3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")
учебно-методический материал (младшая группа)

Алёхина Нина Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1. Информационная карта проекта25.95 КБ
Файл 2. Конспект организованной образовательной деятельности "Рассказываем сказку "Репка"450.39 КБ
Файл 3. Беседа по сказке "Курочка Ряба" (с использованием театра Бибабо и элементами художественного творчества)212.63 КБ
Файл 4. Беседа по сказке «Колобок» с элементами пересказа (с демонстрацией на фланелеграфе)100.78 КБ
Файл 5. Сюжетно-ролевые игры "В гости к сказкам", "Поможем сказке"474.54 КБ
Файл 6. Лэпбук по русским народным сказкам71.62 КБ
Файл 7. Подборка пословиц и поговорок про сказки11.12 КБ
Файл 8. Анкета для родителей "Как говорит ваш ребенок"14.52 КБ
Файл 9. Рекомендации для родителей по развитию речи детей 3-4 лет в условиях семьи.110.74 КБ
Файл 10. Мастер-класс для родителей «Домашний театр» (изготовление кукол для настольного театра).999.2 КБ
Файл 11. Конспект НОД "Домики для поросят" (аппликация)133.85 КБ
Файл 12. Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей»104.88 КБ
Файл 13. Артикуляционная гимнастика для второй младшей группы145.76 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта: «Развитие речи младших дошкольников через сказку»

Творческое название: «Волшебница Сказка»

Продолжительность проекта: краткосрочный, 08.10.2018-19.10.2018

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1.  Развивать речевую активность у детей.
  2.  Способствовать общему совершенствованию  речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
  3.  Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
  4.  Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1 этап - подготовительный .

  1. Выбор темы проекта.
  2. Создание группы для реализации проекта.
  3. Определение цели и задачи.
  4. Составление плана работы.
  5. Подбор литературы, изготовление атрибутов.
  6. Составление списков информационных источников, справочников, методической литературы, художественной литературы.
  7. Подготовка компонентов для создания лэпбука.
  8.  Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.
  9. Определение времени работы над проектом
  10. Подборка Интернет-ресурсов, сохранение ссылок.

 

2 этап - практический  (основной)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов приемов по развитию речи младших дошкольников через сказку.

Понедельник:

  • Анкетирование родителей «Как говорит Ваш ребенок»
  • Рассматривание иллюстраций по сказкам и последующая беседа. ( выделить героев, определить их характер).
  • Изготовление  декораций и атрибутов  для показа сказки «Репка».
  • Сюжетно – ролевая игра: « В гости к сказкам».
  • Отгадывание загадок по мотивам сказок.

Вторник:

  • Организованная образовательная деятельность «Рассказываем сказку «Репка».
  • Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Репка».
  • Круглый стол с родителями «Создаем лэпбук по сказкам».
  • Крылатые выражения из сказок.

Среда:

  • Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).
  • Пластический этюд «Мышка-норушка»,
  • Беседа по сказке «Курочка Ряба»
  • Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию  (лепка) «Петушок и Курочка».
  • Создание страниц лэпбука по сказкам «Репка» и «Курочка Ряба».

Четверг:

  • Сюжетно – ролевая игра « Поможем сказке».
  • Беседа по сказке «Колобок» с элементами пересказа (с демонстрацией на фланелеграфе)
  • Артикуляционная гимнастика  «Лошадка».
  • Создание страницы лэпбука по сказке «Колобок»
  • Дидактическая игра «Узнай сказку.

      Пятница:

  • Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Три поросенка»
  • Создание страницы лэпбука по сказке «Три поросенка»
  • Пластический этюд   «Гусь сердитый».
  • Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
  • Мастер - класс для родителей «Домашний театр» (изготовление кукол для настольного театра).
  • Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (объемная аппликация) «Домики для поросят»

 

 

 

Заключительный этап.

 

1.Оформление результатов работы в виде интегрированной НОД «Показ сказки «Репка на новый лад».

2. Оформление лэпбука

Обобщение результатов работы.

3. Изготовление семейной книги «Наши любимые сказки».

4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

    Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

     Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей   через сказки.

     Сказки – самые любимые литературные произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку  должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших  детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

         Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но  в  ее содержании  всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

         Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке  все самое доброе и вечное.

         Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

         Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

         Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

 В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализация проекта будет способствовать:

- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

- социально – эмоциональному развитию детей;

- включению родителей в педагогический процесс.

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Активизируется словарь младших дошкольников.
  2. Наблюдается ускорение темпов развития связной речи.
  3. Развитие продуктивной деятельности.
  4. Появление у детей интереса к играм-драматизациям.
  5. Родители оценили влияние сказок на речь ребенка.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Конспект организованной образовательной деятельности в группе № 6

для детей с 3 до 4 лет

«Рассказываем сказку «Репка»

C:\Users\0000\Desktop\Нина\фото игровая деятельность\SAM_3479.JPG

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

Цели занятия.
Воспитательные —формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет звукоподрожаний( ав-ав, мяу), употреблять в речи имена существительные ( кошка , собака), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. 
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки; развивать зрительную память .

http://picstons.ru/img/picture/Apr/15/42cec5cb9bd53602b130fe4c909fb8a1/3.jpg

Оснащение:
- фигурки героев сказки из настольного театра;

- сюжетная картинка;

- предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака , кошка, мышка.

Ход открытого просмотра. 
1. Организационный момент. Ребята, вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку « Репка». Но сначала я вам ее покажу. Дети рассматривают репу( листья зеленые, круглая, вкусная, сочная, в ней много витаминов, полезная, цвет).

А теперь, ребята, кто ее знает пусть мне поможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту,  одновременно выставляя фигурки  соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя.  Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова ( « дед», « бабка» ,» ав-ав», « мяу» , «пи-пи», « о!» - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить репку). 
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех. 
Кто идет за дедом?
Кто идет за бабкой? 
Кто идет за внучкой? Кто идет за Жучкой? Кто идет за кошкой? Кто идет последним?

Предложить детям поиграть в игр « Да- нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить : « Это мышка?» ( Да). Показать картинку с  собакой и спросить « Это мышка?». ( Нет) « Это кошка? )( Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Предложите  детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите  их закрыть глазки, а самим  в этот момент убрать  одну фигурку. Попросите ребят  внимательно посмотреть на фигурки. Спросить: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Физкультминутка. Сейчас мы с вами тоже посадим репку.

( Дети наклоняются и « сажают» зернышко .)

Покажите какая большая – пребольшая у вас выросла репка.

( Дети встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).

Игра повторяется несколько раз.

http://www.playcast.ru/uploads/2016/11/05/20423348.png

6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребятам  поиграть в игру « Кто сначала, кто потом». Предложить  рассмотреть  сюжетную картинку « Репка» и ответить на вопросы.

Кто стоит  впереди всех?

Кто стоит перед бабкой?

Кто стоит перед мышкой? и.т.д.

Кто стоит последним?

  1. Развитие мышления. Предложите ребятам отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.
  1. Маленькая, серенькая

Живет в норке,

Любит корки.( Мышка).

  1. Громко лает,

В дом не пускает. ( Собака).

 3.  Маленькая, пушистенькая .

Очень любит молоко (кошка).

8.  Развитие грамматики.  Показать детям предметные картинки. Предложить показать где что лежит( помидор, огурец, репка, 

Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?

9.  Подведение итогов открытого просмотра.. Похвала  в адрес детей.

 



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Беседа по сказке «Курочка Ряба»

(с использованием театра Бибабо и элементами художественного творчества)

C:\Users\0000\Desktop\Нина\проекты\сказка и речь\6a23f876a05c4a08cf9bb705b21648f9.jpg

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

Программное содержание:

  1. Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания).
  2. Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - нарисовать для них простые  (белые) яйца.
  3. Закреплять умение правильно держать кисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисовать округлые формы. Закреплять знание белого цвета.

Пособия:
Бибабо-театр бабушка и дедушка, курочка, 0,5 листа жёлтого цвета, гуашь белая и жёлтая, кисти на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки вне занятий, беседа с детьми о вежливых словах, индивидуальная работа по рисованию, рассматривание яиц: жёлтого(золотых) и белого (простых) цвета.
Методические приёмы:
Беседа по сказке, проговаривание отдельных фраз, радоваться за оказанную помощь героям сказки.
Ход беседы:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики. В центре стоит ширма с приготовленными игрушками.
Воспитатель
- Здравствуйте дети!
Дети (хоровой и индивидуальный ответы) 
- Здравствуйте!
Воспитатель
- Сегодня я вас приглашаю в театр посмотреть сказку "Курочка Ряба". А вы знаете как надо вести себя в театре?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы): 
- Да! Тихо сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель
- Правильно, ребятки! А тетерь похлопайте в ладоши и сказка начнётся.
Дети хлопают в ладоши. Воспитатель садится за ширму и надевает на руки куклы бибабо.
Воспитатель
- Жила-была семья: бабушка, дедушка и курочка Ряба. Семья жила дружно, друг друга любили и заботились. Дедушка с бабушкой заботились о курочке, кормили её, гладили. А курочка Ряба несла им яйца. Но однажды снесла яйцо не простое, а….
Дети (хоровой и индивидуальный ответы): 
- Золотое!
Воспитатель
- Да, вот , беда! Пробегала мышка …
Дети ( хор. и индивид. ответы): 
- Хвостиком махнула.
Воспитатель
- Да и разбила его. Плачут дедушка с бабушкой, плачет курочка Ряба- жалко ей яйца своего. И не знают что делать. Что же делать, ребятки? Как утешить их?
Дети (хор. и индивид. ответы): 
- Пожалеть, погладить.
Воспитатель
- Давайте мы скажем им: «Не плачьте, пожалуйста, мы вам поможем».
Дети произносят хором или индивидуально.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат листы бумаги, кисти, краски и предлагает детям нарисовать на жёлтом листе яйцо простое(белое), выбирая краску.
После рисования показать свои рисунки и подарить их героям сказки.
Куклы( дедушка, бабушка, курочка): 
- Спасибо, дорогие ребятки! Вы помогли нашей семье. Нам снова весело. До свидания.
Дети (хор. и индивид. ответы):
-До свидания!

Итог:
Побеседовать с детьми об их семьях. Детский сад - это тоже большая семья, мы живём дружно. И всем желаем жить дружно и беречь свои семьи.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Беседа по сказке «Колобок» с элементами пересказа (с демонстрацией на фланелеграфе)

в группе для детей с 3 до 4 лет № 6

http://www.tapenik.ru/dizain_skazka/skazka_17.png

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

Программное содержание.

  1. Учить детей ориентироваться во времени. Знакомить с понятиями "сейчас", "сначала", "потом", "после".
  2. Развивать речь, зрительное внимание, память.
  3. Развивать мелкую моторику.

 Материал.

Фланелеграф с театром "Колобок", карточки к сказке "Колобок", пластилин

Ход

  1. Беседа по сказке с элементами пересказа (сопровождается демонстрацией действия сказки на фланелеграфе). Педагог задает вопросы, помогает с ответами. (С чего начинается сказка? Что бабушка сделала после того, как испекла Колобок? Покатился Колобок в лес, и кого он встретил сначала? Что сказал зайчик Колобку? Что ответил ему Колобок? Давайте вместе споем песенку Колобка. Кого он встретил потом, после зайки? (Так же про всех героев.) Кого он встретил последним?).
  2. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок».  Посмотрите, какая сказка нарисована на карточках. Разложите карточки по порядку, что было сначала, а что потом. Какую карточку мы положим сначала? Что случилось потом? Кого Колобок встретил раньше — зайца или волка? (Дети выкладывают карточки.) Какую карточку ты положил первой? Что было потом?
  3. Лепка "Колобок".

Педагог. Давайте с вами слепим красивого круглого румяного колобка из пластилина.



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Сюжетно - ролевые  игры

« В гости к сказкам», « Поможем сказке»

C:\Users\0000\Desktop\Нина\фото театрализация музыка\SAM_3422.JPG

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

«В гости к сказкам».

Задачи: развивать интерес к сказкам, налаживать контакт  в совместной игре, развернуть сюжет,  обогащать    словарь, развивать речь детей.

Роли.                                  Ролевые действия.

Шофер.                               Ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.

Пассажиры.                        Покупает билет, сидит, соблюдает правила.

Герои из сказок.                 Приветствуют гостей, ведут диалог.

Воспитатель.                      Дает указания, контролирует действия детей.

 

 «Поможем сказке»

 

Задачи: беречь книги, помогать налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать  словарь, развивать речь детей.

 

Роли.                                  Ролевые действия.

Книги – сказки.                  Жалуются, что дети вырывают из них листочки, кидают.

Дети.                                 Оказывают помощь, « лечат» книги.

Воспитатель.                     Дает указания, контролирует действия детей.



Предварительный просмотр:

C:\Users\0000\Desktop\Нина\проекты\сказка и речь\лепбук.jpg



Предварительный просмотр:

Подборка пословиц и поговорок про сказки.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Не красны сказки письмом, а красны смыслом.

Красна сказка складом, а песня — ладом.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Не складна сказка письмом, складна вымыслом.

Сказка — складка, а песня — быль.



Предварительный просмотр:

Анкета «Как говорит Ваш ребенок»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.


1. . Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

2. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

4. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

5. Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо). __________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)


7. Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

8. В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

9. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?



10. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

12. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

13. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

14 .Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Рекомендации для родителей

по развитию речи  

детей 3-4 лет в условиях семьи.

C:\Users\0000\Desktop\Нина\фото педагогические сообщества\IMG-20190920-WA0042.jpg

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то, а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные

стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На четвертом году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи

малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В

таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.



Предварительный просмотр:

,

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

центр развития ребенка - детский сад № 4 «Рябинка»

Мастер-класс для родителей

«Домашний театр»

(изготовление кукол для настольного театра).

C:\Users\0000\Desktop\Нина\фото игровая деятельность\IMG-20191205-WA0001.jpg

Подготовила и провела:

 воспитатель Н.С. Алёхина

Октябрь, 2018г.

                                           

Цели:

  • Приобщать родителей к театрализованной деятельности.
  • Способствовать повышению педагогической культуры родителей.
  • Содействовать сплочению родительского коллектива.
  • Побудить родителей создавать куклы для театра совместно с детьми своими руками.       

 

        Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство малышей с различными моделями поведения.  Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.

        В игре ребенок  развивается, умнеет, развиваются память, речь, художественное воображение; корректируется поведение детей, развиваются сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет

он жизненной тропой.

Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. С каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. С ней дети сразу начинают разговаривать и играть: отвечают на вопросы, идут за куклой, здороваются с ней и прощаются, укладывают спать, танцуют, бегают и т.д. 

Это игра!!! Но, какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем интереснее игра. А особенно если эта игрушка сделана своими руками с помощью взрослого.         Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

        И, сделанная своими руками игрушка, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Я хочу рассказать, как можно сделать кукольный театр своими руками. Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек и игр. Но, во-первых эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, приносят больше пользы в любом отношении.(дети заняты, общение с родителями, моторика рук, фантазия, воображение и т.д.) Изготовить театральных героев очень просто. Вот вам несколько подсказок.

1.Театр на стаканчиках из- под йогурта и пластиковых стаканчиках. В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из под творожка и йогурта емкости.Они подходят в качестве подставочек для ваших героев.E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5218.JPG

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5212.JPG

          2.Театр на сд-дисках. Наверняка в доме найдутся диски, которые уже не нужны, а выкинуть жалко. Можно из них сделать героев мультфильмов и сказок.

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5233.JPG

       3.  Театр на пластмассовых ложках. Из одноразовых ложек получаются забавные зверушки. Вместе с малышом можно изготовить разных сказочных героев.

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5221.JPG

     4.Театр на бумажных тарелках. У каждой мамы на кухне найдутся одноразовые картонные тарелки. Придумайте с ребенком поделку и займитесь творчеством. можно сделать и льва. и обезьяну, и даже весёлых кукол.E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5227.JPG

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5224.JPG

5.Театр на рулонах туалетной бумаги. Рулончики от туалетной бумаги - очень ценный материал для творческих мам и их детей. Посмотрите, каких героев можно сделать, имея немного времени и подручных средств. 

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5211.JPG

6.Театр на капсулах от киндера. У ребенка остается много капсул от киндеров. Можно и им найти применение в нашем театре.

E:\Фооотки\Артур в садике\Новая папка\IMG_5222.JPG

7. Театр на пальчиках перчаток.  От резиновой перчатки отрезаются пальчики, выворачиваются наизнанку, и теперь можно творить. Рисуем вместе с ребенком все, что вам захочется, любую сказку. Развиваем, фантазию, творчество, мелкую моторику.

http://cs629301.vk.me/v629301023/a5bf6/gKp7mQo5el8.jpghttp://cs302102.userapi.com/u93277543/-14/x_aa2ffd2a.jpg

teatr-iz-bumagi4

Как устроить кукольный театр дома?

Вопреки всем известному выражению, домашний кукольный театр начинается с разрешения детям пошалить. Если папа и мама не очень строгие, позволяют устроить в доме маленький бардак (иногда), значит, разыграть представление с куклами-актерами обязательно получится!

Это так здорово, когда в семье царит атмосфера творчества! Часто у взрослых только с появлением собственных детей проявляются такие таланты, о которых они раньше и не подозревали. Например, родители открывают в себе способности актера, певца, кукловода. А еще – портного, способного сшить за каких-то час-полтора практически без выкроек симпатичных петушков, колобков, мышек, кошек и других сказочных существ, с которыми детям очень нравится делать постановки в домашнем кукольном театре.

Кстати, уважаемые родители, кукольный театр дома – это сплошная выгода. Пока дети будут увлечены представлением с куклами, у вас появится отличная возможность заняться своими делами, которые всегда откладывали.

Сцена и декорации своими руками за 5 минут.
Сюжет для постановки выбрать просто. На первых порах, это может быть любимая сказка малыша, скажем, про репку или про золотую рыбку.

Нужно рассказать ребенку (если он еще не знает), что кукольный театр – это такое зрелище, в котором люди-кукловоды управляют за ширмой актерами-куклами. Ширму можно купить в магазине. Но сделать ее самим из подручных средств еще проще. Вариантов много, например, можно поступить так:

- натянуть веревку в широком дверном проеме и повесить на ней непрозрачную ткань. То же удобно проделать в комнате, закрепив веревку в двух противоположных углах помещения (если оно просторное);

- поставить в ряд 2-3 стула (сиденьями в сторону зрительного зала), гладильную доску или небольшой столик, тоже покрыв их тканью или простынкой;

- соорудить ширму из большой упаковочной коробки для мебели или бытовой техники. Соблюдайте технику безопасности, когда будете прорезать в ней отверстие-окошко! Такая ширма годится для совсем маленьких детей, взрослые вряд ли поместятся в коробке.

Декорации (солнышко, облака, домики, тропинки, деревья, цветы) можно вырезать из цветного картона или подобрать готовые рисунки у детей в альбоме, а потом наклеить их или закрепить булавками на ширме. Подойдут также живые веточки и цветы, принесенные с прогулки в качестве букета или гербария.

             Чем полезен для детей кукольный театр?
        Кукольный театр несет огромный позитив и для детей, и для взрослых, то есть для всей семьи. Во-первых, это возможность хорошо провести время вместе с детьми, лучше узнать детскую психологию. Ведь общая цель сближает! Родители во время репетиций показывают малышам, как работать в команде и действовать по обстоятельствам. Например, если в спектакле кто-то забывает слова, ему нужно помочь – подсказать роль или подменить на время.

          Во-вторых, у ребенка во время участия в кукольных представлениях происходит активное развитие речи и эмоций. Спектакли способствуют развитию памяти, постановке правильной речи, декламации. Теперь точно никто из родственников или детских врачей не будет упрекать вас, что малыш невнятно говорит!

         В-третьих, как раньше было сказано, кукольный театр – это один из способов заняться рукоделием вместе с детьми, развивать эстетический вкус, фантазировать и практиковать свои умения в пошиве самодельных кукол и костюмов. Глядишь, воспитаете будущего модельера-декоратора.

         В-четвертых, в вашем доме не будет места для скуки. На спектакли можно приглашать бабушек и дедушек, соседей, друзей ребенка из садика или школы. В день рождения спектакль или кукольное шоу станет для гостей гвоздем программы!



Предварительный просмотр:

АОУ № 4 «Рябинка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

в группе для детей с 3 до 4 лет № 6.
Тема: «Домики для поросят»

C:\Users\0000\Desktop\Нина\фото художественное творчество\IMG-20191107-WA0009.jpg

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

Воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

г. Долгопрудный

Октябрь, 2018 год.

Цель: Изготовление аппликации«Домик трём поросятам»из цветной бумаги.

Задачи:

- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;

- закреплять названия геометрических фигур: квадрат большой, квадрат маленький, треугольник большой, треугольник маленький;

- различать и называть цвета геометрических фигур;

- называть героев сказки: (Ниф-ниф, Нaф-наф, Нуф-нуф,);

- побуждать детей к проявлению заботы о героях сказки;

- формировать умение детей выкладывать готовые детали «дома» самостоятельно и последовательно их наклеивать.

Оборудование: образец аппликации «Домиков для поросят»;заготовки деталей: квадраты (2шт.) желтый и коричневый, треугольники (2 шт.) желтый и коричневый, квадраты маленькие (2 шт.) зеленые, тучки; листы бумаги, клеенка, клей, тряпочки, влажные салфетки, Сказка: «Три поросенка».

Предварительная работа:

Чтение сказки: «Три поросенка», конструирование домиков из строительного материала, дидактическая игра «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке».


Ход занятия

Воспитатель с детьми входят в группу. На столе лежит конверт.

Воспитатель:Ребята посмотрите что это?

Дети: Это письмо.

Воспитатель: Кто же прислал нам его?

(Дети садятся на стульчики. Воспитатель открывает письмо.)

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто же прислал нам письмо (распечатывает письмо).

Письмо:«Дорогие ребята! Наступает зима. Волк сломал наши домики,  и теперь нам негде зимовать. Мы можем замерзнуть на улице. Помогите нам построить домик, чтобы нам было, где жить и прятаться от волка».

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, от кого пришла письмо?

Дети: От трех поросят

Воспитатель: Что случилось?

Дети: Волк сломал их домики.

Воспитатель: Что они просят у нас?

Дети: Построить новые домики.

Воспитатель: Поможем поросятам?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Ребята, а выпомните, как зовут поросят?

Дети: Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф.

Воспитатель: Правильно. А кто мне скажет, из чего был построен дом Ниф-нифa? И какого он цвета?

Дети: Из соломы, желтого цвета.

Воспитатель: А у Нуф-нуфа из чего был построен дом? И он какого цвета?

Дети: Из веток. Коричневого.

Воспитатель:А, Наф-наф из чего построил свой дом?И какого он цвета?

Дети:Из камней. Серого цвета.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы.Раз с поросятами такое случилось, давайте, поможем им построить новые домики.

Воспитатель: Сегодня мы с вами построим домики для поросят из геометрических фигур. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Какие это фигуры?

Дети: Большой квадрат, маленький квадрат итреугольник.

Воспитатель: Все верно. Если дом желтого цвета, то крыша дома какого будет цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Если дом коричневого цвета, то крыша дома какого будет цвета?

Дети: Коричневого

Воспитатель: Если дом серого цвета, то крыша дома какого будет цвета?

Дети: Серого.

Воспитатель: А где, мы расположим окно, чтобы поросята могли смотреть, нет ли волка поблизости?

Дети: В середине большого треугольника.

Подвижная игра «Три поросенка»

Дети (по трое) стоят вобручах (домики поросят). Условие: когда поросят трое и они находятся в домике, волк не может их тронуть

Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку: «мы маленькиепоросятки, по лесу гуляем, цветы собираем». Воспитатель объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!».

Все поросята должны занять свои домики. Заканчивается игра хороводом «Нам не страшен серый волк».

Воспитатель: А теперь мы будем строитьдома. Будьте внимательными и аккуратными. Дома должны быть, ровными и без щелей, чтобы поросята не замерзли. Вспоминайте, что мы  приклеиваем сначала, а что потом. Намазывать клеемнужно на всю деталь: и углы и стороны. А после прижать и сгладить тряпочкой.

Дети: выполняют строительства домов для трех поросят.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Кому мы сегодня помогли?

- Как зовут поросят?

- Кто сломал их домики?

- Как мы помогли поросятам?

Ой, ребятки, какие вы молодцы. Какие красивые и прочные дома у вас получились. Вы очень постарались. И теперь у наших поросят есть свои дома. Вы очень помогли им.



Предварительный просмотр:

АОУ № 4 «Рябинка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 до 4 ЛЕТ № 6:

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

C:\Users\0000\Desktop\Нина\проекты\сказка и речь\detsad-112008-1442114625.jpg

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

г. Долгопрудный

2018 год.

    Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

     «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово

помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ

— непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга

по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе

гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая

обиженных и слабых и наказывая злых.



Предварительный просмотр:

АОУ № 4 «Рябинка»

Артикуляционная гимнастикаhttp://detsad9ovz.ucoz.ru/2014-2015/2/hpezentazuu/2014-12-11_17.jpg

(вторая младшая группа)

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

г. Долгопрудный

Октябрь, 2018 год.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.        

      Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения  в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

В данной картотеке собраны разнообразные виды упражнений и игр для  артикуляции и дыхания.

Статические артикуляционные упражнения

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.

«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные упражнения

«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.

«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда язык  научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.

«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).

«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.

Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых) на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»; «Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место «задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости, терпению.

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание: Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах».

Игра «Фокус»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в ворота»

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в ворота»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воз душную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Погудим!»

Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Лодочки»

Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола.

Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Вертушка»

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол); деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка).

Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом и сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), и

ображая выходящий из шара воздух.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» - замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Лестница»

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

«Обезьянки»

 Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

«Пузырь»

 Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

«Котёнок»

 Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно)

Игры на дыхание

Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты. Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

 Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

 Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

 Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так жеречёвки на гласные звуки, например:

 Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

 Мышонок смеётся – и-и-и-и;

 Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

 Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

 Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

 Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Можно так же использовать следующие упражнения:

 1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)

 2. Вдох через нос, выдох через рот.

 3. Вдох через рот, выдох через нос.

 4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)

 5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

 6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

"Сказки оживают. Роль театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста ".

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...