Роль игры в достижении ориентиров.
учебно-методический материал

Кузнецова Ирина Владимировна

Данный материал может быть использован педагогом ДОУ для выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_dostizhenii_orientirov.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в достижении целевых ориентиров

дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра - основа полноценного развития ребенка, условие реализации ФГОС дошкольного образования.

Требования Стандарта к результатам освоения Основной Образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Согласно пункту 2.7. ФГОС ДО

Игра является сквозным механизмом развития ребенка посредством которой регулируется содержание пяти образовательных областей:

  • "Социально-коммуникативное развитие";
  • "Познавательное развитие";
  • "Речевое развитие";
  • "Художественно-эстетическое развитие";
  • "Физическое развитие".

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями программы, это отражено в стандарте дошкольного образования в пункте 2.7.

 С точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972, Д.Б. Элькопин, 1978) истинная игра, как присущая человеческому виду деятельность, это сюжетно-ролевая игра, происходящая в воображаемой ситуации, где играющие принимают роли и взаимодействуют в рамках некоторого сценария.

К такой зрелой игровой деятельности дети становятся способны лишь в дошкольном возрасте.

К.Д. Ушинский указывал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так же он придавал большое значение совместным играм, так как в них закладываются первые общественные отношения.

Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки.

Игра - это необходимая форма деятельности ребенка, отвечающая его природе и склонностям. Я.А. Коменская рассматривала игру как условие радостного детства и как средства всестороннего гармоничного развития ребенка.

Игра предназначена для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В процессе игр идет совершенствование психических процессов: восприятие, сообразительность, умственная активность, внимание. Формируется умение подчиняться правилам, ведь именно от точности соблюдения правил зависит результат игры. В результате игры формируется произвольное поведение, организованность.

Учитывая значимость игры для детей, воспитатель именно через нее подводит ребенка к становлению целевых ориентиров дошкольного детства

Что же включают в себя целевые ориентиры:

  • Инициативность и самостоятельность (ребенок способен самостоятельно выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы)
  • Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов мирным путем)
  • Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
  • Развитые творческие способности, развитая устная речь
  • Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
  • Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Все эти личностные характеристики ребенок на протяжении дошкольного возраста приобретает в ведущем виде деятельности - в игре

Существует несколько классификаций игр:

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

обучающие (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические); досуговые игры (игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

самостоятельные игры (игра-экспериментирование);

сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (традиционные или народные).

Рассмотрим влияние различных видов игр на формирование у дошкольников умений, навыков, качеств личности, на становление целевых ориентиров.

Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организационное поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель - сформировывать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, - обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы.

В играх-драматизациях у детей воспитываются выразительность движений и речи, воображение, фантазия, творческая самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. У детей совершенствуются внимание, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности.

Творческие игры формируют у детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне её, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Этот вид игр обогащает социальный опыт детей, способствует воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, прежде всего, в речевой.

  Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Постройки из строительного материала также вплетаются в ход игры. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.

Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Ребенок, выполняя эти правила, незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями, у детей складывается желание и первоначальное умение учиться.

Таким образом, именно игра позволяет реализовывать целевые ориентиры ФГОС, которые предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок   развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольни...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...