"Формы работы в период адаптации ребенка к ДОУ"
статья (младшая группа)

Борзило Лилия Вениаминовна

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу педагогов и специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений  здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в период адаптации. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы развивать педагогическую компетентность родителей, знакомить их с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_v_period_adaptatsii.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями в период адаптации.

      Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании.

       Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу педагогов и специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений  здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в период адаптации. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы развивать педагогическую компетентность родителей, знакомить их с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании. Помогать семье,  находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

        Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима профессиональная помощь семье,  комплексный подход к решению проблемы адаптации.

      Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. От родителей требуются значительные усилия, чтобы укрепить  собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства ребенка. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И наша задача привлекать  родителей к сотрудничеству, заинтересовывать родителей и вовлекать их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»,  через всевозможные методы и приемы.

        Наряду с традиционными формами работы – беседы, родительские собрания, анкетирование, я стараюсь применять новые современные возможности, включая   и ИКТ:

  • оформление «родительских уголков»,  
  • информационных стендов,
  • наглядных консультаций,
  • памятки,
  • буклеты,
  • мини – журналы,
  • написание сочинений мой ребенок.
  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
  • почта доверия        
  • журналы,  информирующие родителей о различных аспектах развития детей.
  • мультимедийных презентаций,
  • размещение информации на сайте ДОУ

       Все разработки адаптированы как для использования в условиях группового, так и индивидуального консультирования.

    Помимо демонстрационно-дидактическими разработками активно использую в работе фото- и видеокамеру, цифровые ресурсы которые использую потом для проведения групповых родительских мероприятий в форме клуба,  совместной проектно - исследовательской деятельности.  Работа клуба  «Молодая семья» выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком, а также наладить взаимоотношения семьи и педагогов ДОУ.    

ЦЕЛЬ работы клуба «Молодая семья»:

    Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ  и  установление  доверительных отношений  между семьей и педагогами,  повышение педагогической  культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста и осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

ЗАДАЧИ:

  • Привлечение родителей к совместному взаимодействию с педагогами и специалистами ДОУ, для укрепления  партнерских  отношений   с семьей, объединить усилия для развития и воспитания детей,  создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Знакомить родителей с возрастными особенностями своих детей, повышать их уровень знаний, а так же  понимание  родителями собственного ребенка об особенностях  и закономерностях  его развития,  об индивидуальных качествах своих детей;
  • Формировать способность устанавливать и развивать отношения с ребенком на основе партнерства и сотрудничества,  обучать навыкам  адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • Формировать способности вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком,  укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
  • Учить рефлексии;
  • Познакомить с различными методами и приемами, играми, упражнениями  в обучении детей;
  • Оказывать   помощь  родителям по  вопросам  сохранения и укрепления здоровья детей, а так же здоровья  самих родителей.

Работа клуба охватывает несколько направлений:

  • Консультационная работа;
  • Профилактическая работа;
  • Развивающая работа;
  • Диагностическая работа.

       Посещая мероприятия клуба, родители начинают видеть те особенности, которые в обыденной, жизни часто ускользают от их внимания. Они становятся,   более  сочувственны к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Родители по – другому  начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости  своих детей,  учатся сотрудничать с ребенком и вместе  что – то создавать  - пока в игре, а впоследствии в деле.  Здесь отрабатываются, навыки общения, научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи. Просматривание фрагментов организованной и самостоятельной детской деятельности, сопровождаемое комментариями воспитателей, специалистов, не только расширяет представления родителей о своих детях, но и сближает их, формируя сплоченный детско-родительский коллектив. Данная  работа проводится регулярно, носит систематический характер, что дает заметный вклад в согласование представлений, позиций и действий родителей и педагогов как участников образовательного пространства.

       Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

       Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

       Наблюдая за родителями и анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила несколько  проблемных областей во время адаптации ребенка к ДОУ:

  • неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
  • родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад;
  • родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
  • многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
  • родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
  • родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

       Целенаправленная подготовка родителей и педагогов ДОУ дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям  это проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;

  • повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах;
  • увеличение  количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;
  • возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
  • увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях;

       Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему на благо.

       Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

       От качества целенаправленной совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положительных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Использованная литература:

  1. Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
  2. Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  3. Заводчикова О.Г.'' Адаптация ребёнка в детском саду :взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи :пособие для воспитателей ''. – М.: Просвещение.2007. – 79 с.
  4. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа , психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с.
  5. Русаков А.С. '' Адаптация ребёнка к детскому саду . Советы педагогам и родителям :Сборник . ''  - СПб.: Речь , Образовательные проекты ;М.:Сфера, 2010.- 128 с.
  6. Лапшина Т.В., Соловьева И.А. Анализ инновационной работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность дошкольного учреждения. // Инновационная работа образовательных учреждений Ивановской области. Сборник научных материалов. Выпуск 2. –Шуя: ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду».

На сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

ОПЫТ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Актуальность темы. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается  на психическом и ...

"Театрализация как эффективная форма работы в период адаптации"

Цель: Создание благоприятного микроклимата, сближение родителей и педагогов для успешной адаптации детей через совместную театрализованную деятельность....

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»...

Новые формы и методы работы в период адаптации. Консультация

Чтобы адаптация детей к детскому саду прошла безболезненно, в августе проведите интернет-марафон для их мам и пап. Организуйте его в социальных сетях, чтобы охватить максималь...

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...