Программа кружка по изодеятельности для детей 4 - 6 лет
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Губанова Елена Владимировна

Программа для детей 4 - 6 лет, расчитана на 2 года обучения. Программа способствует развитию художественных способностей и творческой активности дошкольников, поддерживает интерес к нородному и декоративному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития с самого раннего возраста. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа различными выразительными средствами.

К 4-6 годам своей жизни ребёнок уже обладает обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным, хотя и неактуализированным, багажом образов (представление о цвете, форме, геометрических фигурах), мифологем (сказки, игры, загадки, пословицы), поэтому программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, что позволяет говорить о наполнении занятий метапредметным содержанием (по А.В. Хуторскому : «Метапредметное содержание- то что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления»). Так же на занятиях большое внимание уделяется обучению техническим приемам, знакомству с нетрадиционными способами рисования. Одной из важнейших задач программы является художественное воспитание, цель которого научить ребенка выражать свои чувства, свое видение мира, свое настроение доступными ему средствами, эстетическое освоение мира посредствам искусства.

Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на реализацию в течение 9 месяцев: с сентября по май. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 учебному часу (72 часа).

Наполняемость группы 12 – 15 человек. Продолжительность занятия согласно требованиям СанПиН для данного возраста - 30 минут.

Актуальность программы

На сегодняшний день существует множество разнообразных программ для дошкольников, направленных на развитие их художественного творчества. Программа «Разноцветный мир» предполагает не только знакомство детей с миром цветов и красок, но и вводит их в мир математики (знакомит с начальными основами геометрии, а именно: с геометрическими фигурами), через серию занятий ребята узнают о разнообразных способах рисования – нетрадиционных методиках. Вышеперечисленный комплекс занятий способствует разностороннему развитию детей и является начальным подготовительным этапом для усвоения школьного программного материала.

Цель программыразвитие художественных способностей и творческой активности дошкольников, создание условий для её пробуждения и реализации, превращение её в потребность. Поддержать интерес детей к народному и декоративному искусству.

Задачи:

- обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, посредством передачи в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, композиции;

- познакомить детей со способами передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.

- развивать зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности;

- формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности и произведениям изобразительного искусства, интерес и любовь к изобразительному искусству.

- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Содержание программы построено по принципу концентричности: от простого к сложному.

На первых этапах дети знакомятся с основными цветами в рисовании, геометрическими формами, что впоследствии служит основой для использования данного материала при изучении следующих разделов по обучению нетрадиционным методикам рисования.

Далее, изучая программу, дети продолжают работать с геометрическими формами, знакомятся с техникой изображения животных, детских игрушек на основе геометрических форм, знакомятся с элементами народных декоративных росписей.

Программа «Разноцветный мир» рассчитана на детей  от 4 до 5 лет (первая часть программы) и от 5 до 6 лет (вторая часть программы).

Ожидаемый результат

По окончании обучения по программе дети научатся ориентироваться на плоскости листа, смогут назвать несколько геометрических форм, их отличительные признаки, перечислить цвета и их оттенки в рисовании, самостоятельно выбрать технику раскрашивания в зависимости от предлагаемого педагогом наброска, раскрасить его, овладеют основами образного языка рисования, выработают и закрепят потребность в творчестве, общении с изобразительным искусством, будут способны эстетически воспринимать предметы и явления действительности, проявлять эмоционально-чувственное отношение к ним.

Формы подведения итогов реализации программы

Итогом работы детей являются выставки рисунков, где дети демонстрируют свои знания и умения в форме презентации выставки. Возможны варианты представления как коллективных, так и персональных выставок.

Учебно-тематический план занятий по ИЗО
для детей 4-5 лет

СЕНТЯБРЬ

№ пп

Тема занятия

Задачи занятия

Материал

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности и ОБЖ на занятиях. Знакомство с художественными материалами и инструментами.

Художественные материалы, игровой персонаж – кукла.

2

Образы неба. Яркое солнышко

Изображение двух разнохарактерных подмалевок в технике «по сырому»: на одном листе произвести смешение светлых, на другом – темных или контрастных цветов. Изображение образа лучезарного солнца.

Бумага, акварель, гуашь желтая, вода.

3

Яблоки и ягоды

Учить рисовать предметы округлой формы и разной величины.Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего.

Бумага, гуашь, яблоки и ягоды для рассматривания.

4

В огороде выросла морковка

Учить детей изображать предметы треугольной формы. Обращать внимание детей на результат.

Гуашь, бумага, игровой персонаж морковь.

5

Краски осенней земли.

Изображение цветовых подмалевок – ковров из осенних листьев. Смешение красок на поверхности листа.

Бумага цветная , гуашь.

6

Маленькие и большие деревья.

Учит изображать большие и маленькие деревья.

Рисунки с предыдущего занятия, гуашь, изображения деревьев.

7

Цветик-многоцветик.

Лепка на картонной основе рельефного изображения чудо-цветка с шестью разноцветными липестками в центре – смешение всех цветов.

Картон, пластилин красный, желтый, синий.

8

Красивые цветы.

Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать, промывать и осушать.

Бумага, гуашь 3-4 цветов, живые цветы для рассматривания.

ОКТЯБРЬ

9

В богрец и золото одетые леса

Изображение ствола лиственного дерева, украшение веток желтыми, красными и оранжевыми листьями методом точечной живописи.

Бумага синяя или черная, гуашь.

10

Листопад.

Рисование дерева с элементами обрывной аппликации. Знакомство с явлением контраста.

Бумага, цветные карандаши, клей, цветная бумага.

11

Семья хвойных деревьев.

Изображение большой и маленькой елей. Зелень большой получаем смешением желтой и черной, маленькой – желтой и синей красок.

Гуашь, бумага.

12

Вот какой у нас арбуз!

Лепка ломтей арбуза - моделирование частей (корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление арбузных семечек или лепка рациональным способом

Пластилин, картон, семечки.

13

Украшение фартука

Учить составлять простой узор на полоске бумаги из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Вырезанные из бумаги фартуки, гуашь, народные орнаменты (образцы)

14

Мухомор

Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, юбочка, полянка). Изготовление крапин для шляпки.

Пластилин, картон для подставки

15

Кисть рябинки.

Создание осенней композиции с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов. Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Гуашь, ватные палочки, бумага, кисти.

16

Цветные шары

Продолжать учить рисовать предметы овальной формы.закреплять навыки закрашивания.

Бумага, цветные карандаши, акварель.

НОЯБРЬ

17

Петя петушок, золотой гребешок.

Создание выразительного образа петушка. Совершенствование техники владения кистью.

Гуашь, бумага, изображение петушков из народных сказок (иллюстрации)

18

Во саду ли, в огороде.

Создание композиций из вылепленных овощей и цветов. Освоение нового способа – сворачивание ленты в розан (вилок капусты)

Картон, пластилин.

19

Разные рыбки в аквариуме.

Изображение разных рыбок восковыми карандашами, «заполнение» аквариума водой – акварелью. Знакомство с нетрадиционным способом в рисовании.

Восковые карандаши, акварель, бумага с изображением аквариума.

20

Маленький гномик

Учить передавать в рисунке образ маленького человечка – гномика, составлять фигуру из геометрических фигур (треугольник, круг, прямоугольники).

Гуашь,бумага.

21

Вот ежик – ни головы ни ножек.

Лепка ежа с передачей характерных особенностей внешнего вида. Экспериментирование с природными материалами семечки подсолнуха.

Пластилин, семечки подсолнуха.

22

Мышки

Создание простых графических сюжетов. Понимание обобщенного способа изображения рахных животных.

Простой карандаш, бумага.

23

Теплый вязанный свитер.

Продолжать учить рисовать волнистые длинные линии, плавно ведя кисть, не отрывая ее от листа бумаги.

Силуэты свитеров, акварель.

24

Золотые подсолнухи.

Аппликация из цветной бумаги, семечек арбуза или чичивицы. Экспериментирование с природными материалами, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Цветная бумага, клей, ножницы, семечки.

ДЕКАБРЬ

25

Полосатый коврик для котика.

Составление красивых ковриков из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Освоение нового способа – резание бумаги по линиям сгиба.

 Цветная бумага, клей, картон.

26

Рукавички

Изображение и оформление перчаток по своим ладошкам.Формирование графических умений, создание орнамента.

Цветные карандаши или фломастеры, бумага, ножницы.

27

Волшебные снежинки.

Наклеивание шестилучевых снежинок из трех полосок бумаги с учетом исходной формы (круз, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками по выбору.

Бумага, клей, ножницы, фломастеры и гуашь белая.

28

Новогодние игрушки

Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодних елок. Экспериментирование с новыми материалами – соленое тесто.

Картон, елочные игрушки для рассматривания, соленое тесто.

29

Снегурочка

Учить изображать Снегурочку в длинной шубке, рисовать крупно, во весь лист. Модульное рисование.

Гуашь, бумага.

30

Новогодняя открытка

Учить самостоятельно определять содержание и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования красками.

Белый картон, гуашь.

31

Наша елочка

Рисование новогодней елочки с передачей особенностей ее строения и размещения в пространстве. Самостоятельный выбор худ. материалов.

Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши.

32

Елочный шарик.

Аппликация  экспериментирование с различными материалами – макаронными изделиями, дорисовка красками.

Вырезанный из картона елочный шар, макароны разной формы, клей, гуашь.

ЯНВАРЬ

33

Ели большие и маленькие

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное Продолжать учить рисовать елочку с удлиненными к низу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие.

Тонированная бумага, гуашь.

34

Снеговики в шапочках и шарфиках.

Рисование по представлению нарядных снеговиков. Освоение приемов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорций.

Тонированная бумага гуашь, различные материалы для украшения (фольга, блестки и пр.)

35

Два жадных медвежонка.

Практиковать в рисовании кругов и овалов. Учить составлять из знакомых фигур новый образ, дополнять его подходящими по сюжету предметами.

Гуашь, бумага, сказка с иллюстрациями.

36

Пирамидка из шаров

Аппликация, продолжать учить детей вырезать из прямоугольной формы овал, составлять из овалов пирамидку, аккуратно наклеивать ее на бумагу.

Ножницы, клей, цветная бумага, игрушечная пирамидка.

37

Роспись дымковского козлика.

Знакомство детей с дымковской игрушкой, расписывание козлика орнаментом по мотивам дымковской росписи.

Акварель, силуэты козликов, дымковские игрушки

38

Снегирь

Экспериментирование, лепка из соленого теста снегиря. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.

Подкрашенное гуашью соленое тесто, дощечки для лепки, изображение снегирей.

39

Развесистое дерево с инеем.

Знакомство с новым материалом – сангиной, учить рисовать дерево с толстыми и тонкими ветками, украшать их иголочками инея (белая гуашь), используя для этого щетинистую кисть.

Бумага, сангина, белила, щетинистая кисть.

40

Роспись филимоновской коровки.

Знакомство детей с филимоновской игрушкой. Учить расписывать изображение коровки по мотивам филимоновской росписи.

 Филимоновские игрушки, силуэты коровок, гуашь.

ФЕВРАЛЬ

41

Как розовые яблоки на ветках снегири.

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строение тела, окраска.

Щетинистые кисти, гуашь, мягкие кисти для рисования веток.

42

Украшение платочка

Закрепить умение рисовать способом примакивания. Учить правильно располагать узор на квадратной форме.

Вырезанные из цветной бумаги квадраты, гуашь.

43

Избушка лубяная и ледяная.

Создание на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, окно – маленький квадрат, крыша – треугольник) , разных образов сказочных избушек для зайчика и для лисы.

Цветная бумага, ножницы, клей

44

За синими морями, за высокими горами.

Освоение техники обрывной аппликации, разрывание бумаги на кусочки для гор и полоски для моря, наклеивание в соответствии с замыслом.

Цветная бумага, клей, изображение гор и моря.

45

Сова

Учить передавать образ совы. Самостоятельный выбор средств художественной выразительности.

Бумага, гуашь,щетинистая и мягкая кисти.

46

Веселые вертолеты

Учить рисовать вертолеты,, летящие в облаках. Закреплять умение рисовать овальную форму.

Тонированная бумага, гуашь.

47

Колобок катится по дорожке.

Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга, петляющей дорожки- на основе волнистой линии. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Дополнение рисунка аппликацией деревьев.

Гуашь, бумага, цветная бумага, клей, ножницы.

48

Лоскутное одеяло

Аппликация из фантиков, создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции.

Фантики, картон, клей, ножницы.

МАРТ

49

Букет цветов

Создание красивых композиций: наклеивание вазы из фактурной бумаги и составление букета из скрученных салфеток.Развитие чувства цвета и формы

Картон, фактурнаф бумага, салфетки, клей.

50

Ветка мимозы

Экспериментирование, изображение ветки мимозы с помощью медицинской ваты и гуаши.

Вата, гуашь, картон цветной, ветка мимозы для рассматривания.

51

Веселые матрешки.

Знакомство с матрешкой, как видом народной игрушки. Рисование матрешки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления одежды (цветы и листья на юбке, платке) Воспитание интереса к народной культуре.

Матрешки, восковые карандаши, акварель.

52

Чайный сервиз

Лепка посуды конструктивным способом . создание коллективной композиции.Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Пластилин или тесто, разные крупы для украшения.

53

Чайный сервиз.

Аппликация. Самостоятельный выбор орнамента и материалов для реализации своих задумок. Развитие фантазии и воображения.

Цветная бумага, вырезанные силуэты чашек и блюд, клей

54

Красивые круглые салфетки.

Учить правильно располагать узор на круглой форме, гармонично сочетать элементы декора по цвету и форме ( точки, круги, линии прямые и волнистые)

Вырезанные из бумаги круги, акварель.

55

Рамки-сердечки

Лепка рельефная, декоративная. Вылепливание  рамок в виде сердечек и украшение их различными материалами.

Соленое тесто, картон, различные мелкие бусинки. Пуговицы, клей

56

Украсим дымковского петушка.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, учить украшать силует петушка элементами дымковской росписи.

Дымковские игрушки, акварель, силуэты петушков.

АПРЕЛЬ

57

Ручеек и кораблик

Аппликация с элементами рисования.Учить составлять композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблик). Развитие чувства формы и композиции.

Бумага, акварель, клей, кораблик-оригами.

58

Почки и листочки.

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки и листочков, наклеивание почек из ваты (ватные диски).

Тонированная бумага, гуашь, ватные диски, клей, ножницы.

59

Птенчики в гнездышке.

Лепка. Моделирование гнездышка из раскатанного шара и нарезанных ниток, лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках).Воспитывать интерес к лепке.

Пластилин, нарезанные нитки, картон для подставки.

60

Моя любимая кукла.

Учить детей создавать в рисунке образ любимой куклы, передавать форму и расположение частей фигуры человека, их относительную величину.

Кукла, бумага гуашь.

61

Ракета и комета

Учить рисовать ракету, состоящую из геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг). Закреплять умение работать красками, накладывать один цвет поверх другого по высыханию. Дополнять свои рисунки подходящими по сюжету предметами.

Тонированная бумага, гуашь, иллюстрации по теме космос.

62

Дом, в котором ты живешь.

Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

Бумага, простой карандаш, ластик, акварель.

63

Божья коровка

Рисование выразительного эмоционального образа жука – божьей коровки на основе зеленого листочка, выполненного в виде аппликации. Развитие чувства цвета и формы.

Цветная бумага, ножницы, гуашь.

64

Наш аквариум

Активизация применения разных приемов лепки для создания красивых водных растений и рыбок. Поиск изобразительно-выразительных средств.

Пластилин, картон вырезанный в виде аквариума, акварель.

МАЙ

65

Листочки на березке.

Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение правильно располагать изображение на листе бумаги, упражнять в рисовании щетинистой и мягкой кистью.

Мягкие и щетинистые кисти, гуашь, тонированная бумага.

66

Зайчик

Учить детей лепить животного, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей и лап. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Дополнить образ зеленой полянкой, выполненной в технике аппликации.

Пластилин, ножницы, зеленая двухсторонняя бумага, клей.

67

Расцвели тюльпаны.

Учить изображать тюльпаны методом тычка, самостоятельно подбирать цвет для изображения. Развивать чувство ритма.

Тонированная бумага, гуашь, мягкие и щетинистые кисти. Тюльпаны для рассматривания.

68

Радуга-дуга.

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.Формирование элементарных представлений по цветоведению – последовательность цветовых дуг в радуге. Развитие чувства цвета.

Бумага, акварель, восковые мелки, белые салфетки, клей.

69

Цветущая ветка вишни.

Сочетание рисунка и аппликации. Изображение гуашью изогнутой ветки вишни, с выполненными в технике аппликации тычком, цветками. Закреплять умение работать ножницами.

Ножницы, цветная бумага, коричневая гуашь, клей, круглые палочки для аппликации.

70

Цыплята и одуванчики.

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционным способом – ватными палочками. Васпитание интереса к природе и отражению представлений в доступной изобразительной деятельности.

Ватные палочки, гуашь, бумага тонированная.

71

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.

Клей, цветная бумага, тонированный лист бумаги для основы.

72

Нарисуй, какую хочешь картинку.

Учить детей задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Бумага, художественные материалы на выбор.

Учебно-тематический план занятий по ИЗО
для детей 5 – 7 лет

СЕНТЯБРЬ

№ пп

Тема занятия

Задачи занятия

материалы

1

Вводное занятие

Правила техники безопасности и ОБЖ на занятиях. Знакомство с художественными материалами и инструментами.

Художественные материалы и инструменты.

2

Что созрело в огороде

Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей. Работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, закрашивать предметы по форме.

Бумага, простой карандаш, цветные карандаши.

3

Что созрело в саду.

Учить передавать в рисунке знакомую форму и окраску фруктов, продолжать развивать композиционные умения,продолжать вырабатывать навыки закрашивания.

Предметные картинки,вырезанные из бумаги круги, простой и цветные карандаши.

4

Гроздь винограда

Учить передавать форму грозди винограда в рисунке. Формировать умение самостоятельно выбирать цвет для ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Закреплять способ рисования округлых форм.

Бумага, простой карандаш, гуашь.

5

Ветка винограда.

Аппликация из природного материала – засушенные кленовые листья, фасоль.Добиваться выразительности образа.

Картон-основа, листья, фасоль, клей, гуашь.

6

Натюрморт из фруктов и овощей.

Аппликация из мятых салфеток с дорисовкой. Учить изображать несложный натюрморт в технике аппликации, самостоятельно выбирать фрукты и овощи для изображения.

Белые салфетки, гуашь или акварель клей, цветная бумага для вырезания вазы, картон.

7

Ветка рябины в вазе.

Учить передавать в рисунке характерные особенности ветки рябины – сложный лист, овальные грозди, Учить новому техническому приему – двухцветный боковой мазок.

Бумага, гуашь, простой карандаш, ветка рябины и ваза.

8

Ветка рябины.

Изображение ветки в технике пластилинографии, передача образа. Развитие мелкой моторики.

Картон, пластилин, ветка рябины.

ОКТЯБРЬ

9

Осеннее дерево.

Учить располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, учить передавать в рисунке строение дерева, упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листьев приемом вертикального мазка.

Бумага на 1\3 тонированная в зеленый цвет, гуашь иллюстрации репродукций на осеннюю тему.

10

Ковер из осенних листьев.

Аппликация из осенних листьев. Учить составлять композицию на прямоугольной форме.

Засусенные мелкие осенние листочки, клей, бумага.

11

Осенние березы.

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы, осеннюю окраску листвы, обучить правильным способом действии полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и пятен на стволах.

Жесткие и мягкие кисти, гуашь, тонированная бумага.

12

Осеннее дерево под дождем и ветром.

Учить изображать дерево в ветряную погоду, развивать умение вносить в рисунок свои дополнения.

Акварель, восковые карандаши, бумага.

13

В богрец и золото одетые леса.

Лепка деревьев с помощью пластилиновых жгутиков, учить сворачивать спиральки для изображения кроны деревьев.

Пластилин, картон для основы.

14

Совы.

Учить изображать сову, используя геометрические фигуры (треугольник, круг). Добиваться выразительности образа. Учить делать набросок простым карандашом.

Простой карандаш, гуашь, мягкая и щетинистая кисть.

15

Ворона.

Учить изображать птицу, используя карандашный набросок, передавать в рисунке характерную особенность оперения птицы.

Простой карандаш, бумага, цветные карандаши.

16

Синички.

Аппликация. Закреплять умение наклеивать частично одну деталь на другую, учить вырезать исходные формы.

Иллюстрация с изображением синиц, клей, ножницы, цветная бумага, картон с изображением ветки и осенних листьев.

НОЯБРЬ

17

Дымковский конь.

Учить расписывать ярким узором коня, используя элементы дымковской росписи. Закреплять умение рисовать всей кистью и концом кисти.

Вырезанные силуэты коня, гуашь, дымковские игрушки.

18

Чашка с блюдцем.

Аппликация. Учить приемам вырезания цветочных форм из сложенной вдвое бумаги, формировать умение соединять аппликацию с росписью.

Плотная бумага, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.

19

Ежата на поляне.

Учить рисовать ежей в движении, формировать умение создавать выразительный образ, через использование метода тычка щетинистой кистью.

Бумага, гуашь, щетинистые и мягкие кисти.

20

Черепахи.

Учить рисовать черепах используя карандашный набросок и метод тычка. Дополнять рисунок подходящими по сюжету предметами.

Бумага тонированная, щетинистая кисть, простой и цветные карандаши, гуашь охра и коричневая.

21

Тарелка с узором.

Пластилинография. Учить аккуратно разглаживать пластилин, не выходя за границы рисунка, самостоятельно подбирать цвета для изображения.

Картон с силуэтом тарелки, пластилин, образцы узоров

22

Плюшевый мишка.

Учить использовать нетрадиционный метод в рисовании (рисование смятой бумагой) для передачи структуры ткани.

Бумага, простой карандаш, смятая бумага, гуашь, мягкие кисти, игрушечный плюшевый мишка.

23

Чудо дерево

Аппликация из цветных салфеток. Учить скручивать тонкие жгутики из салфеток для изображения ствола и веток. Украшать ветки необычными предметами (различный бросовый материал – пуговицы, бусины и пр.)

Картон, клей, салфетки цветные, различный бросовый материал.

24

Осенний букет

Печатание сухими листочками. Учить изображать осенний букет в вазе, используя отпечатки листьев. Развивать фантазию и воображение.

Сухие листочки, гуашь, мягкие кисти, бумага, пластиковые тарелочки для краски.

ДЕКАБРЬ

25

Автобус

Учить детей изображать общественный транспорт, передавать характерные особенности формы автобуса, дополнять рисунок деталями.

Простой и цветные карандаши, ластики, бумага, игрушечный автобус.

26

Легковой автомобиль

Учить передавать форму и взаимное расположение частей легкового автомобиля. Практиковать в закрашивании цветными карандашами.

Бумага, простой и цветные карандаши, игрушечный автомобиль.

27

Снежная семья

Учить рисовать снеговиков разных размеров. Закреплять приемы изображения округлых форм в разных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком.

Бумага, гуашь, мягкая и щетинистая кисти.

28

Снегурочка возле елки.

Учить передавать сказочный образ Снегурочки через ее наряд, подбирать холодные цвета. Продолжать учить делать карандашный набросок. Для создания выразительности образа елочки использовать жесткую кисть.

Простой карандаш, жесткая и мягкая кисти, гуашь, бумага.

29

Шишки на ветке.

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками, используя для изображения хвои щетинистую кисть. Дополнять рисунок аппликацией из ваты для изображения снега и мятых салфеток для изображения шишек.

Бумага, клей, вата, салфетки, зеленая гуашь, щетинистая кисть.

30

Лесная дорога.

Познакомить детей с линией горизонта в рисовании, учить изображать низкие и высокие деревья в зависимости от расположения к линии горизонта.

Бумага тонированная, гуашь, простой карандаш.

31

Елочные игрушки

Учить изготавливать елочную игрушку из цветной бумаги, украшать ее блестками и «дождиком». Воспитывать умение получать радость от полученных результатов

Цветная бумага, клей, елочный дождик.

32

Новогодняя открытка

Учить детей делать поздравительную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Учить сочетать рисунок и аппликацию, использовать различные материалы для создания задуманных образов.

Картон, фломастеры, клей, цветная бумага.

ЯНВАРЬ

33

Снежинки

Учить располагать узор в соответствии с данной формой. Закреплять умение рисовать концом кисти. Добиваться выразительности образа.

Картонная шестиугольная форма, кисти гуашь.

34

Удивительная новогодняя история.

Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению, самостоятельно подбирать материал.

Бумага тонированная, гуашь, новогодняя сказка.

35

Кружка, украшенная цветком.

Познакомить с новым способом лепки посуды – ленточным, учить соединять лентообразную форму с диском (дном) закреплять умение делать налепы – цветок

Пластилин, керамическая кружка.

36

Пингвины на льдине.

Учить рисовать пингвинов, использовать нетрадиционный способ изображения льдин (соль).

Клей, соль, тонированная бумага, гуашь.

37

Зимний лес.

Учить рисовать зимний лес, развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты.

Бумага, гуашь, мягкие и щетинистые кисти.

38

Усатый-полосатый.

Учить передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животное, используя навыки рисования кистью и красками или пастелью.

Бумага, гуашь или пастель на выбор.

39

Комнатное растение

Учить изображать комнатное растение с натуры, добиваться передачи характерных особенностей, делать карандашный набросок.

Бумага, простой и цветные карандаши, комнатное растение для натуры.

40

Сказочный дворец.

Аппликация из ткани. Учить создавать сказочный образ, закреплять умение работать ножницами, дополнять аппликацию рисунком.

 Цветные лоскуты, клей ножницы, бумага, цветные карандаши или пастель.

ФЕВРАЛЬ

41

Три медведя.

Учить создавать в рисунке образ сказки Учить рисовать медведей из кругов и овалов, передавать их относительную величину и строение.

Гуашь, бумага тонированная, сказка «три медведя».

42

Золотая рыбка

Учить рисовать сказочную рыбку, взяв за основу овал, украшать рисунок различными крупами для создания выразительности образа.

Картон, гуашь, клей, разные крупы.

43

Козлик и баран.

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить расписывать силуэты игрушек элементами дымковской росписи.

Дымковские игрушки, гуашь, образцы элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги силуэты козлика и барана.

44

Цветик – семицветик.

Учить смешивать на палитре краски для получения новых цветов и оттенков.

Гуашь, палитры, бумага с изображением цветка карандашом.

45

Снегири на ветках.

Учить рисовать снегирей, используя метод тычка, дополнять рисунок подходящими по сюжету предметами. Закреплять умение делать карандашный набросок.

Тонированная бумага, гуашь, щетинистая и мягкая кисти, простой карандаш.

46

Солдат на посту.

Учить рисовать человека, передавая характерные особенности костюма. Закреплять умение рисовать крупно, правильно располагать изображение на листе бумаги.

Простой и цветные карандаши, бумага.

47

Теплые и холодные краски.

Познакомить детей с разделением цветов на теплые и холодные. Учить самостоятельно подбирать цвета, соответствующие изображению

Карточки с изображением «холодных» и «теплых» предметов, цветные карандаши.

48

Узор из бутонов и листьев.

Учить составлять узор из двух элементов городецкой росписи, составлять из них гирлянду, сочетать два близких цвета розовый с красным или голубой с синим.

Городецкие изделия, палитры, полоски бумаги, гуашь

МАРТ

49

Букет нарциссов.

Аппликация объемная. Учить делать объемные цветки из цветной бумаги, наклеивать их на картон в виде букета.

Картон, цветная бумага, клей, палочки с круглым срезом.

50

Кукла в русском сарафане.

Закреплять умение рисовать фигуру человека. Учить передавать характерные особенности костюма, украшать костюм орнаментом и аппликацией.

Бумага, простой карандаш, цветные карандаши, клей, различные блестки, мелкие пуговички и пр.

51

Пришла весна прилетели птицы.

Учить передавать в рисунке картины природы. Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги. Развивать эстетическое восприятие.

Акварель, тонированная бумага, восковые карандаши, белила.

52

Сказочная чудо-птица.

Учить рисовать сказочную птицу, выбирать нужный фон и подбирать краски,закреплять технические навыки и умения. Развивать творческий интерес и эстетическое восприятие.

Квадратные тонированные листы бумаги, гуашь, клей, кусочки фольги.

53

Фартук для дымковской куклы.

Учить самостоятельно составлять узор на новой форме (трапеция), использовать элементы дымковской росписи.Воспитывать интерес к народной игрушке.

Дымковские куклы, акварель, бумажные фартуки.

54

Ваза для фруктов.

Учить лепить посуду из нескольких частей, формировать умение самостоятельно украшать изделие.

Пластилин или соленое тесто, образцы ваз.

55

Петя-петушок.

Учить рисовать сказочного петушка используя геометрические фигуры (овалы, круги). Развивать фантазию и воображение.

Бумага, простой карандаш, акварель

56

Ваза с ветками.

Аппликация из ниток. Учить делать аппликацию сочетая разные материалы – нитки разной фактуры и бумагу. Развивать воображение.

Картон, цветная бумага, нитки разной фактуры клей.

АПРЕЛЬ

57

Кружка, украшенная гирляндой.

Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить составлять гирлянду с уменьшением элементов от центра к краям. Познакомить с новым элементом росписи – городецкая ромашка.

Вырезанная из плотной бумаги кружка, палитра, гуашь, городецкие изделия.

58

Ваза, украшенная цветком.

Аппликация. Учить симметричному вырезанию сложной формы по нарисованному полуконтуру, развивать пространственное воображение, украшать вазу объемным цветком.

Клей, ножницы, цветная бумага.

59

Березовая роща

Закреплять умение рисовать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу, сочетать в рисунки разные техники рисования.

Тонированная бумага, кисти мягкие и щетинистые, гуашь.

60

Веселые клоуны.

Продолжать учить  передавать в рисунке несложные движения человека, учит рисовать характерные особенности костюма клоуна. Закреплять умение равномерно раскрашивать рисунок.

Бумага, простой и цветные карандаши.

61

Дымковская кукла

Учить детей расписывать дымковскую куклу, кофту и кокошник делать однотонными, юбку украшать орнаментом, самостоятельно подбирать цвета.

Силуэты кукол, акварель, дымковские игрушки.

62

Жилые дома разной архитектуры.

Аппликация. Учить из геометрических фигур складывать строение, упражнять в разрезании бумаги по сгибу, дополнять изображение орнаментом на окнах и крыше.

Цветная бумага, клей, ножницы.

63

Автомобиль возле дома.

Учить передавать в рисунке несложный сюжет, строить композицию сюжетного рисунка по графической схеме.

Схема, простой карандаш, акварель, бумага.

64

Старинный город.

Учить изображать старинные постройка, сочетать в рисунке различные художественные материалы.

Бумага, простой и восковой карандаш черного цвета, акварель.

МАЙ

65

Зонтики.

Аппликация из гофрированной бумаги. Учить делать полуобъемный зонтик из гофрированной бумаги, украшать его орнаментом.

Цветная бумага, картон тонированный, клей, ножницы.

66

Ветка цветущей яблони.

Учить рисовать с натуры ветку яблони, самостоятельно составлять на палитре нужный оттенок . Развивать эстетическое восприятие.

Бумага, гуашь, палитры, ветка для натуры

67

Ландыши

Аппликация. Учить сочетать в аппликации различные материалы для создания выразительности образа..

Вата, цветная бумага, клей, картон.

68

Ветка сирени.

Познакомить с новой техникой в аппликации – тычок. Учить изображать ветку сирени новым способом.

Палочки, клей, цветная бумага, простой карандаш, картон.

69

Ваза для цветов.

Лепка. Продолжать учить лепить ленточным способом высокую посуду, познакомить с разными способами оформления края ваза:: расширяющим и сужающим.

Пластилин, картон для подставки.

70

Радуга-дуга.

Закреплять умение составлять на палитре необходимые цвета и оттенки, закреплять знание спектра цветов. Развивать фантазию и воображение.

Палитры, гуашь, бумага.

71

Белые лебеди

Закреплять умение рисовать в технике тычок, правильно располагать рисунок на листе бумаги, составлять несложный сюжет.

Мягкие и щетинистые кисти, гуашь, тонированная бумага.

72

Нарисуй какую хочешь картинку.

Свободная тема. Закреплять умение самостоятельно задумывать сюжет будущего рисунка и подбирать художественные материалы для его изображения.

Бумага, акварель, цветные карандаши, гуашь.

Список использованной литературы

  1. Г.С.Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.2001.,Владос.
  2. Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994
  3. Любимова Т.Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994 г.
  4. Русские народные сказки (любое издание)
  5. Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
  6. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.
  7. Я учусь рисовать. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с.: ил. – (серия «Готовимся к школе»).
  8. Я учусь рисовать акварельными красками. – М.: «Белфаксиздатгрупп»: Издательский дом «ЮНИОН», 2006. -40с.: ил. – (Серия «Шаг за шагом»).
  9. В.Запаренко Школа рисования. С-П Нева, 2002.
  10. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Бумагопластика.М.: Скрипторий 2003, 2006.-80 с
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие.-М. Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Соломенникова О.А. Радость творчества.Развитие художественного творчества детей. М. ИПКиПРНО., 2001.
  13. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М:АСТ, 2003
  14. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет.М:, Гном и Д, 2005




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

Программа кружка по изодеятельности старшая группа

Данная программа составлена с учетом :- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.-. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: стар...

Программа кружка по изодеятельности старшая группа

Данная программа составлена с учетом :- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.-. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: стар...

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Цветные ладошки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.         С древних времён считается, что выдающийся талант –  это, прежде всего наследственность, каприз природы. Однако подробный ан...

Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Юный художник»

Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по изодеятельности (нетрадиционные техники)

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно-творческие ...

Программа кружка по изодеятельности «Разноцветный мир" для детей средней дошкольного возраста

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбин...