Консультация "Проблема правовой культуры родителей в ДОУ."
консультация

Склярова Наталия Вадимовна

Проблема правовой культуры родителей в ДОУ.

Актуальность. В последнее время мы, педагоги, всё чаще сталкиваемся с проблемой некомпетентности родителей в некоторых правовых вопросах, касающихся воспитания детей. Можно привести массу примеров, когда родитель приходит забирать ребёнка в нетрезвом виде, считая, что такое состояние является нормальным, и начинает доказывать воспитателю, что он прав и ему должны отдать ребенка. Иногда родители присылают в детский сад старших, но еще несовершеннолетних детей, которые не могут нести какую-либо ответственность за своих сестер и братьев, из-за чего возникает конфликтная ситуация с педагогом. Эти случаи указывают на недостаточное осознание общей ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, а также непонимание того, что это приводит к нарушению прав ребенка.

Наблюдения в течение последних лет за общением родителей с детьми, сюжетными и ролевыми играми детей в саду, изучение психологических особенностей детей позволяют сделать следующие выводы: в воспитательной практике родителей применяются телесные наказания, угрозы, запугивания, проявляется чрезмерная строгость. Большинство родителей не придают значения переживаниям детей, связанным с их наказаниями и нарушением прав. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространённое явление. В тоже время, жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, психическое здоровье и развитие личности.

С точки зрения правовых отношений родители несут первоочередную ответственность за воспитание детей, они являются полноправными участниками педагогического процесса, а все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать и направлять их воспитательную деятельность. Значит, одним из важных аспектов деятельности ДОУ является сотрудничество с родителями в вопросах правовой защиты детей. Для организации такой работы необходимо изучение уровня развития правовой культуры родителей, что и является целью данного исследования. Достижение поставленной цели в исследовании правовой культуры родителей ДОУ предполагает решение следующих задач:

  • оценка актуальности правовых отношений и соблюдения прав ребенка в ДОУ для родителей дошкольников;
  • определение уровня правовой информированности родителей, как законных представителей своих детей, о защите их прав в образовательном учреждении и в семье, о правовых отношениях субъектов образовательного процесса в ДОУ в целом;
  • выделение значимых для родителей прав детей дошкольного возраста;
  • выявление случаев физического наказания и жестокого обращения с детьми в семье;
  • изучение осведомлённости родителей об организациях, занимающихся вопросами защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

Что представляет собой понятие правовая культура как объект исследования?

 Правовая культура – чрезвычайно ёмкое понятие и выступает как разновидность общей культуры, которая отражает характер и степень правового развития личности. Правовая культура начинается с элементарных представлений о правах человека в обществе, об основных принципах правового поведения, о законности и правопорядке. Ряд авторов (Певцова Е.А., Сальников, Алексеев С.С., Корчагин В.Н., Косырев В.П,) рассматривает правовую культуру как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, в отношении к материальным и духовным ценностям общества», как «знание, умение применять и сознательно выполнять требования права в процессе жизнедеятельности человека». В нашем исследовании предметом изучения является правовая культура родителей детей – воспитанников ДОУ. Анализ и обобщение материалов научной литературы позволяет выделить в структуре правовой культуры следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивный (правовые знания и правовое мышление);
  • поведенческий (правовые умения, навыки правового поведения в ситуациях правового значения);
  • эмоционально-чувственный (положительное эмоциональное отношение и уважение прав и законодательной основы правовых отношений субъектов образовательного процесса);
  •  нравственный (понимание, осознание ценности и значимости правовых отношений в жизни ребенка);
  •  волевой (осознание ответственности за защиту и соблюдение прав ребенка в его жизни);

Чтобы выяснить насколько родители владеют правовой культурой и как они относятся к вопросу соблюдения и защиты прав своего ребёнка в практической части исследования была разработана анкета и проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 родителей. Анализ результатов анкетирования показал, что:

- только 15% родителей знакомы с «Конвенцией прав ребёнка»;

40% считают проблему прав детей в городе или стране актуальной;

90% респондентов признают право детей на защиту, здоровье, игру, помощь взрослого. Права детей распределились по количеству выборов у респондентов в следующем порядке: на здоровье, на игру, на защиту и помощь взрослого;

 

- мнения по вопросу «Кто должен защищать права ребёнка?» разделились на следующие группы: 48% возлагают ответственность на государство и самих родителей, 9% - только на родителей, т.е. только родители могут отстаивать и защищать права ребёнка, 5% утверждают, что защищать права ребёнка должно только государство, 38% уверены, что защитой прав занимаются все инстанции, включая полицию. Таким образом, 57% родителей подтвердили свою ответственность за соблюдение прав детей.

 

- по вопросу «Что для вас означает словосочетание «счастливое детство» 86% родителей ответили: полная семья. Следовательно, большинство родителей осознают важнейшее значение семьи в жизни ребенка. Небольшая часть родителей (8%) связывает благополучие своих детей с удовлетворением их потребностей в игрушках, одежде, продуктах питания, компьютере. 6% родителей возрастной категории 26-30 лет проигнорировали данный вопрос. Однако никто из родителей не рассматривает благополучие ребенка в контексте его психологической и правовой защищенности, даже отвечая на вопросы анкеты с указанной тематикой.

- нас, как педагогов порадовали ответы на вопрос о соблюдении прав ребёнка в детском саду: 100% родителей ответили положительно;

 

- на вопрос «Знает ли ваш ребёнок границы дозволенного поведения?» ответы родителей разделились поровну: «да» или «не задумываются об этом». Только один родитель признает, что его ребёнок не знает границ дозволенного в поведении. Данный вопрос был направлен на определение того, задумываются ли родители о правовом воспитании своих детей. Соответственно для половины родителей этот вопрос не актуален.

 

- следующий вопрос о физических наказаниях многих родителей заставил задуматься над ответом, но на наш взгляд, не отражает истинного отношения к применению физических наказаний. Только один человек признался, что физическое наказание в отношении ребёнка присутствует постоянно. Не приемлют этот вид наказания 35% родителей, 65% - указали, что применяют физическое наказание в отдельных случаях. Анализ ответов показывает, что преобладающее количество родителей прибегают к физическому наказанию, и вынуждает их пойти на крайнюю меру конкретная ситуация, редко особенность характера либо бессилие в воздействии на ребёнка;

 

- вопрос «Какие меры пресечения используются в случае нарушения ребёнком принятых в вашей семье границ и правил?» 87% опрашиваемых повышают голос, проводят разъяснительные беседы. 12% - ограничивают в пространстве, движении, просмотре мультфильмов и телепередач, сладостях, компьютерных играх. 1% - ставит в угол.

 

- только 58% родителей смогли ответить на вопрос «Какие права у вашего ребёнка в семье?». Самыми многочисленными из ответов были: право на жизнь – 9 человек, на удовлетворение физиологических потребностей в еде, одежде, доме – 7 человек, право на имя – 6 человек. Остальные ответы: право на защиту и на любовь, право высказывать своё мнение, право на здоровье прозвучали по одному разу. Это указывает на низкую оценку родителями важнейших прав детей, связанных с их психологическим благополучием и личностным развитием.

         - на вопрос «Можно ли считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка?» мнения разделились на три части: 37% родителей уверены, что это нарушение, 30% - не считают занятость родителей нарушением прав своих детей, а оставшиеся 33% не знают ответ на этот вопрос. Мы расцениваем эти данные как показатель низкой значимости, недостаточности осознания ответственности родителей за воспитание детей.

        

51% - затруднились ответить на вопрос «куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию», что свидетельствует об отсутствии у родителей достаточных знаний о способах обеспечения и защиты прав детей;

Таким образом, исходя из результатов практического исследования методом анкетирования можно сделать вывод о необходимости формирования и развития правовой культуры родителей в ДОУ.  Поэтому основные усилия педагогов должны быть направлены на решение следующих задач:

  • повышение уровня правовой культуры педагогического коллектива;
  • ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами;
  • вооружение родителей необходимыми правовыми знаниями;
  • формирование и повышение ответственности родителей за соблюдение и защиту прав детей в воспитательном процессе в ДОУ и в семье;

 

Список литературы:

  1. Боер В.М. «Правовая информированность и формирование правовой культуры личности», СП., 1993г, с. 14.
  2. Борисова О. В. «Правовое образование дошкольников. Ребёнок в детском саду» М., 2002г.
  3. Венгеров А.Б. «Теория государства и права» М., 2000г., с.321
  4. Ершова Л.А. «Правовая культура должностных лиц и пути её формирования», М., 1991г., с.125.
  5. Корчагин В. Н, Косырев В. П. Правовая культура личности: сущность, структура, технология формирования // Вестник МГУКИ. 2015. №5 (67).
  6. Материалы международного форума «Права ребёнка и эффективного взаимодействия государственно- общественных институтов в их защите» Тара 2014г., с. 166-167.
  7.  Певцова Е.А. «Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков». М., 2003г.
  8. 8.Чупров В.И., Зубок Ю.А. «Правовая культура молодёжи в ракурсе трансформационных стратегий. Социологические исследования. М., 2006г., №6, с. 39-40

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_pravovoy_kultury_roditeley_v_dou_1.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема правовой культуры родителей в ДОУ Студенты: Склярова Н. В., Лебедева Н . Г., 2 курс, педагогический институт « Психолого-педагогическое образование »; Профиль : «Психология и педагогика дошкольного образования », бакалавриат; форма обучения – заочная. Доклад подготовлен под руководством старшего преподавателя: Кваша И. Н .

Слайд 2

ПРАВА РЕБЁНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Слайд 3

Телесные наказания Некомпетентность в правовых вопросах Недостаточное осознание общей ответственности родителей Низкая правовая культура

Слайд 4

Родители несут первоочередную ответственность за воспитание детей, они являются полноправными участниками педагогического процесса.

Слайд 5

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЬ - изучение уровня развития правовой культуры родителей ЗАДАЧИ оценка актуальности правовых отношений и соблюдения прав ребенка в ДОУ для родителей дошкольников; определение уровня правовой информированности родителей, как законных представителей своих детей, о защите их прав в образовательном учреждении и в семье, о правовых отношениях субъектов образовательного процесса в ДОУ в целом; выявление наиболее значимых для родителей прав детей дошкольного возраста; выявление случаев физического наказания и жестокого обращения с детьми; изучение осведомлённости родителей об организациях, занимающихся вопросами защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

Слайд 6

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - выступает как разновидность общей культуры, отражает характер и степень правового развития личности; - начинается с элементарных представлений о правах человека в обществе, об основных принципах правового поведения, о законности и правопорядке.

Слайд 7

«- это совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, в отношении к материальным и духовным ценностям общества ». Певцова Е.А. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА и культура личности «- это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям ». Сальников В.П. Культура личности - «это знание, умение применять и сознательно выполнять требования права в процессе жизнедеятельности человека»

Слайд 8

КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Когнитивный компонент – это правовые знания и правовое мышление; Поведенческий компонент – это правовые умения, навыки правового поведения в ситуациях правового значения; Эмоционально-чувственный компонент – это положительное эмоциональное отношение и уважение прав и законодательной основы правовых отношений субъектов образовательного процесса; Нравственный компонент – это понимание, осознание ценности и значимости правовых отношений в жизни ребенка; Волевой компонент - это осознание ответственности за защиту и соблюдение прав ребенка в его жизни.

Слайд 9

1 .Ваш возраст 20-25 лет 26-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 40 лет и старше 2 . Количество детей в семье один двое трое более 3. Считаете ли вы проблему прав ребёнка в нашей стране и в городе актуальной? Да Нет 4 . Знакомы ли вы с «Конвенцией о правах ребёнка»? Да Нет 5. Какие права, на ваш взгляд, имеют дети? На защиту На здоровье На семью На игру На помощь Все вышеперечисленное 6. Кто должен защищать права ребенка? Государство Образовательное учреждение Родители/опекуны Полиция 7. Какой из перечисленных пунктов вы считаете нарушением прав ребёнка: Ограничение в свободе движений Пребывание несколько часов без родителей дома Применение родительской силы 8 . Что для вас означает словосочетание «счастливое детство»? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ

Слайд 10

9. Соблюдаются ли права ребёнка в детском саду? Да. Нет 10. Хотели бы вы воспитывать своих детей так как воспитывали вас? Да Нет 11. Знает ли ваш ребенок границы дозволенного поведения? Да Нет Не задумывался об этом 12. Существует ли для вашего ребёнка физическое наказание в случае нарушения этих границ или правил? Да В отдельных случаях Неприемлемо ни при каких обстоятельствах 13. Какие меры пресечения используются вами в случае нарушения ребёнком принятых в вашей семье границ и правил? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Что вынуждает вас использовать жёсткие меры воспитательного воздействия? Конкретная ситуация Особенность вашего характера (вспыльчивость, раздражительность) Бессилие, незнание другого способа воздействия на ребёнка 15. Какие права у вашего ребёнка в семье? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 16. Какие права имеет ваш ребёнок в детском саду? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 17. Можно ли считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка? Да Нет Не знаю 18. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию? Да Нет Участие в анкетировании приняло 50 человек: родители средних и старших групп

Слайд 11

Анализ результатов анкетирования только 15% родителей знакомы с «Конвенцией прав ребёнка»; 40% считают проблему прав детей в городе или стране актуальной;

Слайд 12

90% респондентов признают право детей на защиту, здоровье, игру, помощь взрослого. Права детей распределились по количеству в следующем порядке: на здоровье, на игру, на защиту и помощь взрослого;

Слайд 13

57 % родителей подтвердили свою ответственность за соблюдение прав детей.

Слайд 18

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ формирование и повышение ответственности родителей за соблюдение и защиту прав детей в воспитательном процессе в ДОУ и в семье; повышение уровня правовой культуры педагогического коллектива; ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами; вооружение родителей необходимыми правовыми знаниями;

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

ЦеЦель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских...

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

Цель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских с...

Семинар для педагогов "Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"

Изложен опыт построения системы работы в ДОУ по формированию правовой культуры дошкольников и их родителей....

Консультация для родителей «Толерантность и правовая культура дошкольников»

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе м...

Проблема правовой культуры родителей в ДОУ (анализ анкетирования)

С точки зрения правовых отношений родители несут первоочередную ответственность за воспитание детей, они являются полноправными участниками педагогического процесса, а все другие социальные институты ...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....