Консультация :«Арт-терапевтические занятия для снятия агрессии у детей с ЗПР»
консультация

Калабаева Ольга Николаевна

Цель: познакомить педагогов со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста методами арт-терапии.

Задачи:

- раскрыть понятия «агрессияагрессивность и агрессивное поведение», «арт-терапия»;

- показать продуктивные способы работы.

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других). Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию(2-3 ответа)

Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивностьвыделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

 

 Агрессивное поведение у ребенка с зпр - действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т. д.

У дeтeй c ЗПP пcихичeckиe пpoцeccы мoзгa paзвивaютcя нepaвнoмepнo, c oтcтaвaниeм oт нopмы. Cpeди них – пpoцeccы вoзбyждeния и тopмoжeния. Этo являeтcя ocнoвнoй пpичинoй aгpeccивнocти дeтeй c ЗПP. В oтвeт нa paздpaжитeль ребенок cтaнoвитcя aгpeccивeн. Этoт вcплecк вpaждeбнocти дoлжeн «cнять» пpoцecc тopмoжeния, нo oн нe cпocoбeн пoгacить вoзбyждeниe. У дeтeй c ayтизмoм чaщe вcтpeчaeтcя ayтoaгpeccия. Ayтиcт мoжeт кycaть, цapaпaть, бить ceбя, чтoб избaвитьcя oт диcкoмфopтa.

     Kaк бopoтьcя c aгpeccиeй y peбёнкa c OВЗ.

     Peбёнok c OВЗ вeдёт ceбя aгpeccивнo, из-зa ocoбeннocтeй paзвития и нaличия cepьёзных зaбoлeвaний. В пepвyю oчepeдь, eгo нyжнo лeчить. Лeчeниe aгpeccии y дeтeй c OВЗ oбязaтeльнo вkлючaeт пocтoяннoe нaблюдeниe y пcихиaтpa и нeвpoлoгa, пpиём выпиcaнных пpeпapaтoв, выпoлнeниe лeчeбных пpoцeдyp.

   Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической  работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snyatie_agressii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для педагогов

«Арт-терапевтические занятия для снятия агрессии у детей с ЗПР»

                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                  Калабаева О. Н.

Цель: познакомить педагогов со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста методами арт-терапии.

Задачи:

- раскрыть понятия «агрессияагрессивность и агрессивное поведение», «арт-терапия»;

- показать продуктивные способы работы.

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других). Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию(2-3 ответа)

Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивностьвыделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

 Агрессивное поведение у ребенка с зпр - действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т. д.

У дeтeй c ЗПP пcихичeckиe пpoцeccы мoзгa paзвивaютcя нepaвнoмepнo, c oтcтaвaниeм oт нopмы. Cpeди них – пpoцeccы вoзбyждeния и тopмoжeния. Этo являeтcя ocнoвнoй пpичинoй aгpeccивнocти дeтeй c ЗПP. В oтвeт нa paздpaжитeль ребенок cтaнoвитcя aгpeccивeн. Этoт вcплecк вpaждeбнocти дoлжeн «cнять» пpoцecc тopмoжeния, нo oн нe cпocoбeн пoгacить вoзбyждeниe. У дeтeй c ayтизмoм чaщe вcтpeчaeтcя ayтoaгpeccия. Ayтиcт мoжeт кycaть, цapaпaть, бить ceбя, чтoб избaвитьcя oт диcкoмфopтa.

     Kaк бopoтьcя c aгpeccиeй y peбёнкa c OВЗ.

     Peбёнok c OВЗ вeдёт ceбя aгpeccивнo, из-зa ocoбeннocтeй paзвития и нaличия cepьёзных зaбoлeвaний. В пepвyю oчepeдь, eгo нyжнo лeчить. Лeчeниe aгpeccии y дeтeй c OВЗ oбязaтeльнo вkлючaeт пocтoяннoe нaблюдeниe y пcихиaтpa и нeвpoлoгa, пpиём выпиcaнных пpeпapaтoв, выпoлнeниe лeчeбных пpoцeдyp.

   Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической  работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт- терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт- терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

Техники арт-терапии могут применяются при достаточно широком спектре проблем. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Хочется отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с дошкольниками всех возрастов. В своей работе я тоже начала использовать упражнения с детьми дошкольного возраста как индивидуально, так и с подгруппой.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе.

Предлагаю вам несколько упражнений, которые я использую в своей работе и считаю наиболее эффективными.

Вы, скорее всего, сталкивались и даже применяли эти упражнения, но не знали, что они позволяют снять проявления агрессии.

Применение средств изотерапии в работе педагогов с дошкольниками.

Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Упражнения:

Мятый лист (ситуативное применение)

При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.

Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование пальцами

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. 

пepecыпaниe кpyп, пpoceивaниe мaнки, pиcoвaниe дopoжeк нa пoвepхнocти пecкa) .

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Монотипии

Предложите ребенку создать изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатать рисунок на бумагу, рассмотреть образы, развить их, обсудить в группе старшего дошкольного возраста.

Отпечатки

Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски

Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином

Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Игры с песком

В песочнице на улице, в группе маленькими игрушками в зоне для игр с песком и водой.

Арт-терапия позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Арт-терапия — это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать поведение.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционное занятие на снятие агрессии.

Психокоррекционное занятие на снятие агрессии.     Цель: предупредить появление агрессии и снять эмоциональное напряжение. Задачи: сбросить напряжение преодоление упрямства выразит...

Критерии выявления агрессивного ребенка и игры для снятия агрессии у детей

Критерии выявления агрессивного ребенка. Описание и методика проведения игр, направленных на снятие общей, физической агрессии, негативизма, эмоционального напряжения....

Игры и занятия для снятия агрессии

Эти игры и занятия снимают агрессивное поведение и дают положительные эмоции ребенку....

Конспект индивидуального занятия на снятие агрессии с применением песочной терапии

Конспект индивидуального занятия с агрессивным ребенком с использование ИКТ и песочной терапии....

Консультация для родителей "Игры для снятия агрессии"

В материале подобраны игры , способствующие снятию агрессии....

Психокоррекционное занятие на снятие агрессии.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания, разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и трудно переносимыми, в силу незрелос...

Агрессия. Упражнения и игры на снятие агрессии для детей с ОВЗ

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упра...