Говорят, что дети сейчас не любят читать. Почему?
статья (подготовительная группа)

Тарасова Татьяна Викторовна

Говорят, что дети сейчас не любят читать. Почему? - эссе на тему "Дети и сказки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Говорят, что дети сейчас не любят читать. Почему?

Рождается ребенок…Его все любят, не отходят от него, ухаживают, кормят, поят, моют, гуляют с ним…  И разговаривают. Кто-то много, а кто-то мало ... И о разном. В процессе взросления ребенок знакомится с окружающим миром, усваивает правила и нормы поведения в обществе. Знакомится он и со сказкой.

Что такое сказка? Это рассказ, история, которая в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Сказки русские народные – это в первую очередь произведения искусства: живые, увлекательные, яркие, стирающее грань между реальностью и вымыслом. Этим они и близки детям, так как соответствует их психологическим особенностям. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.. А этого в сказках предостаточно. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,, о связи человека с природой, с предметным миром.Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воoбражение, и повышаются творческие возможности. В дошкольном возрасте ребенок всегда настолько сопереживает героям сказки, что у него получается отождествлять себя с героями, переживать за деда с бабкой, у которых разбилось яичко или за зайчика, которого выгнали из его избушки, или за девочку Машу, которая оказалась одна у медведя, и только её находчивость и смекалка помогли ей попасть домой.

Говоря о русской народной сказке, наверное, я допускаю ошибку, потому что сказка – это явление международное, распространенноё во всём мире. Сказка – это явление международное, универсальное, но, конечно, со своими национальными особенностями. Да, сказочные герои и события, с ними происходящие, перекликаются между собой  в сказках разных народов мира. Нужно сказать, что сказка как вид литературы,  явление бессмертное. Почему? Да потому, что содержит сказка некие вечные, постоянные ценности. Те самые Добро, Любовь, Дружба, Благородство, Свобода, Правда, Красота…  Кажется, что влияние сказки на людей никогда не должно ослабевать, посмотрите, как много в ней достоинств! Она поэтична, красива, душевна, детская наивность сочетается в ней  жизненностью и правдивостью. Сказка – это бесценный опыт многих и многих поколений наших предков, переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме.

Почему дети не любят читать?.. Да мы сами, взрослые, виноваты в этом! Мы, не читающие, смотрящие в экраны телевизоров, компьютеров, планшетов и телефонов! Происходит глобальный переход от сознания читателя и слушателя к сознанию зрителя. Это и проще – не надо думать, воображать, а только смотреть и воспринимать информацию часто в уже готовом виде. Не читая своему ребенку, многие родители упускают нечто очень важное в воспитании. Во время чтения вслух мы дарим детям ощущение тепла и покоя, оставляем в их душе ни с чем не сравнимые и незабываемые впечатления. Позже они превращаются в воспоминания о детстве. Эти воспоминания и становятся потом внутренним стержнем, помогающим человеку жить. Забывать об этом нельзя. Я очень надеюсь на то, что моя работа с детьми помогает и будет помогать им становиться добрее и мудрее.

Всё чаще мы становимся свидетелями серьёзных трудностей у детей в общении со сверстниками: нeумeниe нaхoдить пoдхoд к другому ребенку в своей среде, неумение поддерживать уже установленный контакт, видим мы и сложности в умении сопереживать, радоваться успеху другого, адекватно реагировать в любой сложившейся ситуации.

Среди целевых ориентиров внедрения ФГОС на этапе завершения дошкольного образования говорится о том, , что «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать мнение других и разрешать конфликты» (5, с.28).

Из этого следует, что решать проблему формирования дружеских взаимодействий следует как можно раньше в дошкольном детстве. Под дружескими отношениями мы будем понимать взаимоотношения эмоциональной привязанности и сопереживания.

В нашей стране в 50-70-е годы проблема  дружеских взаимоотношений исследовалась в работах Р. И. Жуковской,,, В. Г. Нечаевой, К. А. Климовой, Л. А. Пеньевской.  И сказки там рассматривались не только как воспитательный  и обрaзовательный материaл, но и как о педагогическое средство возникновения и развития дружeских отношeний. А великий русский писатель и педагог К. Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. И моими самыми большими помощниками в работе с детьми всегда были и остаются книги.

В детском саду читая разные сказки, авторские или народные,  мы с детьми всегда пытались почувствовать и осознать нравственную глубину сказок, раскрыть их воспитательный потенциал. Сказка должна способствовать общению. Для развития речи детей пробовали мы придумывать сначала эпизоды, а затем и иные, совсем новые сюжетные линии в уже известных сказках и с известными героями. Такая практика работы с сочинением своих авторских сказок с участием детей – это прежде всего работа детского воображения. Воображение – качество уникальное для каждого ребенка: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Когда дети сами придумывают какой-то эпизод сказки, они выступают в роли авторов-сказочников. Возникает обратная связь со сказкой: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. А если фантазируют несколько детей, то тут уже возникает связь между ними. Наша педагогическая задача по формированию дружеских отношений в данном случае может быть успешно реализована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Наши детишки любят читать книжки»

помощь воспитателю в организации книжного уголка в группе детского сада...

Как научить любить... читать?

Советы психологов, интересные идеи, как привить дошкольникам любовь к чтению....

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать".

В консультации "Как научить детей любить читать" приведены некоторые практические рекомендации для родителей, благодаря которым можно воспитать у детей любовь к чтению....

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать?"

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей....

Статья «Музыка в жизни младенца Вы вправе усомниться: а не рано ли говорить об этом сейчас?»

Влияние музыкотерапии на интелектуальное развитие ребёнка....

Почему дети не любят читать и способы вызывания интереса к чтению

Почему одни дети любят читать, а другие нет? Как мышление, образ жизни, личный пример влияют на способность к чтению? Что может помочь ребенку привить любовь к книге?  Об этом и другом данная ста...