рабочая программа кружка Забавушка
материал (младшая группа)

Косогорова Татьяна Сергеевна

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zabavushka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. 

Актуальность кружка в том, что именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Ничто  так  не  способствует  формированию  и  развитию  личности,  её  творческой  активности,  как  обращение  к  народным  традициям,  народному  творчеству,  в  частности,  устному,  поскольку,  находясь  в  естественной  речевой  обстановке,  какой  является  для  ребенка  его  родной  язык,  он  легко,  без  особого  труда,  порой  интуитивно  осваивает  его.

Целенаправленное  и  систематическое  использование  произведений  устного  народного  творчества  в  детском  саду  позволяет  заложить  фундамент  психофизического  благополучия  ребенка,  определяющий  успешность  его  общего  развития  в  дошкольный   период  детства.

 В дошкольном возрасте, как известно, ведущей деятельностью является игра, именно поэтому ребенку так нравятся сказки, которые погружают его в интересный, полный приключений и волшебства мир. Довольно часто в своих играх дети проигрывают и обыгрывают сюжеты сказок, примеряя на себя роли главных героев. В целом же сказка способствует адекватному восприятию ребенком окружающего мира, что отражается и в его речевой деятельности.

Использования малых форм народного жанра позволяет ребенку почувствовать все богатство русского языка, понять красоту родной речи, приобщиться к культуре, научиться излагать свои мысли, а так же способствует развитию образной речи и расширению активного словаря у детей дошкольного возраста. Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. У детей дошкольного возраста еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям фонематические трудности, совершенствуют их дикцию.

 С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.  

Цель - создание условий для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами произведений малых фольклорных форм.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;
  • Способствовать умению детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора;
  • Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
  • Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей;
  • Создать условия для развития интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям;
  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей;
  • Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы на основе приобщения к малым формам фольклора;
  • Создать условия для воспитания  интереса к малым жанрам фольклора;
  • Создать условия для воспитания нравственных качеств детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Возраст детей: от 2 до 4-х лет.

Учебная программа по кружковой работе «Забавушка» разработана в соответствии с Федеральными государственными  требованиями Госстандарта к воспитанию и обучению в детском саду, программой «Детство».

Занятия по кружковой деятельности «Забавушка» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в течение 20 минут. Всего 26 занятия в год.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год, в начале года - вводный, в конце года – итоговый, по методике М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.

Тематический план.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением.

Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.

Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.

2-я неделя

«Я умница – разумница» Русская народная потешка.

Разучивание русской народной потешки «Я умница - разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству.

Кукла Маша

3-я неделя

«Зайчик» чешская народная игра.

Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей.

Игрушка зайчик.

4-я неделя

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.

Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.

Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки.

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Коза – хлопота» Русская народная потешка.

Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.

Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка - коза

2-я неделя

«Деревьям по подарку» латышская народная песенка.

Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей.

Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку».

3-я неделя

«Я серый волк» Г.Науменко

Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Способствовать умению сочувствовать персонажу.

Шапочки-маски птичек по количеству детей.

4-я неделя

«Серенький козлик» Кукольный спектакль.

Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон

Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик».

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Машенька и рукавички». Кукольный спектакль.

Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову

Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.

2-я неделя

«Зайчишка – трусишка». Русская народная потешка

Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки.

3-я неделя

«Волчок – волчок» Русская народная потешка

Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Создать условия для формирования умение внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее.

Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка - волк, комплект перча - точных кукол к спектаклю «Гуси и волк».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Зайчик». Русская народная считалка.

«Прыг да скок» Русская народная игра

Вызывать интерес к театрально - игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.

Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.

2-я неделя

«Лиса» Русская народная попевка

Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.

Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количеству детей.

3-я неделя

«Три медведя» Настольный театр

Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».

перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».

4-я неделя

«Бабушкины забавушки»

Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.

Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.

МАРТ

1-я неделя

«Топ – Топ» Кабардино – балкарская песенка.

«Мамины помощники» настольный театр.

Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога. Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца. Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога.

Настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю «Мамины помощники».

2-я неделя

«Зайчик» Русская народная потешка

«Прокати, лошадка, нас!» песенка

Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании.

Резиновые куклы: сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика.

3-я неделя

«Маша и медведь» настольный театр

Приобщать к игре, обучая звукоподражанию. Создать условия для формирования умение понимать содержание сказки, разыгранной педагогом. Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь».

4-я неделя

«Шарик мой голубой» песенка

Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.

Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Мышка в чашечке зеленой» польская детская песенка

«Медведь» русская народная потешка

Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с игрушками.

Большая машина; комплект кукол театра народной игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

2-я неделя

«Теремок» русская народная сказа

Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно.

Большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок».

3-я неделя

«Самолет» потешка

«Веселые музыканты» кукольный театр

Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежонок. зайчик, козочка, кошка..

4-я неделя

«Шла собачка» русская народная потешка.

«Петух» русская народная считалка

Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка»

Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь.

МАЙ

1-я неделя

«Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка

Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость,

Деревянный гре6ень для расчёсывания волос. Мягкая игрушка: лиса,

2-я неделя

«Кто в домике живёт?» кукольный спектакль

Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?»

Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.

Напольная плоскостная избушка. Мягкие игрушки: медведь, медведица, два медвежонка.

3-я неделя

«Не вари кашу круту» Русская народная потешка

Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком». Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол.

Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком».

4-я неделя

Анализ театрально-игровой деятельности детей

Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года

  • Ожидаемый результат:
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • Знакомство детей  с фольклором;
  • Освоение детьми  невербальных средств общения;
  • Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
  • Уверенность  в себе, преодоление  робости;
  • Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

Заключение.

Программа  позволяет сделать следующее заключение. Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребёнок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

Программа  позволяет доказать, что непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие  речи и творческих способностей детей, на формирование личности ребенка в целом.

Библиографический список:

1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997

2. Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.

3. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002.

4. .Бородич, А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001

5. Ушакова. О.С. Развитие связной речи

6. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Забавушка"

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные возможности. Фольклор - это и народная песенная лирика: песни, разные обряды, праздники (встреча Нового года, маслен...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....