Рабочая программа кружка «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»
материал (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»
Воспитатель:Григорьева Н.И.
Название образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Росинка»
Пояснительная записка
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции.
Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.
Данная программа рассчитана на два учебных года для работы с детьми 4-6 лет, содержание программы реализуется через образовательную область «Познание»
Программа состоит из трех разделов : «Наши первые открытия», «Приборы-помощники» и «Метеоплощадка в детском саду».
Цели и задачи
Цель работы по программе «Юный метеоролог»: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- Формировать представления о четырех частях света;
- Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы.
- Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией метеоролога.
Актуальность
Что послужило основанием для создания программы «Юный метеоролог» и организации работы на метеоплощадке?
Наши дети все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.
Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Новизна
Желание создать Метеостанцию «Юный метеоролог», индивидуальный и практико-ориентированный облик территории нашего участка, разработать для детей вариативную программу экологического воспитания «Юный метеоролог» и организовать наблюдение за погодой на метеоплощадке для решения проблемы: Что такое погода, и от чего она зависит?
Краткое описание программы
Вариативная программа «Юный метеоролог» рассчитана на один год. Занятия проводятся с детьми периодичностью 1 раз в неделю, соответственно 36 занятия в течение учебного года. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед, путешествий по экологической тропе, дидактической игры, занятий на метеоплощадке, в экологической лаборатории, ручного труда по изготовлению приборов-помощников и т.д.
Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха.
- Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
- Снимают показания барометра.
- С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в дневник наблюдений за погодой.
- Выставляют показания на стенде-календаре.
- Делают прогноз погоды на текущий день. Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.
В конце каждого месяца под руководством педагога дети делают анализ погоды , отображая в диаграмме количество ясных, пасмурных, ветреных дней, количество осадков ит.д. (3)
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является формирование экологической компетентности дошкольников.
Поэтому организация занятий с детьми по программе «Юный метеоролог», наблюдений за погодой на метеоплощадке позволяют решить многие воспитательно – педагогические задачи, над которыми работает коллектив нашего детского сада:
Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.
Развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор детей.
Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.
Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность.
Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы
Содержание учебной дисциплины
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания детей. В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.
Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала опытно-экспериментальная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так, в ходе выполнения перспективного плана экологической программы «Юный метеоролог» осуществляются межпредметные связи с разделами образовательных областей: «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье».Так, при изучении темы «Народные приметы» происходит воспитание общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Бурятии;
Экскурсия на месную метеорологическую станцию служит задаче совершенствования качеств личности каждого ребенка и их дальнейшего развитие в целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации в быстро меняющихся условиях жизни;
Ручной труд при изготовлении флюгера на занятии способствует формированию опыта практической, познавательной, творческой и других видов детской деятельности, развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей каждого ребенка;
Запланированная экскурсия в лес, на речку совместно с родителями позволяет использовать потенциал семьи, среды дошкольной организации в целях развития и воспитания ребенка в духе общемировых и общенациональных ценностей.
Кроме этого мы проживаем в зоне резко-континентального климата. Погода в нашем меняется несколько раз в течение суток, поэтому важно для ребенка дошкольного возраста владеть навыками наблюдения за погодными условиями, а тем более уметь предсказывать погоду на ближайшее время. Таким образом, в данной вариативной программе учитывается национально-региональный компонент
Учебно-тематический план
Раздел 1: «Наши первые открытия»
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы»,
|
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие в «Планетарий» |
Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в лес, на речку |
Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Приборы-помощники
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Какие бывают термометры | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие в экологической лаборатории |
Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра | Занятие на метеоплощадке |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Раздел 3: «Метеоплощадка в детском саду»
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Кто дает прогноз погоды ? | Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений | Экскурсия на метеорологическую станцию |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Ожидаемые результаты
1 полугодие
Наши первые открытия: Формирование представлений о профессии гидрометеоролога, Знакомство со свойствами воздуха, воды. Знакомство с методами исследований, способами определения направления и скорости ветра.
Приборы-помощники: Формирование представлений о метеорологическом оборудовании. Знакомство с приборами помощниками- вертушкой, дождемером, термометром
Метеоплощадка в детском саду: Обучение умению наблюдать , различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Знакомство с народные приметы, по которым можно определить погоду.
Ожидаемые результаты:
знает свойства воздуха быть невидимым, не иметь формы, объема, свойства воды изменять цвет, переходить из одного агрегатного состояния в другое ( замерзание), умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать и называть сезонные изменения в природе осенью, знает народные приметы, по которым можно определить погоду.
2 полугодие
Наши первые открытия: Знакомство со свойствами снега, камней, песка и глины, методами исследований. Формирование представлений о электричестве, звуке, свете и тени. Знакомство с природными барометрами- растениями и животными, предсказывающими погоду.
Приборы-помощники: Знакомство с приборами помощниками — снегомер, барометр, компас, солнечные часы.
Метеоплощадка в детском саду: Формирование навыков определения направления и скорости ветра, наблюдения за облаками. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе зимой. Закрепление умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца.
Ожидаемые результаты:
знает свойства снега, камней, песка и глины, методы исследований, умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать, называть сезонные изменения в природе зимой, знает некоторые растения, по которым можно определить погоду, умеет заносить показания приборов помощников в календарь погоды.
Перспективный план кружка
Сентябрь
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть».
| Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.
| Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». Муз. сопровождение: И. Брамс «Колыбельная».
|
Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас».
| Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.
| Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.
|
Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».
| Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).
| Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).
|
Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».
| Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.
| Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».
|
Октябрь
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром.
| Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.
| Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу».
|
Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.
| Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик».
|
Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки.
| Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). |
Простейшие метеорологические приборы.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».
| Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).
|
Книжка – календарь; кроссворд «Осень».
|
Ноябрь
| ||
Формы работы, методические приемы |
Задачи |
Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». | Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. | Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
| Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».
|
Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.
| Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. |
Фото - выставка
|
Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».
| Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень».
|
Декабрь
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег». | Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.
| Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики». | Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.
| Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».
| Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).
| Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед».
|
Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.
| Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед».
|
Январь
| ||
Формы работы, методические приемы |
Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба».
|
Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.
|
Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».
|
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).
|
Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.
|
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).
|
Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.
|
Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).
|
Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».
|
Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.
|
Выставка детских работ.
|
Февраль
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.
|
Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.
|
Выставка: народные приметы в рисунках детей.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей».
|
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).
|
Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».
|
Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки».
|
Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).
|
Снежинки из разных материалов.
|
«Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».
|
Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.
|
Выставка детских работ на тему зима.
|
Март
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо».
| Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.
| Разработка памятки «Правила ЗОЖ».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако».
| Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.
|
Выставка «Такие разные облака».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник».
| Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».
| Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».
|
Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе».
| Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.
| Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса».
| Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.
| Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.
|
Апрель
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок».
|
Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.
|
Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.
|
Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка».
|
Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.
|
Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.
|
Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».
|
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».
|
Выставка рисунков на темы примет.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».
|
Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.
|
Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках |
Май
| ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды».
|
Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.
|
Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».
|
Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.
|
Продолжать знакомить с работой метеостанции.
|
Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка» Фотовыставка.
|
Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень».
|
Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».
|
Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).
|
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».
|
Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.
|
Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»
Воспитатель:Григорьева Н.И.
Название образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Росинка»
Пояснительная записка
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции.
Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.
Данная программа рассчитана на два учебных года для работы с детьми 4-6 лет, содержание программы реализуется через образовательную область «Познание»
Программа состоит из трех разделов : «Наши первые открытия», «Приборы-помощники» и «Метеоплощадка в детском саду».
Цели и задачи
Цель работы по программе «Юный метеоролог»: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- Формировать представления о четырех частях света;
- Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы.
- Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией метеоролога.
Актуальность
Что послужило основанием для создания программы «Юный метеоролог» и организации работы на метеоплощадке?
Наши дети все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.
Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Новизна
Желание создать Метеостанцию «Юный метеоролог», индивидуальный и практико-ориентированный облик территории нашего участка, разработать для детей вариативную программу экологического воспитания «Юный метеоролог» и организовать наблюдение за погодой на метеоплощадке для решения проблемы: Что такое погода, и от чего она зависит?
Краткое описание программы
Вариативная программа «Юный метеоролог» рассчитана на один год. Занятия проводятся с детьми периодичностью 1 раз в неделю, соответственно 36 занятия в течение учебного года. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед, путешествий по экологической тропе, дидактической игры, занятий на метеоплощадке, в экологической лаборатории, ручного труда по изготовлению приборов-помощников и т.д.
Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха.
- Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
- Снимают показания барометра.
- С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в дневник наблюдений за погодой.
- Выставляют показания на стенде-календаре.
- Делают прогноз погоды на текущий день. Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.
В конце каждого месяца под руководством педагога дети делают анализ погоды , отображая в диаграмме количество ясных, пасмурных, ветреных дней, количество осадков ит.д. (3)
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является формирование экологической компетентности дошкольников.
Поэтому организация занятий с детьми по программе «Юный метеоролог», наблюдений за погодой на метеоплощадке позволяют решить многие воспитательно – педагогические задачи, над которыми работает коллектив нашего детского сада:
Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.
Развивать умение определять погоду, составлять прогноз, используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять кругозор детей.
Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.
Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность.
Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы
Содержание учебной дисциплины
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания детей. В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.
Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала опытно-экспериментальная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так, в ходе выполнения перспективного плана экологической программы «Юный метеоролог» осуществляются межпредметные связи с разделами образовательных областей: «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье».Так, при изучении темы «Народные приметы» происходит воспитание общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Бурятии;
Экскурсия на месную метеорологическую станцию служит задаче совершенствования качеств личности каждого ребенка и их дальнейшего развитие в целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации в быстро меняющихся условиях жизни;
Ручной труд при изготовлении флюгера на занятии способствует формированию опыта практической, познавательной, творческой и других видов детской деятельности, развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей каждого ребенка;
Запланированная экскурсия в лес, на речку совместно с родителями позволяет использовать потенциал семьи, среды дошкольной организации в целях развития и воспитания ребенка в духе общемировых и общенациональных ценностей.
Кроме этого мы проживаем в зоне резко-континентального климата. Погода в нашем меняется несколько раз в течение суток, поэтому важно для ребенка дошкольного возраста владеть навыками наблюдения за погодными условиями, а тем более уметь предсказывать погоду на ближайшее время. Таким образом, в данной вариативной программе учитывается национально-региональный компонент
Учебно-тематический план
Раздел 1: «Наши первые открытия»
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», |
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие в «Планетарий» |
Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в лес, на речку |
Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Приборы-помощники
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Какие бывают термометры | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие в экологической лаборатории |
Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра | Занятие на метеоплощадке |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Раздел 3: «Метеоплощадка в детском саду»
Тема занятий | Цель | Форма проведения |
Кто дает прогноз погоды ? | Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений | Экскурсия на метеорологическую станцию |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Ожидаемые результаты
1 полугодие
Наши первые открытия: Формирование представлений о профессии гидрометеоролога, Знакомство со свойствами воздуха, воды. Знакомство с методами исследований, способами определения направления и скорости ветра.
Приборы-помощники: Формирование представлений о метеорологическом оборудовании. Знакомство с приборами помощниками- вертушкой, дождемером, термометром
Метеоплощадка в детском саду: Обучение умению наблюдать , различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Знакомство с народные приметы, по которым можно определить погоду.
Ожидаемые результаты:
знает свойства воздуха быть невидимым, не иметь формы, объема, свойства воды изменять цвет, переходить из одного агрегатного состояния в другое ( замерзание), умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать и называть сезонные изменения в природе осенью, знает народные приметы, по которым можно определить погоду.
2 полугодие
Наши первые открытия: Знакомство со свойствами снега, камней, песка и глины, методами исследований. Формирование представлений о электричестве, звуке, свете и тени. Знакомство с природными барометрами- растениями и животными, предсказывающими погоду.
Приборы-помощники: Знакомство с приборами помощниками — снегомер, барометр, компас, солнечные часы.
Метеоплощадка в детском саду: Формирование навыков определения направления и скорости ветра, наблюдения за облаками. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе зимой. Закрепление умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца.
Ожидаемые результаты:
знает свойства снега, камней, песка и глины, методы исследований, умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать, называть сезонные изменения в природе зимой, знает некоторые растения, по которым можно определить погоду, умеет заносить показания приборов помощников в календарь погоды.
Перспективный план кружка
Сентябрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть». | Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. | Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». Муз. сопровождение: И. Брамс «Колыбельная». |
Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас». | Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой. | Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели. |
Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу». | Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников). | Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама). |
Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка». | Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. | Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года». |
Октябрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром. | Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. | Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу». | Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. | Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик». |
Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки. | Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). | Простейшие метеорологические приборы. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». | Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). | Книжка – календарь; кроссворд «Осень». |
Ноябрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». | Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. | Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры). |
Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. | Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний». |
Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию. | Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. | Фото - выставка |
Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме». | Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень». |
Декабрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег». | Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. | Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики». | Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. | Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень». | Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). | Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед». | Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. | Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед». |
Январь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба». | Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия. | Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). | Народный календарь, модель года, дневник наблюдений. |
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй). | Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. | Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы). |
Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном». | Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. | Выставка детских работ. |
Февраль | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей. | Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. | Выставка: народные приметы в рисунках детей. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). | Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». |
Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки». | Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают). | Снежинки из разных материалов. |
«Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная». | Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам. | Выставка детских работ на тему зима. |
Март | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо». | Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. | Разработка памятки «Правила ЗОЖ». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако». | Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. | Выставка «Такие разные облака». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». | Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». |
Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе». | Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. | Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса». | Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность. | Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды. |
Апрель | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок». | Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. | Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула. |
Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка». | Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. | Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. |
Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». | Выставка рисунков на темы примет. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой». | Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. | Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках |
Май | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды». | Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю. | Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля». |
Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию. | Продолжать знакомить с работой метеостанции. | Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка» Фотовыставка. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». | Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»). |
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна». | Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. | Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Юные волшебники
Программа кружка «Юные волшебники» разработана с целью развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования. Способствует...
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...
Рабочая программа кружка «Юные пешеходы».
Рабочая программа кружка«Юные пешеходы». Для младшей группы ....
Рабочая программа кружка "Юный художник"
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...
Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Рабочая программа кружка "Юный пешеход".
Рабочая программа кружка "Юный пешеход"....