План по самообразованию
материал

Минегареева Гульзида Фархулловна

План по самообразованию

Тема самообразовния:  «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой: 1.06.2017

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

\ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 «Капельки»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

План работы по самообразованию

 «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста »

Составила: воспитатель

Минегареева Гульзида

Фархулловна

Нижнекамск, 2017

Работа по самообразованию воспитателя

Минегареевой Гульзиды Фархулловны

Тема: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: показать роль и значение развивающих игр в формировании интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

 изучить современную педагогическую теорию игры и взгляды на её роль в

   умственном развитии детей, проанализировать психолого-педагогическую  

  литературу по данной проблеме;

 изучить игровые технологии для осуществления образовательной  

  деятельности детей дошкольного возраста;

 составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по  

   развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста;

 использовать разработанный материал в ходе осуществления

   образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

  • дать общую характеристику содержания понятия «развивающие игры»;
  • исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе развития интеллектуальных способностей;
  • разработать картотеку игр по интеллектуальному развитию.
  • посещение МО, выхода на интернет сайты;
  • вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному    

развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией  

«Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина»,  

«Игры Воскобовича.

Актуальность

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Интеллектуальное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития. Развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д. формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

Ожидаемый  результат: в процессе развивающих игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности ДОУ и городских методических объединений воспитателей.

Дата начала работы над темой: 1.06.2017

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022

План работы по самообразованию

на 2017- 2018 учебный год

Этапы

самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-

диагностический

этап

Подборка материала для

разработки плана по самообразованию на 2017-18 уч.год

Изучение нормативных документов

Июнь-август

Планирование работы

с детьми на новый учебный год по теме самообразования

Август, сентябрь

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на начало учебного года

Сентябрь

Выявление уровня

интеллектуального развития у

детей на конец учебного года

Май

Теоретический этап

Изучение современной

педагогической теории игры и

взглядов различных педагогов на

её роль в умственном развитии

детей.

Октябрь

Изучение игровых технологий

для осуществления

образовательной деятельности

детей дошкольного возраста

В течение учебного года  

Анализ психолого-

педагогической литературы

по

проблеме самообразования

В течение уч. года

Посещение теоретических семинаров на базах ДОУ муниципалитета

Муниципальный семинар «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» (ДОУ № 3);

Февраль

Практический этап

Посещение практических семинаров и КМО на базах ДОУ муниципалитета

ГМО «Легоконсруирование, как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ДОУ № 23);

Февраль

Посещение открытых занятий

педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

  В течение учебного года.

Изготовление дидактических игр

и демонстрационного материала.

Создание картотеки развивающих

игр

Проведение развивающих игр по

следующей тематике:

«Цвета»,

«Геометрические фигуры»,

«Величина»,

«Вкус»,

« Расположение фигур на плоскости»

Работа с родителями:

Проведение консультации для

родителей детей группы на тему

«Роль развивающих игр в

интеллектуальном развитии

дошкольников»

Проведение индивидуальных

бесед с родителями.

Обобщающий этап

Анализ работы. Отчёт по

реализации плана по теме

самообразования в конце 2016-17

учебного года.

Выступление перед коллегами на

итоговом педсовете.

Май

Перспективный план по самообразованию

на 2017-2018 учебный год

Месяц

Направления

работы

Содержание

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании»,

других нормативных  документов

Анализ изученной  информации

Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме

самообразования

Изучение литературы,

информационных источников сети Интернет по проблеме создания плана работы.

Выявление уровня сформированности

познавательных  процессов у детей на начало учебного года

Диагностика

Октябрь

Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на её

роль в умственном развитии детей

Изучение следующей источников:

1.Анищенко, О.А. «Развиваем в

игре»

2.Ярецкая, А.Ю. «Развивающая игра как средство

интеллектуального развития детей

дошкольного возраста

3.Шмаков С.А. «Природа и

структура игры»

4.Источники интернета

Работа с понятием «Развивающие игры»

Изучение литературы:

Печерога А.В. «Развивающие

игры для дошкольников»

Проведение развивающих игр

(Совершенствование  умения у детей выделять цвета с отвлечением от  других признаков предметов. Формирование у детей действия подбора по образцу)

Дидактические игры:

“Найди цветок для бабочки”,

“Занимательная коробочка”,

«Спрячь мышку»,

«В царстве фигурок-человечков».

Лото «Цвет»,

«Кто где спит?»

Ноябрь

Изучение игровых технологий для

осуществления образовательной деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы:

-Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры. Игровая

технология интеллектуально-

творческого развития детей 3-7

лет.

Проведение развивающих игр

Дидактические игры:

«Гости»,

«Окраска воды»

Декабрь

Изучение игровых технологий для осуществления образовательной

деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы:

- Финкельнтейн Б.Б. «Давайте

вместе поиграем. Комплект игр с

блоками Дьенеша»

Просветительская работа с родителями

Проведение консультации для

родителей детей группы на тему

«Роль развивающих игр в

интеллектуальном развитии

дошкольников»

Проведение развивающих игр

Дидактические игры:

«Кислое, сладкое, соленое», «Бусинки большие и маленькие»

(Обучение детей чередованию предметов по величине, развитие

моторики пальцев руки. Закрепление вкусовых  качеств  овощей и фруктов.)

Январь

Изучение игровых технологий для

осуществления образовательной деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы:

-Михайлова

З.А. «Игровые занимательные

задачи для дошкольников»

Проведение развивающих игр

Дидактические игры:

«Найди предмет такой же формы», «Три квадрата».

(Обучение детей сопоставлению

формы предметов с эталонами формы, способам соотнесения предметов по величине, обозначению величины предметов словами.

Февраль

Изучение игровых технологий для

осуществления образовательной деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы:

- Никитин Б.Л.

«Интеллектуальные игры»

Проведение развивающих игр

Дидактические игры:

«Достроим домики»,

«В царстве царя-Разноцвета».

Март

Изучение игровых технологий для

осуществления образовательной деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы: Зак З.А. «Методика развития интеллектуальных способностей у детей», М. 2001.

Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект», М. 2000

Апрель

Изучение игровых технологий для

осуществления образовательной деятельности детей дошкольного

возраста

Изучение литературы: В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера»

Н.И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Май

Выявление уровня

интеллектуального

развития у детей

на конец учебного

года

Диагностика

План работы по самообразованию

на 2017-2022

Этапы самообразования

Этапы

самообразования

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно-

диагностический

этап

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Планирование работы

с детьми на новый учебный год по теме самообразования

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на начало и конец  учебного года

Теоретический этап

Анализ психолого-

педагогической литературы

по

проблеме самообразования

Изучение современной педагогической теории игры и взглядов различных педагогов на  её роль в умственном развитии детей.

Изучение игровых технологий для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Посещение теоретических семинаров на базах ДОУ муниципалитета

Практический этап

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса

Посещение практических семинаров и КМО, ГМО на базах ДОУ муниципалитета

Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала.

Создание картотеки развивающих игр

Проведение развивающих игр

Работа с родителями:

Проведение консультации для родителей детей группы

Проведение индивидуальных

бесед с родителями.

Обобщающий этап

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года.

Выступление перед коллегами на

итоговом педсовете.

Перспективный план по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Сроки выполнения

Содержание работы

Сентябрь

Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования.

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на начало учебного года

Изучение  литературу «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Посещение зонального семинара по теме  «Развитие познавательной активности детей  в процессе исследовательской деятельности» (ДОУ 66),

Октябрь

Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

Ноябрь

Посещение ГМО  «Танып белү сәләтен үстерүдә  уеннарның роле”, “Роль игр в познавательном развитии дошкольников” (ДОУ 7),

Декабрь

 Посещение зонального МО «Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (ДОУ 1).

Январь

Изучение литературы  Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы»2014.

Февраль

Изучение литературы  «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

Март

Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

Апрель

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на конец учебного года

Май

Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года.

В течении

 года

Изготовление и проведение дидактических, развивающих игр по теме самообразования.

Участие в конкурсах.

Перспективный план по самообразованию

на 2019-2020 учебный год

Сроки выполнения

Содержание работы

Сентябрь

Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования.

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на начало учебного года

Октябрь

Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

Ноябрь

ГМО «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников»  (ДОУ №7)

Декабрь

 Зональный семинар «Современные подходы к математическому образованию» (ДОУ № 9)

Январь

Участие в муниципальном конкурсе – интеллектуальная игра «Брей –ринг» (ДОУ 92)

Февраль

Посещение открытых занятий педагогов- коллег в МАДОУ «Детский сад № 84» с последующим анализом

Март

Участие в муниципальном конкурсе «Инновационные технологии, как средство формирования элементарных математических представлений» (ДОУ45)

Участие в муниципальном семинаре, показ мастер – класса «Современные подходы к организации работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста» (ДОУ 84)

Апрель

Выявление уровня  сформированности  познавательных процессов у детей на конец учебного года

Май

Анализ работы. Отчёт по реализации плана по теме самообразования в конце учебного года.

В течении

 года

Изготовление и проведение дидактических, развивающих игр по теме самообразования.

Участие в конкурсах.

Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности ДОУ и городских методических объединений воспитателей.

Дата начала работы над темой: 1.06.2017

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...