Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Занимательное путешествие в царство воды»
план-конспект занятия

Богомолова  Танзиля Тимербулатовна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности  «Занимательное путешествие в царство воды»

 

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:

 Образовательные: уточнять представления детей о значении воды в жизни человека, в природе; познакомить с основными свойствами воды (текучесть, без запаха, цвета, вкуса, растворитель).

Развивающие: развивать интерес к окружающей среде; развивать речь, как средство общения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде; чередовать деятельность детей, избегать усталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности  «Занимательное путешествие в царство воды»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:

 Образовательные: уточнять представления детей о значении воды в жизни человека, в природе; познакомить с основными свойствами воды (текучесть, без запаха, цвета, вкуса, растворитель).

Развивающие: развивать интерес к окружающей среде; развивать речь, как средство общения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде; чередовать деятельность детей, избегать усталости.

Оборудование: глобус, запись журчание воды и водопада, материал для экспериментов: стаканчики с водой, молоком, ложки, цветные полоски, сахар, салфетки.

Ход НОД

Организационный момент «Приветствие»
Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают),
Здравствуй воздух, (руки в стороны)
Здравствуй вода, (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю (глобус)


Воспитатель: Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус - уменьшенная модель планеты Земля. Давайте рассмотрим глобус. Скажите, что обозначает желтый цвет на глобусе?
Дети: горы, пустыни.
Воспитатель: А что обозначают зеленым цветом? (ответы детей: леса).

А что обозначает синий цвет на глобусе? (реки, моря, океаны)
Правильно. А скажите реки, моря, океаны, озера - это капля чего?

(звучит запись «Звуки воды»)
Воспитатель: Что вы слышите? Действительно, это звуки воды. Ребята, а вода- это хорошо или плохо.
Игра «Хорошо – плохо»
Дети: Хорошо: вода нужна растениям, животным, птицам, рыбам, человеку, чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения. Плохо: наводнение, сильный дождь.
Воспитатель: Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.
Воспитатель: И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды. И узнаем волшебные свойства воды. Для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не мешать друг другу, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились? Одеваем фартуки и шапочки.

Опыт 1. Текучесть воды (демонстрирует воспитатель).
Воспитатель: У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). - Когда человек использует это свойство? Дети: Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну.

Опыт 2. Прозрачность воды.
Воспитатель: У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите цветную полоску и спрячьте её за стакан с молоком, а другую цветную полоску за стакан с водой.
- За стаканом с молоком полоска видна? (Нет) - А за стаканом с водой? (Да видна) - А почему её видно?
Дети: Потому что вода прозрачна.

Опыт 3. Вода без запаха. (коллективная работа)
Воспитатель: Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать? У меня стакан накрытый салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (мандарины). Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха.

Опыт 4. Вода без вкуса.
Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные). А лимон, какой на вкус? (Кислый)
Попробуйте воду, она сладкая? Кислая? Солёная? Может вода горькая?
Дети: вода безвкусная. Воспитатель: Когда человек использует это свойство? Дети: Когда готовит пищу.

Опыт 5. Вода-растворитель. (коллективная работа)
Воспитатель: Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Виден сахар? (Да) а теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром? (Ответы детей) Сахар растворился? А что его растворило? Дети: Это вода. Вывод: Вода-растворитель. Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д.) 

Опыт 7. «Вода может изменять цвет».
У вас в штативе стоят 2 пробирки с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.
Ещё раз закрепляем с детьми свойства воды.

Воспитатель: Дети, закройте глаза и представьте, что станет на планете Земля, если в природе исчезнет вода? Дети: нечего будет пить, погибнут растения, животные, всё живое на земле. Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы этого не случилось? Дети: Воду надо беречь, не загрязнять, плотно закрывать кран с водой, не засорять ручейки, реки и озёра. Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
Фокус №2 «Чудо - пузыри»
Воспитатель : Этот фокус вам покажут наши гости. Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Рефлексия. 
Ребята, понравилось вам наше занятие? Где мы с вами побывали? О чём мы говорили? Что получилось сделать? Чем понравилось заниматься?

Воспитатель: Дети, я вижу у вас очень хорошее настроение. Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри. В следующий раз мы поговорим о воздухе.

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности «Занимательное путешествие в царство воды»

Вашему вниманию было представлено познавательно-исследовательская деятельность. На образовательной деятельности (далее ОД) присутствовало 6 детей (3 девочки, 3 мальчика). Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.                                                                                                                 Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:                                                                                                                Образовательные: уточнять представления детей о значении воды в жизни человека, в природе; познакомить с основными свойствами воды (текучесть, без запаха, цвета, вкуса, растворитель); систематизировать знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ.                                    Развивающие: развивать интерес к окружающей среде; развивать речь, как средство общения.                                                                                             Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде; чередовать деятельность детей, избегать усталости.

Для проведения данной ОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен материал: глобус, запись журчание воды и водопада, материал для экспериментов: стаканчики с водой, молоком, ложки, цветные полоски, сахар, салфетки.

ОД осуществлялась в соответствии с конспектомКонспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Санитарные требования к проведению ОД соответствовали нормам Сан ПИН. В группе перед ОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время ОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (30 минут). Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование деятельности.

Структура ОД выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно - образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающиеразвивающие и воспитательные задачи решались в единстве.

 Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс: интонирование речи, игровые ситуации. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера (Почему, Какая какие, и т. д.,). В процессе образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложении.

Во время ОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом».

Таким образом, цели и задачи, поставленные на ОД – достигнуты.

Я удовлетворена участием детей в ОД. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.


Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте фартуки и шапочки.
Воспитатель: У Водяного есть водопад и он с удовольствием нам его покажет. Давайте немного отдохнём.
Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
Фокус №2 «Чудо - пузыри»
Воспитатель : Этот фокус вам покажет мама ребёнка. Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.
 Песня «Радость маме подарю», музыка и слова В.Шестаковой
Воспитатель: Дети, я вижу у вас очень хорошее настроение. Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри. В следующий раз мы поговорим о воздухе.

Список литературы
1.Ефанова З.А. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.
2.Ушакова О.С.. Занятие по развитию речи для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
3.Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.- ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
4.ДыбинаО.В.,Рахманова.Н.П,Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002
5.Качанова И.А. Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2011
6.Менщикова Л.Н Экспериментальная деятельность детей 4-6лет.Волгоград: Учитель,2009
7.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Разноцветная вода»

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить занятие по познавательной деятельности с  детьми  младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная вода»

Представляю Вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию с водой с детьми 3-4 лет...