Методическая разработка "Мир эмоций" для детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)

Саидова Нурия Харисовна

Актуальность данной методической разработки заключается в том. что в  дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность, формируются навыки управления своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://nsportal.ru/node/add/book-ds82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №17 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка

«Мир эмоций»

непосредственная образовательная деятельность

по эмоциональному развитию детей

для среднего дошкольного возраста

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

        

Представлена на педагогическом совете

МБОУ «ООШ №17» протокол №2 от 01.11.2019

Зеленодольск

2019 год

Пояснительная записка.

В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоционального развития  и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Эмоциональное развитие тесно переплетается с этическими инстанциями. Основные этические понятия складываются в дошкольном возрасте .В этот период создаются наиболее благоприятные условия для эмоционального ,нравственного и интеллектуального развития детей .

Актуальность данной методической разработки заключается в том. что в  дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность, формируются навыки управления своими эмоциями.

   Методическая разработка по эмоциональному развитию детей  в средней группе включает в себя игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей.

При наблюдении за детьми в самостоятельной деятельности,  в непосредственной образовательной деятельности, общении со сверстниками показали, что:

  • дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения;
  • дети пока не могут полно и адекватно выразить себя через общение, что сокращает возможность детей понимать друг друга;
  •  не все дети соглашаются принимать на себя роли в театрализованной деятельности, так как не умеют еще использовать различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

Образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей позволяет расширить творческие возможности детей, раскрепостить их.

 Интегрированный подход помогает раскрыть огромный потенциал  не только в эмоциональной, но также в интеллектуальной сфере развития ребенка. Такие занятия можно использовать и по частям, включая в другие виды деятельности.

 Построив свою  дальнейшую образовательную деятельность с опорой на данный материал, мы сможем обнаружить таланты и способности в детях, раскрыв их творческий потенциал.

Предполагаемые результаты:

- развит навык общения

-развиты: память, воображение, чувство взаимопомощи.

- сформировано умение различать эмоциональное состояние

-определено понимание -этическое понятие.

     

Тема:    Яблонька, наклонись

Цель:

- закреплять у ребят представления о доброте, честности, справедливости, дружбе;

- воспитывать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрости, лживости, жестокости, трусости,

Материал: плоскостная ветка яблони с яблоком. Картинки с изображением героев сказки.

Предварительная работа : чтение русской народной сказки «Крошечка Хаврошечка».

Содержание организованной деятельности детей.

1.Организационный момент.

Сюрпризный момент. В гости приходит Крошечка - Хаврошечка с  «чудесным» мешочком

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

2. Описание фруктов по цвету и форме.

Дети по заданию воспитателя называют цвет и форму фруктов

3.Отгадывание загадки:

Наливное ,сладкое ,

С яблоньки упало-

бок себе помяло.   (яблоко)

4. Игра-забава.

Выбирается ведущий, он берет веточку яблоньки. Дети стоят по кругу, держат в руках картинки и произносят слова:

        Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись,

        К доброму, к хорошему потянись, потянись.

        А от злого, от плохого отвернись, отвернись.

Ведущий идет по кругу, когда дети произносят последние слова останавливается. Он должен назвать героя сказки, который изображен на картинке в руках рядом стоящего ребенка. Если ведущий правильно называет героя сказки и отмечает основные качества его характера (положительные или отрицательные), то он должен отдать этому ребенку, который теперь становится ведущим, веточку яблони. Сам же получает отгаданную картинку (если герой положительный, он встает во внутренний круг, если отрицательный – во внешний). К концу игры образуются два круга: внутренний – добрые герои, внешний – злые персонажи сказок.

5.Физкультминутка «Яблонька»

Вот так яблоко! Оно

Соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите,

Ветер ветку стал качать

Трудно яблоко достать.

Встали -руки в стороны.

Руки на пояс

Протянули руки вперед.

Руки вверх.

Качают вверх руками.

Подтянулись.

Подпрыгну, руку протяну,

И быстро яблоко сорву

Вот так яблоко! Оно-

Соку сладкого полно!

Подпрыгнули.

Хлопок в ладоши над головой.

Встали. Руки в стороны.

Руки на пояс.

6.Лепка «Сбор яблок»

Каждый ребенок вылепливает одно яблоко по инструкции воспитателя. Яблоки складываются в одну корзинку.

7.Рефлексия.

   

Тема: «Настроение».

Цель:

-познакомить детей с выразительной мимикой, жестами;

-дать понятие об эмоциях радости и грусти, показать их схематическое изображение;

-эмоционально сблизить детей друг с другом и воспитателем.

Материал. Картинки – пиктограммы (для педагога), «Лото настроений» (для каждого ребенка).

1.Организационный момент.

ИГРА «Давайте познакомимся».

Дети по очереди бросают мяч друг другу и называют свое имя. Игру можно усложнить:

- бросить мяч товарищу и ласково назвать его.

- бросить мяч и назвать такое свое имя, которое больше нравится ребенку.

2.Игровое упражнение  «Повтори за мной» .

Воспитатель показывает и называет мимические движения, дети повторяют.

Поднимем брови вверх.

Сильно зажмуримся.

Надуем щеки.

Втянем щеки.

Вариант игры. Дети жестами показывают слова, например «высокий», «низкий», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и др. В случае затруднения педагог показывает сам, а дети повторяют.

3.Беседа, театрализованная деятельность .

Воспитатель. Когда вам может пригодиться общение жестами? (Ответы детей) Правильно, когда нет возможности сказать вслух, когда нужно соблюдать тишину и т.д.

Посмотрите на картинку (показывает пиктограмму). Какое лицо у мальчика? (Невеселое, грустное) Вспомните, когда вам было грустно? (Когда обижали; не купили игрушку; отняли куклу; когда мама утром уходит) Внимательно еще раз посмотрите на картинку: Когда лицо грустное, то уголки губ опущены, брови сдвинуты, глаза невеселые. Найдите на своем лото изображение грустного человека. (Дети выполняют задание)

Посмотрите на этого мальчика (показывает пиктограмму). Как вы думаете, какое у него настроение: грустное или веселое? (веселое, радостное) Как это выражается? (глаза веселые, на губах улыбка)

Правильно, у мальчика хорошее, радостное настроение, он улыбается. А когда вам бывает радостно? (когда за мной приходит мама; когда мне читают книжку)

Найдите изображение радостного человека на своем лото. (дети выполняют)

Какое чувство вам нравится больше: радость или грусть? (радость, веселье) Хорошо когда у человека хорошее настроение, тогда любое дело получается.

4.Рисование «Мое настроение» .

Дети на круглых заготовках  рисуют свое настроение .

5.Рефлексия. «Обнималки».

Представьте, что вы обнимаете огромного слона. Бегемотика, поросенка…

Дети изображают « обнималки». Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.

Тема: Настроение (продолжение)

Цель:

акрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть);

-продолжать знакомить с элементами выразительных движений (мимика, жесты);

-формировать эмоциональный отклик на музыкальное произведение;

-воспитывать  дружеские отношения в группе.

Материал. Картинки – пиктограммы (для педагога); «лото настроений» (для каждого  ребенка).

Содержание организованной деятельности.

1.Организационный момент.

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка». Дети организуют круг.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.

2.ИГРА «Повтори за мной».

Педагог показывает движения, дети выполняют.

Руки вперед, вверх.

Руки вперед, вверх, в стороны.

Руки вперед, на пояс, вниз.

Вариант игры. Воспитатель садится на ковер, дети располагаются полукругом и повторяют показанные педагогом движения.

Поднять вверх брови.

Нахмурить брови.

Вытаращить глаза.

Улыбнуться.

Эти игры тренируют внимание детей, формируют умение адекватно выражать свои эмоции.

3.Дидактическая игра «Настроение». Воспитатель. На столе лежат картинки, изображающие различные настроения, но они «сломались». (пиктограммы веселого, грустного и нейтрального настроения разрезаны на три части). Давайте их «починим». (дети собирают пиктограммы и угадывают изображенное на каждой из них настроение).

На прошлом занятии мы узнали, что веселым быть лучше, чем грустным. Как можно из грустного человека превратиться в веселого? Каким образом можно поднять настроение? (улыбнуться, поиграть в веселую игру, построить веселую рожицу)

4.Игровое упражнение «Обезьянки»

Один человек  будет обезьянкой, а другие – зеркалом. Обезьянка будет корчить нам рожицы, а мы должны повторять ее гримасы как можно точнее.

Вот и весело нам стало. Есть еще много способов улучшить нам настроение, превратиться из грустного человека в радостного.

5.Физкультминутка «Раздувайся пузырь»

Дети образуют тесный круг – это сдутый пузырь. Затем начинают его надувать: наклонив головы, дуют в «дудочку». Делают шаг назад – круг расширяется. Берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» По сигналу воспитателя «Хлоп!» пузырь лопается. Дети, расцепив руки, бегут к центру круга.

6.Аппликация ( коллективная работа) «Веселый клоун».

Из готовых деталей дети наклеивают изображение «веселого» клоуна.

7.Рефлексия. «Тряпичная кукла»

Цель: учить снимать мышечное и эмоциональное напряжен

Тема: Эмоции.

Цель:

-познакомить детей с эмоциями обиды и гнева;

-развивать выразительность движений и мимики;

-содействовать правильному восприятию содержания произведения;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа. Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»; обсуждение; акцентирование  внимания на том, как по-разному выражают гнев медведь, медведица и медвежонок.

Материал. Пиктограммы эмоций, «Лото настроений», бумажный круг красного или синего цвета.

Содержание организованной деятельности

1.Организационный момент.

Дети приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Педагог садится на ковер, дети располагаются полукругом и повторяют за взрослым все движения.

Зажмуриться.

Вытаращить глаза.

Улыбнуться.

Сделать обиженное лицо.

Сделать радостное лицо.

2.Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Вместе с детьми рассматривает иллюстрации к сказке и задает вопросы:

Почему рассердился умывальник?

Почему рассердился крокодил?

Как автор описал гнев умывальника?

Как автор описал гнев крокодила?

Выслушав ответы детей, показывает соответствующую пиктограмму.

3.Рассматривание пиктограммы, беседа.

Воспитатель. Какое лицо у человека, когда он злится? Найдите на своем лото изображение злого лица, обратите внимание на губы, глаза, брови.

Когда вас кто-нибудь обижает, вы, наверное, сердитесь и злитесь. А если вы кого-нибудь обидите, что почувствует тот человек? Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, вежливо, тогда и вас никто не будет обижать.

 4.ИГРА «В тесноте, да не в обиде»

На полу нарисованы два прямоугольника (кранного и синего цвета) – это «автобусы». Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель кладет в ладонь каждого ребенка бумажный круг красно или синего цвета. По хлопку дети открывают глаза и направляются к прямоугольнику такого же цвета, как и их круг. Каждая команда должна уместиться в «автобусе», тесно прижавшись друг к другу, и поддерживать товарищей, чтобы никто не «выпал». Выигрывает команда, которая не распалась.

Рефлексия  «Море и небо».

Цели: развивать воображение, обучать выражать эмоции.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает о том какая бывает погода  на море. После чего дети изображают с помощью рук- море( волны, штиль. шторм); с помощью лица и ладошек –небо(как солнышко светит и как оно прячется за тучки)

Тема:      Ступеньки доброты (Путешествие в сказку).

Цель:

-учить передавать свое отношение к содержанию сказки, поступкам героев;

-сопоставлять цветовую гамму с эмоциональным состоянием героев.

-закреплять понятия холодные и теплые тона, знания художественной литературы,

-формировать  представление о справедливости, смелости, скромности и  чувство сопереживания героям сказок;

Материал: панно с изображение лестницы с цветными ступеньками (цвета радуги); набор картинок с персонажами сказок и набор сюжетных картинок по сказкам, карточки с положительными и отрицательными героями  Игровые поля с полосками цветов теплой и холодной гаммы; набор картинок с эпизодами из сказок.

1. Организационный момент.

Город сказок и чудес

Он не зря зовется,

Посмотри сколько здесь

Радости и солнца.

Ты кругом оглядись.

Здесь любовью веет,

не шуми, не сердись.

Сердцем будь добрее.

2.Артикуляционная гимнастика.

Скажем волшебные слова.

«Чоки,чоки.чоки чок  - поработай язычок».

Упражнение «Улыбка».

-Улыбается щенок,

 Зубки на показ,

 Я бы точно так же смог.

 Вот смотри сейчас.

3.Дидактическая игра «Чудесная лесенка»

Детям  показывают сюжетную картинку по сказке. Дети должны узнать сказку, найти ее героев и распределить их на лестнице так, чтобы на верхнюю ступеньку попал положительный герой, злой же занял нижнюю ступеньку.

Рекомендации. При знакомстве детей с игрой необходимо обговорить, что при встрече с добрым человеком нам становится тепло, хорошо, а значит, нашему настроению соответствуют цвета: красный, оранжевый, желтый. Рядом с плохим и злым – холодно и неуютно (голубой, синий, фиолетовый).

4. Физкультминутка  Игра «Назови и покажи»

Цель: продолжать учить определять и передавать эмоциональные состояния, выражения при помощи мимики ,жестов,( упражнение проводится по кругу .каждый раз показывается новое эмоциональное состояние)

5. Дидактическая  игра «Теплые» и «холодные» цвета.

Дети из предложенных картинок подбирают относящиеся к одной сказке. Затем воспитатель предлагает расположить эти картинки на игровом поле так, чтобы можно было по цвету догадаться, что переживают герои сказки при определенных обстоятельствах.

Рекомендации. При знакомстве детей с игрой необходимо обговорить значение теплых и холодных цветов их связи с настроением героев сказок.

6.Рефлексия (психомышечная тренировка)

Звучит плавная мелодия ( пора возвращаться)

Дети лежат на ковре, глаза закрыты (представим. что на облаках плывем и возвращаемся в группу).

Тема: Хорошо и плохо.

Материал: заготовки бумажных человечков. карандаши. фломастеры, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных героев.

Цель:  

-учить определять и передавать эмоциональное состояние мимикой;

-упражнять в способах управления и регуляции настроения;

-вырабатывать умение распознавать и мимически изображать различные эмоции и чувства;

-поощрять стремление детей выбирать определенный цвет по эмоциональному состоянию;

-формирование интереса к художественной литературе;

-воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

1.Организационный момент.

Воспитатель. У людей бывает хорошее настроение. Оно бывает от хороших дел и поступков. А бывает плохое настроение - от нехороших поступков. от беды, от вреда. Какое настроение у вас сейчас? Попробуйте показать , какие у вас лица. когда вам хорошо? А когда плохо?

2. Игровое упражнение «Изобрази эмоцию»

Отрывки из сказок К.И. Чуковского.

Удовольствие.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята. и утята,

И жучки .и паучки.

Гнев

Ты один не умывался,

ты грязнулею остался,

И сбежали от грязнули,

И чулки, и башмаки.

Страх

Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу муху в уголок поволок.

Удовольствие

Вдруг от куда-то летит,

маленький комарик,

И в руках его горит

маленький фонарик.

Радость

То-то стало весело,

то-то хорошо!

Будет. будет мошкара

Веселиться до утра...

Ужас

Муха криком кричит, надрывается.

А злодей молчит , ухмыляется.

Беседа  и рассматривание иллюстраций « Добрые и хорошие поступки»

4 .Игра «Хрустальный башмачок»

Воспитатель показывает детям карточку с изображением того или иного героя. Дети должны назвать его имя и сказать, из какой он сказки, а также отметить положительные или отрицательные черты его характера. За каждый правильный ответ ребенок получает карточку, по которой отвечал. Выигрывает тот, у кого больше карточек. В случае затруднения с ответом ведущий зачитывает отрывок из сказки, помещенный на обратной стороне карточки.

Рекомендации. При знакомстве детей с игрой необходимо обговорить, почему игра называется «Хрустальный башмачок»; каким характером и каким сердцем надо обладать, чтоб хрустальный башмачок пришелся в пору.

5.Физкультминутка «Кривлялка»

Цель: продолжать учить с помощью мимики, жестов, интонации изображать злость, доброту

6.Рисование (раскрашивание человечков)

Дети выбирают заготовки  грустных и веселых человечков и раскрашивают их в определенной цветовой гамме.

7.Рефлексия (упражнения на расслабление мышц.)

Список методической литературы:

1.Варюхина С.И. «Истоки доброты», Минск, 1987 г.

2.Войтова И.Д., Гуськова М.А. и др. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников», ТЦ «Сфера», Москва, 2009г.

3.Лаптева Г.А."Игры для развития эмоций и творческих способностей». Творческий центр «СФЕРА" С-Петербург 2011 г

4..Севостьянова Е.А. «Страна добра», Творческий центр «СФЕРА», Санкт-Петербург, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Методическая разработка для детей 2-3 лет. Адаптация детей. Совместное мероприятие детей и родителей.

Создать у детей доброе, радостное настроение, положительный настрой, чтобы дети, приходящие в группу  чувствовали себя  комфортно....

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....