Организация сдоровьесберегающей среды в ДОО как средство реализации ФГОС.
консультация (средняя группа)

Маслова Людмила Юрьевна

Данный материал может быть полезен для воспитателей Детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

   Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Тревогу вызывает частота заболеваний детей, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества жизни. Вот почему проблема здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе стала для

современного общества приоритетной. [3:3]

     Эта проблема находит отражение во многих нормативно-правовых документах: Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», и других.

       Идея здоровьесбережения детей в воспитательно-образовательном процессе красной  нитью проходит через Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС).

     ФГОС обеспечивает формирование у детей знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. По мнению Н. Е. Веракса доктора психологических наук, основы здоровья ребенка прежде всего, закладывается в семье. Ведь ребенок значительную часть жизни проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования представлений детей о жизни.

        Дома родители создают ребенку благоприятные условия для жизни. Родители окружают свое чадо любовью и лаской, следят за соблюдением распорядка дня обеспечивают ребенку полноценное питание, проводят закаливающие мероприятия посредством прогулки на свежем воздухе. Но не все родители должным образом относятся к здоровью своего ребенка. Некоторым родителям не хватает для

этого времени. До семилетнего возраста дети посещают детский сад и проводят там

значительную часть времени. В связи с этим многие родители уверены, что задачи

здоровьесбережения должны решаться только в детском саду. Но успешное развитие ребенка возможно только при взаимодействии семьи и детского сада.

   Воспитатели уделяют значительное внимание созданию условий для сохранения

психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечения эмоционального благополучия, формирования здорового образа жизни детей,  организуя тем самым здоровье сберегающую среду в группе детского сада. Забота о здоровье детей это важнейший труд воспитателя.

    По мнению Е. А. Терпуговой педагога-психолога высшей квалификационной категории здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основ режим организации жизнедеятельности детей. [3:12]

   Хотелось бы представить вашему вниманию, пальчиковую гимнастику – как одну из составляющих технологий здоровьесберегающей среды.

      Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов»,

1__ Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга. Двигательная зона в головном мозге расположена очень близко к речевой.

    Вследствие этого учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев рук на развитие речи у малышей, а также памяти, внимания и мышления. Поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Пальчиковая гимнастика приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и

усиливает согласованную деятельность речевых зон, стимулируя развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Пальчиковые игры делают речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой.

5. Развивает память ребенка, воображение и фантазию.

7. Пальчиковая гимнастика формирует навыки письма. [1:4]

   Развитие речи, внимания, памяти, воображения способствует интеллектуальному

развитию ребенка.

     А какое влияние оказывает пальчиковая гимнастика на здоровье ребенка? Японские ученые считают, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

1.массаж большого пальца повышает активность мозга;

2.массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

3.массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

4.массаж безымянного пальца стимулирует печень;

5.массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает

психическое и нервное напряжение.

   Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.  Пальчиковые игры довольно просты в использовании, и играть с пальчиками можно не только в детском саду, но и дома.

   Работая с детьми младшего дошкольного возраста я часто в своей работе использую пальчиковые игры: утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, на занятиях, на физкультминутках, перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу, на прогулке в теплое время года, на досугах, праздниках, развлечениях. Для привлечения внимания родителей провожу индивидуальные консультации о значении пальчиковых игр, о том как правильно проводить такие игры дома.

   Ребятам играть с пальчиками очень нравится. Перед занятиями проведение этих игр способствует: концентрации внимания детей, повышению интереса к занятиям, созданию радостного настроя. Во время занятия проведение пальчиковой игры снимает у детей утомление, придает им силы и способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосфере.

                              Библиографический список

1.Борисова М. М. – Пальчиковые игры: играем с детьми дома. – «Дошкольник методика и практика обучения и воспитания» №8/2012

2.Веракса Н. Е. Из чего складывается здоровье ребенка. Современное дошкольное

образование теория и практика №3/2009

3.Ковалько В. И.: Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с.- (Педагогика. Психология. Управление.)

4.Современное Дошкольное Образование теория и практика №2/2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия создания развивающей игровой среды как средства реализации ФГОС в ДОО.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно – образовательного процесса, р...

«Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОО для всестороннего развития личности как средство реализации ФГОС ДО»

В связи с модернизацией системы образования, в России сейчас происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт подразумевает создание условий для индивидуа...

"Развивающая предметно-пространственная среда бассейна как средство реализации ФГОС ДО"

Целью моей разработки является создание условий для полноценного и гармоничного развития личности ребенка в образовательном учреждении и оказание посильной помощи родителям, особенно тем, кто воспитыв...

консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...

«Организация предметно-пространственной мотивирующей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС». План выступления на педсовете Злобиной У. Б

2-3 слайды ППР среда по ФГОС.›Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда должна быть:1.    Содержательно насыщенной:›- предметы- заместители (неоформле...