Методики изучения наглядно-действенного мышления
методическая разработка

Пачулия Екатерина Сергеевна

выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль), состояние моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_izucheniya_naglyadno.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методики изучения наглядно-действенного мышления

Складывание пирамидки.

Цель: выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль), состояние моторики.

Возраст: средний возраст от 1.5-5 лет
Оборудование: пирамидка с кольцами одного цвета и пирамидка с разноцветными кольцами.
Инструкция: перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Дается задание: «Собери пирамидку». Если ребенок делает это безошибочно, предлагают вторую пирамидку с кольцами разного цвета. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо. Дай синее кольцо. Какого цвета самое большое кольцо, самое маленькое?» 
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. С 4 лет дети собирают пирамидку с учетом величины колец, однако могут примеривать, прикладывать кольца с целью сравнения. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец.
Дети с задержкой психического развития выполняют задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками. Проявляют интерес и понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
Дети умственно отсталые с 3-4 лет проявляют интерес к игрушке (пирамидке), но не к заданию. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию, им необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. Как правило, у этих детей наблюдается неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев.

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простоеманипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостаткахпсихического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигур...

Методика изучения наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.  В среднем дошкольном возрасте наиболее характер...

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ​ ​ НАГЛЯДНО - ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ​

Методики изучения наглядно-действенного мышления При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, г...