Портфолио как часть индивидуального маршрута дошкольника.
статья

Сергеева Ольга Васильевна

В статье обсуждаеются разные виды портфолио и их использвоание в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио как часть образовательного маршрута дошкольника.

Одна из технологий, которая поможет воспитателю в осуществлении индивидуального подхода к детям, это технология портфолио.

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д. )
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.

Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д. )

Портфолио можно разделить на несколько видов.

Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Используя сервис «Облако» или Диск в электронной почте, воспитатель создает на каждого ребенка папку. В этой папке могут быть разные разделы, например, «Моя семья», «Мои друзья», «Мои путешествия», «Мой домашний питомец», «Мои успехи» и т.п. Эти разделы заполняются фотографиями, видеозаписями и т.п. Затем для каждой папки создается QR код с помощью генератора (это можно сделать, набрав в поисковике «генератор QR»), для того, чтобы родители могли видеть папку своего ребенка.

Портфолио - раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас».

Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать, как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

В портфолио можно предложить следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно

разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

  • Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
  • Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка.

Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Алгоритм работы над портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

Определить структуру портфолио: количество, название рубрик. Презентация портфолио.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человека.

В ГБДОУ детском саду № 31 Петродворцового района воспитатели ведут по два портфолио на каждого ребенка. Демонстрационный портфолио может посмотреть каждый желающий, они выставлены в раздевалках групп. Это большие папки, в которых собраны рисунки, аппликации, дипломы ребенка, рабочие листы и т.п. В этих папках хранится то, что ребенок хочет показать всем. Такую папку удобно в конце учебного года отдать родителям.

У индивидуального порфолио иные цели. Эти папки хранятся у воспитателей, индивидуальную папку ребенка может увидеть только его родители (законные представили), а также допущенные к личным делам ребенка сотрудники ДОУ. Это портфолио имеет свою структуру:

  1. Личные данные ребенка и паспорт его семьи:

ФИО ребенка

Дата рождения

Дата поступления в ДОУ

Адрес проживания

Адрес регистрации по месту

жительства

Сведения о семье:

ФИО

отец

мать

братья

сестры

Год рождения

Образование

Место работы (учебы)

Телефон

Адрес эл.почты

Дополнительные сведения:

  1. Тетрадь (или листы) наблюдений за ребенком.

Воспитатель может выбрать, в какой форме ему удобнее вести записи наблюдений за детьми. Некоторые пишут в произвольной форме, другие используют готовые, например:

Форма записи эпизодов наблюдений

Ребенок         

Дата наблюдения:

Время:          

Воспитатель         

Место:         

Наблюдаемые действия, поведение ребенка

Выводы:          

  1. Журнал наблюдения и оценки развития ребенка.
  2. План индивидуальной работы с ребенком.
  3. Анкеты и опросники, которые воспитатели считают необходимыми.
  4. Лист адаптации.
  5. Индивидуальный анализ заболеваемости.
  6. Доверенности от родителей на право забирать детей другим лицам, а также постановления суда при определении опеки и другие документы (например, ИПРА, заключения ТМППК для детей с ОВЗ)

В индивидуальные папки также воспитатели помещают работы детей, которые показывают их особые достижения, важные для конкретного ребенка. Например, Ване удалось заштриховать круг, не выходя за пределы контура. Воспитатель отмечает это, ставит дату на рабочем листе и вкладывает его копию в индивидуальное портфолио.

Индивидуальное портфолио воспитатели используют при выстраивании индивидуального маршрута ребенка. Очень помогают эти сведения при работе с родителями. Их используют для выстраивания диалога с семьями , при индивидуальных консультациях. Если в детском саду есть специалисты (психолог, логопед, дефектолог), то результаты их обследований также хранятся в индивидуальных портфолио

Литература:

Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала дошкольной образовательной организации с детьми // Детский сад: теория и практика, № 10, 2017.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.; Общ. ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.

Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

Реброва В.И. Поддержка детской инициативы и самостоятельности- актуальная задача для современного педагога // Детский сад будущего – галерея творческих проектов, № 6, 2016

Файзуллаева Е.Д. Варианты направленности педагога на взаимодействие с детьми// Детский сад: теория и практика, № 10, 2017. Список литературы:

Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. Интернет-источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625179/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут ребенкаСборник информации  о семье, диагностике , достижениях воспитанника....

Презентация " Портфолио,как формирование индивидуальных способностей дошкольника"

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества как в стенах детского сада, так и в учр...

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (Приложение)Основное направление развивающей, коррекционной работыЦели и задачи развивающей, коррекционной работыМетоды и средства развивающей, корре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Индивидуальный маршрут дошкольника

Консультация для педагогических работников детских садов...

"Индивидуальный маршрут дошкольника"

консультация для воспитателей...