План по самообразованию
материал

Альбина Вадутовна Хузина

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-1.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад общеразвивающего вида №84  «Капельки»

города Нижнекамска Республики Татарстан

Самообразование на тему

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Воспитатель – Хузина А.В.

Ф.И.О. Хузина Альбина Вадутовна

Индивидуальная тема самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Цель:

 Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.

Задачи:

1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

2. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.

3. Формировать представление о различных видах театра.

4.Развивать речь, воображение, мышление

5. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру

6. Помочь родителям понять особую роль театрализованной деятельности  в воспитании творческой личности. 

Актуальность: ктуальность:

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи,совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

-постановка проблемы;

-подбор и изучение литературы по проблеме;

-определение целей и задач работы над темой;

-планирование работы по самообразованию

Сентябрь

2.Основной (практический)

-теоретическое изучение проблемы ( знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

-практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

Октябрь-апрель

Заключительный (обобщающий)

- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

-представление материалов;

-использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

Май

Перспективный план по теме самообразования 2018-2019 уч.год

 

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

Сентябрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Применение цитат из сказок в режимных моментах. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?».

 Темой

самообразования

(индивидуальная беседа).

Знакомство с темой, целями и задачами ОД заочная консультация. Заочная консультация «Какие сказки читают вам родители?». Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

план ОД на год (проект);

- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» (нагляднодидактические пособия, игры, демонстрационный

 - материал, литература).

Октябрь

Изучение темы:« Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей».Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок». Чтение детям и пересказ р. н. сказки «Теремок».

 Рассматривание иллюстраций к р. н. сказкам. Показ русской народной сказки «Теремок» на фланеллеграфе.

Заочная консультация « Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей », «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме.

Красочные книги с русскими

народными сказками, диски для прослушивания. Картотеки сказок и сказочных

физкультминуток для работы с детьми. Русская народная сказка «Теремок» на фланеллеграфе.

Ноябрь

Чтение и пересказ сказки «Репка» Добавить в уголок ряженья новые костюмы, маски, атрибуты.

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Заочная консультация: «Особенности чтения сказок о животных». Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных

Картотеки сказок и сказочных

физкультминуток для работы с детьми. Сказка «Репка». Костюмы, маски, атрибуты.

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Декабрь

Беседа «Волшебные сказки». Знакомство с р.н.с. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.). Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам»

Организация

совместной

творческой

деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме.

Картотеки сказок и сказочных

физкультминуток для работы с детьми. Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам». Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

Г.Х.Андерсена.

Январь

НОД «В гостях у сказки»: Рисунки детей на тему: «Зимние сказки».

Консультация «Как подружить ребенка с книгой».

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Заочная консультация- «Личная библиотека вашего ребёнка»,

«Как подружить ребёнка с книгой». Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки».

Конспект НОД «В гостях у сказки». Картотеки сказок и сказочных

физкультминуток для работы с детьми. Выставка детских красочных книг на тему «Зимние сказки». Картотека игр по русским народным сказкам. Карандаши, мелки, альбом.

Февраль

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке. «Интерьер русской избы в сказках»- рассматривание иллюстраций, беседа.

Обыгрывание знакомых сказок.

Консультации индивидуальные и групповые по пройденной теме. Познакомить родителей с предметноразвивающей средой группы.

Аудиозапись русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя»,

иллюстрации к сказке. «Интерьер русской избы в сказках»- картинки.

Пальчиковый театр, би-ба-бо, маски, фланелеграф и сказки к нему.

Март

Чтение р.н. сказки «Колобок». Разучивание танца «Вышла курочка гулять».

«Роль сказки в развитии детей» заочная консультация. Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме.

. Раскраски по мотивам русских народных сказок. Карандаши, мелки. Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми.

Апрель

Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней. Аппликация «Мороженное».

Консультация

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Заочная

консультация

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. Выставка совместных работ (рисунки, поделки, книжки- малышки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки».

Картотека: «Загадки о сказках и сказочных героях». Картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Цветная бумага, клей, альбом.

Май

Подготовка кукольного театра и показ сказки « Теремок».

Показ презентации о проделанной работе с детьми «Постучится сказка в дом - станет интересно в нем!»

Выставка работ детей и родителей по данной        теме.

Презентация для родителей на сайте группы № 2 «Постучится сказка в дом-станет интересно в нем!»

Компьютер.

Монитор.

Презентация «Постучится сказка в дом – станет интересно в нем!» по

теме

самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей». Детские работы по пройденной теме.

Перспективный план по теме самообразования 2019-2020 уч.год

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

Сентябрь

Пополнить развивающую среду в театре (костюмы, маски, куклы)

А также создать обстановку, подобную театру, чтобы детям лучше запомнился результат.

Пополнение библиотеки

Оформить ширмы для театрализованного представления «Три поросенка»

Изготовить атрибуты к сказкам  

Игры с кубиками: «Собери сказку» «Кто как кричит» Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам.

 Темой

самообразования

(индивидуальная беседа).

 Проведение консультации для родителей

«Сказки читаем, речь развиваем»

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» (нагляднодидактические пособия, игры, демонстрационный

 - материал, литература).

Октябрь

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» -Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольнопечатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» -Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры

Подготовка атрибутов к постановке сказок. Подготовить картотеку игр по театрализованной деятельности.

Ноябрь

Познакомить детей с

театральной студией.

Вызвать интерес и желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, побуждать повторять за педагогом отдельные реплики.

Открытое занятие «Путешествие в волшебном лесу» -показ сказки «Теремок»

Показ сказки «Теремок», стихов поздравительных  - , посвященный дню матери – для родителей.

Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам» -Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами. -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Декабрь

Мимические этюды с жестами. Эмоциональное состояние персонажа Действия ребёнка
1 Нам грустно • Грустное лицо Вытирает слёзы Вздыхает, пожимает плечами Нам весело • Улыбка Смех Хлопает в ладоши, прыгает
Мы сердимся • Нахмуренные брови
Кулачки сжаты, топаем ногами Мы испугались • Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать
Мы устали  Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. Напомнить родителям репетировать с детьми новогодний праздник, повторять стихи и песни.

.

Подготовка к новогодним утренникам . Выставка детских красочных книг на тему «Зимние сказки».

Январь

Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши-Косые глаза-Короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой». Перессказ сказки «Три поросёнка».

Поместить в родительском уголке памятку «Играем дома»

Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки».

Подготовить иллюстрации к сказкам.

Февраль

Чтение и заучивание чистоговорок, например:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Наша каша хороша.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Ох, и яркие шары.
Чтение и перессказ Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев» Болгарской сказки «Храбрец-молодец.» Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»Русской народной сказки «Лиса и заяц» -Кукольный театр «Лиса и заяц»

Подготовить доклад для

воспитателей на педагогический

совет «Развитие творческой

личности дошкольника

посредствам театрализованной

деятельности. Современные

подходы»

Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки».

Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей»

. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

Март

Чтение и пересказ сказок:К. Чуковского «Путаница» Русская народная сказка «У страха глаза велики…» Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк» Посещение театральных

представлений в детском саду.

Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка».

Настольный театр «Колобок», 

«Репка», дети самостоятельно показывают представление. Игры с детьми: «Изобрази какое-нибудь животное».
Разгадывание загадок о сказках.

Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года);                  Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персо -                       нажами»

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные.

Апрель

Чтение и пересказ сказок:Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»Шотландская сказка «Петух и лиса»Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Короткие рассказы Л. Толстого.Посещение театральных

представлений в детском саду. Заучивание стихотворений А. Босева «Дождь». Драматизация по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». Игры с детьми: Угадай кто» Один ребёнок отворачивается, воспитатель говорит другому ребёнку какой звук издать, например промяукать или промычать, первый ребёнок должен угадать что это за животное.

Консультация для

воспитателей

«Использование элементов

устного народного

творчества как средство

развития речи детей

дошкольного возраста».

 Мастер – класс«Роль пальчиковых игрв развитии речи

детей младшего

возраста»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка».

-Подбор методической литературы по теме «Использование элементов

устного народного

творчества как средство

развития речи детей

дошкольного возраста».

Май

Исценировка сказка «Гуси лебеди»  Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
«Веселые обезьянки»
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д

Отчёт по теме самообразования.

Презентация о проделанной работе.

Показ презентации на родительском собрании.

Компьютер.

Монитор.

Презентация «Путешествие по сказкам !» по

теме

самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей». Детские работы по пройденной теме.

Литература по теме самообразования

Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003

Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

Синицын Е. Б. «Умные сказки». М.: Аист, 1998г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». М.: Аркти,2002г.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...