рабочая программа кружка Забавушка
материал (младшая группа)
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Актуальность кружка в том, что именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В дошкольном возрасте, как известно, ведущей деятельностью является игра, именно поэтому ребенку так нравятся сказки, которые погружают его в интересный, полный приключений и волшебства мир. Довольно часто в своих играх дети проигрывают и обыгрывают сюжеты сказок, примеряя на себя роли главных героев. В целом же сказка способствует адекватному восприятию ребенком окружающего мира, что отражается и в его речевой деятельности.
Использования малых форм народного жанра позволяет ребенку почувствовать все богатство русского языка, понять красоту родной речи, приобщиться к культуре, научиться излагать свои мысли, а так же способствует развитию образной речи и расширению активного словаря у детей дошкольного возраста. Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. У детей дошкольного возраста еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям фонематические трудности, совершенствуют их дикцию.
С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель - создание условий для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами произведений малых фольклорных форм.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;
- Способствовать умению детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора;
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
- Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей;
- Создать условия для развития интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям;
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей;
- Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы на основе приобщения к малым формам фольклора;
- Создать условия для воспитания интереса к малым жанрам фольклора;
- Создать условия для воспитания нравственных качеств детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Возраст детей: от 2 до 4-х лет.
Учебная программа по кружковой работе «Забавушка» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями Госстандарта к воспитанию и обучению в детском саду, программой «Детство».
Занятия по кружковой деятельности «Забавушка» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в течение 20 минут. Всего 26 занятия в год.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год, в начале года - вводный, в конце года – итоговый, по методике М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.
Тематический план.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя
«Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением.
Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.
Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.
2-я неделя
«Я умница – разумница» Русская народная потешка.
Разучивание русской народной потешки «Я умница - разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству.
Кукла Маша
3-я неделя
«Зайчик» чешская народная игра.
Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей.
Игрушка зайчик.
4-я неделя
«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.
Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.
Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки.
НОЯБРЬ
1-я неделя
«Коза – хлопота» Русская народная потешка.
Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.
Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка - коза
2-я неделя
«Деревьям по подарку» латышская народная песенка.
Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей.
Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку».
3-я неделя
«Я серый волк» Г.Науменко
Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Способствовать умению сочувствовать персонажу.
Шапочки-маски птичек по количеству детей.
4-я неделя
«Серенький козлик» Кукольный спектакль.
Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон
Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик».
ЯНВАРЬ
1-я неделя
«Машенька и рукавички». Кукольный спектакль.
Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову
Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.
2-я неделя
«Зайчишка – трусишка». Русская народная потешка
Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки.
3-я неделя
«Волчок – волчок» Русская народная потешка
Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Создать условия для формирования умение внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее.
Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка - волк, комплект перча - точных кукол к спектаклю «Гуси и волк».
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя
«Зайчик». Русская народная считалка.
«Прыг да скок» Русская народная игра
Вызывать интерес к театрально - игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.
Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.
2-я неделя
«Лиса» Русская народная попевка
Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.
Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количеству детей.
3-я неделя
«Три медведя» Настольный театр
Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».
перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».
4-я неделя
«Бабушкины забавушки»
Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.
Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.
МАРТ
1-я неделя
«Топ – Топ» Кабардино – балкарская песенка.
«Мамины помощники» настольный театр.
Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога. Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца. Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога.
Настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю «Мамины помощники».
2-я неделя
«Зайчик» Русская народная потешка
«Прокати, лошадка, нас!» песенка
Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании.
Резиновые куклы: сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика.
3-я неделя
«Маша и медведь» настольный театр
Приобщать к игре, обучая звукоподражанию. Создать условия для формирования умение понимать содержание сказки, разыгранной педагогом. Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь».
4-я неделя
«Шарик мой голубой» песенка
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.
Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек.
АПРЕЛЬ
1-я неделя
«Мышка в чашечке зеленой» польская детская песенка
«Медведь» русская народная потешка
Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с игрушками.
Большая машина; комплект кукол театра народной игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
2-я неделя
«Теремок» русская народная сказа
Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно.
Большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок».
3-я неделя
«Самолет» потешка
«Веселые музыканты» кукольный театр
Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.
Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежонок. зайчик, козочка, кошка..
4-я неделя
«Шла собачка» русская народная потешка.
«Петух» русская народная считалка
Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка»
Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь.
МАЙ
1-я неделя
«Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка
Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость,
Деревянный гре6ень для расчёсывания волос. Мягкая игрушка: лиса,
2-я неделя
«Кто в домике живёт?» кукольный спектакль
Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?»
Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.
Напольная плоскостная избушка. Мягкие игрушки: медведь, медведица, два медвежонка.
3-я неделя
«Не вари кашу круту» Русская народная потешка
Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком». Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол.
Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком».
4-я неделя
Анализ театрально-игровой деятельности детей
Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года
- Ожидаемый результат:
- Обогащение активного и пассивного словаря детей;
- Знакомство детей с фольклором;
- Освоение детьми невербальных средств общения;
- Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
- Уверенность в себе, преодоление робости;
- Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
Заключение.
Программа позволяет сделать следующее заключение. Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.
Для того чтобы ребёнок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.
Программа позволяет доказать, что непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие речи и творческих способностей детей, на формирование личности ребенка в целом.
Библиографический список:
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997
2. Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.
3. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002.
4. .Бородич, А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001
5. Ушакова. О.С. Развитие связной речи
6. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-823796-1475389455.jpg)
Рабочая программа кружка "Забавушка"
Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные возможности. Фольклор - это и народная песенная лирика: песни, разные обряды, праздники (встреча Нового года, маслен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815179-1473848197.jpg)
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....