Тематический день "Дует ветер ветерок"
методическая разработка (младшая группа)

Светлана Александровна Наумова

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. Тематический день «Дует ветер ветерок»  представляет собой один день из серии тематических дней в течении  года «День Воды»(проводиться зимой), День воздуха (проводится весной ), « День солнца» (проводится  летом).

  Данный тематический день направлен на формирование  первоначальных основ экологической культуры ,которые основаны на конкретных, представлениях о предметах и явлениях природы,  которые окружают малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_den_duet_veter.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ (3-4 ГОДА)

НА ТЕМУ:

« ДУЕТ ВЕТЕР ВЕТЕРОК»

Автор методической разработки:

Наумова Светлана Александровна

Санкт-Петербург 2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

   

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. Тематический день «Дует ветер ветерок»  представляет собой один день из серии тематических дней в течении  года «День Воды»(проводиться зимой), День воздуха (проводится весной ), « День солнца» (проводится  летом).

  Данный тематический день направлен на формирование  первоначальных основ экологической культуры ,которые основаны на конкретных, представлениях о предметах и явлениях природы,  которые окружают малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину,  силу , а также познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

    Мероприятие  представляет собой серию заданий объединенные  основной проблемой .

Что бы сoздать  эффeктивнyю систему экологического образования,  основанную на интегрированном подходе, реализовались разные виды деятельности ребенка: 

Учебно-игровая деятельность: исследования, экспериментирование; путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации

  • игры: дидактические, словесные, подвижные
  • труд;
  • музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

При проведении интегрированных занятий были учтены следующие факторы:

  • содержание программы ДОУ;
  • положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
  • выразительность и эмоциональность речи педагога;
  • возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
  • постановку проблемных задач;
  • обязательное использование наглядности;
  • постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
  • включение моментов самоконтроля и самооценки;

Формируя основу экологической культуры в условиях группы , была осуществлена интеграция  во всех образовательных областях, через различные формы работы.

  • Познавательное развитие, через эту  образовательную область  дети узнают свойства воздуха, ветра то, что они являются основными факторами жизни на Земле.
  • Социально-коммуникативное развитие: В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
  • Художественно-эстетическое развитие является очень важной. Составляющей развития гармоничной личности. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Формирование знаний детей на занятиях по изобразительной деятельности по экологии и культуре поведения в природе возможно при рассматривании репродукций картин, а игровые упражнения помогают закрепить знания об окружающем мире.
  • Речевое развитие: Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью. Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы. Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств.
  • Физическое развитие включает в себя  приобретение опыта в следующих видах поведения детей:

       - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких       физических качеств ,как координация и гибкость, ловкость.

-координация и гибкость,  развитию координации движений,

-крупной и мелкой моторики обеих рук,

    - правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

Цель мероприятия:

Сформировать у детей первоначальное представление о воздухе и  ветре, каким бывает ветер. Развивать познавательную активность детей. Познакомить детей с тем, что такое ветер(движение воздуха)Расширять представление дошкольников об особенностях проявления ветра(сила ветра и его  температурные свойства), и его влияние на окружающую среду.

Задачи :

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Познакомить детей со свойствами воздуха (с движением).Ввести понятие ветер ,как движение воздуха .Создать условия для понимания того, что ветер бывает разный ,по силе и температуре.

Дать возможность  детям самостоятельно проводить опыты и эксперименты, способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха -прозрачный, лёгкий; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас; расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте. Познакомить детей с опасностью , которую несет ветер для человека , сформировать простейшие правила безопасности при сильном ветре .

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать логической мышление, память, внимание, наблюдательность, умение высказывать свои предположения, мнения,  делать  простейшие выводы; развивать речь детей, активизировать их словарь прилагательными: воздух прозрачный, лёгкий. Развивать семейное творчество ,что  будет способствовать сотрудничеству семьи и детского сада

Воспитательные:

воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемые результаты:

Познакомить детей со свойствами воздуха  Дать понятие что движение воздуха –это ветер.. Сформировать  представления о силе ветра и его  температурных свойствах. Создать условия для понимания того, что ветер бывает разный ,по силе и температуре.

Развить  познавательную активность в процессе экспериментирования. Расширить активный словарь воспитанников. Расширить представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте. Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий

Материал: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, вертушка, зонтик с ленточками, воздушный шарик, дудка язычок(уди), кусочек ваты. Книжная выставка по теме «Ветер» Лепбук «Воздух» материалы для рисования: краски, кист, листы бумаги, ноутбук, музыкальные файлы с записью различных звуков ветра.

Воздушный шарик с лицом и в шляпке (ДядюшкаУх) .

Был проделан подготовительный этап

Наблюдение за ветром при помощи вертушек

-отгадывание загадок про ветер

-проведена работа с родителями на предмет изготовления творческих работ по теме «Ветер»

Тематический день:                              « ДУЕТ ВЕТЕР»               апрель   (вторник)

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции

УТРО

Образовательная деятельность в ходе  режимных моментов

Образовательная деятельность

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Утренняя гимнастика: комплекс№2 Цель: формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Гигиенические процедуры.

 Беседа: «Дыши со мной» Цель: познакомить детей с различными видами дыхания(медленное, плавное, прерывистое),развивать бережное отношение к своему здоровью.

Культура еды. Цель: формировать умение правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой; воспитывать культуру еды.

Музыкальное занятие по плану муз.работника. 

Познание : Знакомство с окружающим миром

Опытно –экспериментальная работа «Что внутри шарика» Цель: познакомить детей с понятием воздух, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас,  сделать выводы о том что воздух мы не видим,  не чувствуем,  не можем потрогать, воздух есть  внутри нас Мы им дышим, без него не возможна жизнь . Развитие активного словаря.

Речевая игра: «Сдуй шарик со стола»

Цель: развивать умение регулировать силу выдоха

Подвиж.игра: «Поймай шарик»Цель: развитие ловкости координации движений

Беседы с детьми с целью активизации общения; знакомство с КГН, ПБ. Индивд. работа.

вырабатывать умение производить двигать руками в право и лево имитируя движение воздуха и лево Алена В, Вероника И.

развитие умения составлять рассказ про воздух по серии картинок из лепбука.;

Иван С. Даня Х.

 Самостоятельная  деятельность в  специально - организованной среде: ВНЕСТИ Иллюстрации, картинки, фотоальбомы,  книжки-самоделки, настольные игры, художественная литература  по теме «Ветер.»    Игры с конструктором .

Материалы для рисования. По теме «Ветер -Ветерок Цель  развивать творческие способности, социально-коммуникативные навыки, логическое мышление, внимание, координацию движений рук и мелкую моторику; воспитание интереса и любви к творчеству. Настольные игры

Игры по выбору детей

 Прогулка : « Наблюдение за ветром» Цель: Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный. развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию; формировать первичные представления об объектах окружающего мира. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья (ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются) .Обогащать словарный запас и развивать образное мышление.

Экспериментирование «Поиграем с ветерком»Цель: обнаружение движения воздуха (ветра) в природе.Ход эксперимента: дать каждому ребёнку маленький кусочек ваты, предложить подбросить его вверх и понаблюдать за ним: если падает вниз, то ветра нет; если полетел вверх или в сторону, то ветер есть. Подвижная игра: «Ветер и  ветерки»Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.(Воспитатель – ветер – выполняет движения: ходьба и бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т.д.Ветерки – дети – должны выполнять все движения в точности).

Игры по выбору детей с выносным материалом.

Труд: Трудовые поручения: сбор веток на участке. Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки, воспитание аккуратности, бережливости, трудолюбия

ВЕЧЕР

Образовательная деятельность в ходе  режимных моментов

Комплекс закаливающих процедур: Бодрящая гимнастика под музыку. 

«Лети, лети  лепесток.»

Гигиенические процедуры.

Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Ветер»  »Цель: воспитывать умение слушать стихи ,следить за развитием действия .Способствовать формирования интереса к книгам. Развивать познавательные процессы(память , внимания, воображение)

Игра малой подвижности «Пузырь» Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Коллективная работа «Ветер, ветер ,ветерок» Использование не традиционных техник рисования  «Рисуем пальчиком»Цель: развитие творческих способностей,, социально –коммуникативных навыков,координацию движения рук и мелкую моторику.Воспитание интереса и любви к творчеству.

Совместная деятельность детей в центрах развития: Сюжетно-ролевая игра «Полет на воздушном шаре».Цель: закреплять знания детей о воздушном транспорте, Способствовать формированию и закреплению навыков игровой деятельности. 

Игры по желанию детей.

Прогулка: Наблюдение за деревьями и ветром. Цель: создание условий для наблюдения за ветром при помощи деревьев и кустарников, развивать умение устанавливать первично-следственных и временных связей.(дует ветер ветки качаются) Обратить внимание на опасность при сильном ветре (могут упасть ветки и т.п.)

 Подвижная игра «Ветер и листочки». Цель: развивать  у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. упражнять в умении передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Развивать внимание; способствовать развитию речи детей. Воспитывать интерес к коллективным играм.

Самостоятельная деятельность детей :  игры с выносным материалом.

Игры по выбору детей с выносным материалом.

Труд: «Уберём игрушки на место». Цель: воспитание аккуратности, бережливости, трудолюбия

Взаимодействие с родителями:  

Стенд:  развиваемся играя; учимся наблюдать; давайте почитаем; игры на прогулке»,  Консультации «Учите детей любить природу», «Что такое свежий воздух»

Папки –передвижки:«Весна» Игры с ребенком. Физическое воспитание. «Детский дорожно-транспортный травматизм» Опасность на водоемах весной . Десять советов родителям. Беседы консультации по запросам родителей.

Благодарность за участие в изготовлении творческих работ по теме «Дует ветер , ветерок»

Список литературы .

Источники.

1.ФГОС

2.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском... nashaucheba.ru…алябьева…тематические…недели…саду

3.Картотека (младшая группа) по теме: Комплексы... nsportal.ru

4.Экологическое воспитание детей младшего... kladraz.ru

5.Игра «Ветер и листочки» | Социальная сеть работников... nsportal.ruuser/927259…igra-veter-i-listochki




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Ветер, ветер, ветерок

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы...

Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г

Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности...

Тематическая прогулка в старшей группе "Ветер-ветерок"

Тематическая прогулка в старшей группе "Ветер-ветерок"...