Научная статья ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В МАГИСТРАТУРЕ
статья

Елена Солодовникова

В работе описываются виды и функции профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, конкретизируются ее функции в магистратуре, обосновывается необходимость компетентностного подхода при осуществлении преподавательской деятельности в магистратуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солодовникова Елена Владимировна

Научная статья

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В МАГИСТРАТУРЕ

В работе описываются виды и функции профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, конкретизируются ее функции в магистратуре, обосновывается необходимость компетентностного подхода при осуществлении преподавательской деятельности в магистратуре.

Этап магистратуры в новой системе высшего профессионального образования преследует цели фундаментальной подготовки будущих научных и научно-педагогических кадров[1]. Выпускник магистратуры должен овладеть целым набором компетенций: профессиональных (для выполнения профессиональных видов деятельности), компетенций в сфере научно-исследовательской, аналитической, инновационной деятельности, в сфере педагогической деятельности (для осуществления возможности занимать преподавательскую должность в дальнейшем), организационно-управленческих (с целью осуществления управленческой деятельности) [2,c.66].

Магистратура как переходная ступень между базовым профессиональным образованием и образованием в научно-исследовательской сфере предполагает  реализацию образовательных программ, формирующих  способности выпускника самостоятельно применять полученные в процессе обучения на предыдущих ступенях знания, умения и навыки, способности к  саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

В учебном заведении должна быть сформирована соответствующая среда обучения и работать квалифицированные в компетентностном обучении преподаватели, ведь в значительной степени уровень сформированности необходимых умений и навыков магистрантов определяется  степенью успешности осуществления преподавателями своей профессиональной деятельности.

Преподаватель высшей школы осуществляет следующие виды профессиональной деятельности: педагогическую (учебную и методическую), научно-исследовательскую, организационно-управленческую, воспитательную. Только сочетание педагогической и научной деятельности делает работу преподавателя продуктивной. При этом ведущей деятельностью является преподавательская, а остальные виды интегрируются ею и проявляются в ней.

Между тем долгое время в практике отечественного высшего образования считалось, что преподаватель вуза должен обладать высшей или высокой степенью квалификации, а вопросы овладения методикой обучения оставались  на его собственное усмотрение.

Стремительность происходящих в современном мире  технологических и информационных преобразований, обновление методологии и технологии образовательного процесса в вузах требуют от преподавателя не только специальных знаний, но и знаний закономерностей обучения и воспитания студентов, без которых невозможно решение большого круга стоящих перед преподавателем дидактических задач.

В научной литературе последних лет исследуются особенности деятельности преподавателей высшей школы с учетом происходящих изменений. З.Г. Низматовым [4,c.176] сформулированы следующие функции  деятельности преподавателя в вузе на всех ступенях профессионального образования:

1) непосредственное обучение студентов;

2) разработка учебных программ по закрепленным дисциплинам;

3) определение целесообразных форм, методов и средств их преподавания;

4) подготовка учебных и методических материалов;

5) проведение предусмотренных учебным планом занятий и полная ответственность за подготовку студентов по своему профилю;

7) определение уровня знаний студентов;

8) осуществление воспитательной деятельности.

Важной особенностью работы в магистратуре является то, что в ней ведущая роль отводится самостоятельной, педагогической и особенно научно-исследовательской  деятельности студентов.

Самостоятельная работа магистрантов является ответом на вызовы глобальной информатизации, когда основной тенденцией развития системы образования в мире становится идея непрерывного обучения, а  центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании[4,c.313].

Научно-исследовательская работа магистрантов является одной из основных компетенций профессиональной подготовки будущего специалиста данного уровня и  становится сегодня  важнейшим фактором повышения рейтинга высшего учебного заведения[4,c.293].

Педагогическая деятельность магистрантов направлена на формирование  системы профессиональных компетенций будущего преподавателя вуза, магистерские программы являются первым звеном образовательной траектории преподавателя, которое позволяет подготовить квалифицированных специалистов. Педагогическая подготовка магистрантов должна способствовать вхождению магистрантов в педагогическую профессию, интеграции в ней, преемственности всех последующих звеньев педагогического образования[5].

В связи с данными обстоятельствами общие функции  преподавателя в случае работы в магистратуре можно конкретизировать: функция обучения предполагает обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития им навыков самостоятельной работы, педагогической деятельности  и исследовательского труда, а воспитательная направлена на воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста, педагога,  ученого [4,c.308].

При осуществлении руководства самостоятельной, педагогической и научно-исследовательской работой магистрантов преподаватели должны соблюдать ряд условий. Так, например, при организации самостоятельной работы студентов перечень этих условий выглядит следующим образом:

1.Контроль за соблюдением правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы.

2. Одинаковость методических требований к выполнению самостоятельной работы в аудитории и вне ее.

3. Предоставление магистрантам необходимых методических материалов для того, чтобы процесс самостоятельной работы носил творческий характер.

4. Мониторинг организации и хода самостоятельной работы магистрантов, использование поощрительных мер при условии качественного ее выполнения[4,c.323].

Успешное выполнение преподавателем высшей школы необходимых функций возможно лишь при наличии у него высокого уровня профессиональной компетентности.

Между тем, если федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования устанавливают компетенции для выпускников магистратуры, то требования к компетентности ее преподавателей фактически не указываются, если не считать установления процентного соотношения кандидатов и докторов наук[2,c.67].  Подобная ситуация сдерживает процесс модернизации системы образования, важнейшими направлениями  которого являются   введение компетентностного подхода для специалистов всех уровней вместо знаниевой модели,  повышение мобильности преподавателей, наличие возможности для  сравнения квалификаций и взаимного признания квалификаций разными образовательными системами. Наличие компетентностной модели преподавателя  позволит проводить оценку сформированных компетенций, что имеет большую ценность для рынка труда, для  разработки программ повышения квалификации и учебных планов.  

В связи с этим возникает необходимость формулировки компетенций и определения уровня компетентности для преподавателей магистратуры.  Попытка решения этого вопроса предпринята Л.В. Константиновой и Н.В. Митяевой[2], установивших  следующий комплекс компетенций для преподавателей, занимающихся с магистрантами:

- когнитивные компетенции (практическое использование теоретических знаний и навыков фундаментальных исследований, «скрытые» знания, приобретенные опытным путем в процессе преподавания); 

- функциональные компетенции (комплекс умений для эффективной педагогической деятельности); 

- личностные компетенции (поведенческие умения и навыки); 

- этические компетенции (личностные и профессиональные ценности). 

Ключевыми компетенциями специалистов, задействованных в процессе подготовки магистров, являются: 

- умение применять теоретические знания на практике; 

- умение самостоятельно раскрывать междисциплинарные связи и формировать междисциплинарные знания; 

- способность организовать образовательный процесс в соответствии с предъявляемыми к результату образовательного процесса междисциплинарными и интегрированными требованиями; 

- аналитический склад ума; 

- психологические установки (ориентация на достижение высокой оценки содержания курса и лекторского мастерства); 

- способность разрабатывать образовательные ноу-хау и применять их в процессе подготовки магистров; 

- реализация поведенческой модели, позволяющей эффективно выполнять задачи в образовательном контексте; 

- навыки педагогической работы со взрослой аудиторией. 

Эти же авторы предлагают  систему индикаторов компетентности преподавателя магистратуры, в которой основными параметрами выступают  наличие собственных учебно-методических разработок (количество читаемых курсов, учебно-методических комплексов, методическое обеспечение самостоятельной работы, банк тестовых заданий и др.) и степень участия в выполнении научно-исследовательских проектов (количество публикаций, наличие монографий и учебных пособий, организация индивидуальных траекторий обучения, уровень успеваемости магистрантов и др.). Перечень компетенций может различаться для научных руководителей магистерских программ и научных руководителей магистранта.  Обосновывается дифференцированный подход в распределении учебной нагрузки для преподавателей на разных ступенях профессионального образования.

Для того, чтобы соответствовать указанным требованиям,  от преподавателей требуется постоянная работа над совершенствованием профессионализма, повышением уровня собственной компетентности. 

З.Г. Нигматов [4,c.325] называет следующие задачи научно-профессионального самосовершенствования преподавателей магистратуры:

- работа над  терминологическим словарем изучаемых дисциплин, осмысление и освоение терминологического аппарата и профессионального языка общения с магистрантами;

- накопление и обобщение индивидуального опыта по руководству самостоятельной и научно-исследовательской деятельностью студентов;

-  ведение методической работы, обмен методическими рекомендациями с коллегами;

- научно-педагогическое самообразование (чтение научной литературы, монографий, диссертаций);

-применение педагогики сотрудничества со студентами, вдумчивое и бережное отношение к их потребностям и созданию условий для их самостоятельной деятельности.

Г.У. Матушанский, А.Г.Фролов [3] в качестве важнейшего этапа процесса профессионального совершенствования преподавателя называют усвоение параллельно разных видов и разных направлений профессионально-педагогической деятельности, что способствует высокомобильности педагога в постоянно меняющейся внешней среде. Основными условиями высокой профессиональной мобильности преподавателей, позволяющей осуществлять процесс постоянного совершенствования,  являются профессиональная эрудированность и функциональная грамотность.

 Высокая мобильность преподавателя магистратуры означает, что он  должен быть готов к новым реалиям системы профессионального образования, в частности, к особенностям организации индивидуальных траекторий обучения в вузе. Он должен быть готов к освоению области новых информационных технологий, осознавать их возможности в реализации учебно-воспитательного процесса высшей школы, уметь их конструировать и использовать в своей профессиональной деятельности.  

Современный  преподаватель магистратуры должен владеть   навыками использования интерактивных методов и прогрессивных способов обучения, проявлять инициативу в разработке новых курсов в рамках разных магистерских программ.

Следует подчеркнуть в завершение, что высокий уровень профессиональной компетентности  преподавателя магистратуры является   ключевым условием повышения качества высшего профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности. 

                 


                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов Н.А., Борисов А.В., Балабин Н.Н. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.

2. Константинова Л.В., Митяева Н.В. Компетентностный подход к оценке преподавателя в магистратуре //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №2.

3. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009.

4. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе. –Казань, 2012.

5. Федорчук Л. С. Подготовка магистрантов к профессионально-педагогической деятельности преподавателя технического вуза //Известия Томского политехнического университета. 2007. №3. Т. 310.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию

В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА Рекомендовано Министерством общего и профессионального

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА...

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА Рекомендовано Министерством общего и профессионального

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Научная статья: "Проектная деятельность как условие повышения педагогической компетентности родителей"

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс...