведения итогов заседания выступила Валиахметова Е.Р., она предложила выбрать заведующего РМО педагогов-психологов на 2019-2020 учебный год.

ВЫСТУПИЛИ: педагоги-психологи ОУ Пуровского района, они отметили эффективность руководства заведующей РМО С.А. Петровой.

РЕШИЛИ: оставить заведующей РМО педагогов-психологов Петрову С.А.

Решение принято единогласно.

Председатель:              _________________________                    С.А. Петрова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинирующего вида «Брусничка» выступление на РМО по теме: «Критерии эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования .» Подготовила педагог-психолог Данильчук К. Ю.

Слайд 2

Показателями эффективности профилактики суицидального поведения детей и подростков в сфере образования, являются следующие критерии: 1. Количество проведенных инструктивно-методических семинаров по организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних для педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, социальных работников и др. специалистов, участвующих в образовательном, воспитательном или реабилитационном процессе. 2. Количество проведенных в организации консультаций, семинаров-практикумов, тренингов и пр. по профилактике суицидов среди несовершеннолетних.

Слайд 3

3. Количество проведенных семинаров-практикумов для педагогов психологов организации по определению новых методов и методик наиболее эффективных способов и методов работы по профилактике суицида. 4. Включение в программы воспитательной работы организации мероприятий по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся .

Слайд 4

5. Наличие в плане деятельности организации вопросов профилактики суицидального поведения воспитанников, обучающихся, а также формирования позитивного отношения к жизни, её основным ценностям . 6. Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста учащихся

Слайд 5

7. Количество проведенных мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики рисков развития суицидального поведения 8. Проведение мониторинга с целью выявления детей и подростков, склонных к суициду

Слайд 6

9. Количество детей и подростков группы риска с отклонениями в психоэмоциональной сфере, направленных на консультацию психотерапевта с целью своевременного оказания психотерапевтической помощи несовершеннолетним. 10. Наличие информационного планшета (доски объявлений), номера Телефона доверия для оказания экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и их родителям.

Слайд 7

11. Уровень компетентности педагогов в области профилактики суицида 12. Оказание психологической помощи детям, нуждающимся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении

Слайд 8

13. Формирование установок у воспитанников на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.), вовлеченных в социально-значимые виды деятельности 14. Отсутствие случаев завершенных и незавершенных суицидов среди воспитанников учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения детей

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерт...

Суицидальное поведение подростков

Юность – это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкре...

Проблема суицидального поведения

Проблема самоубийства была и остаётся актуальной ввиду того что, во-первых, во многих странах смертность превышает рождаемость, а суицид рассматривается как одна из ведущих причин смертей во всём мире...