Проект "Деревья и кустарники" для детей 3-4 лет.
проект (младшая группа)

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:                         

На участке детского сада растут деревья и кустарники – дети не различают их.                                                                                                                                 

 Вывод: у детей недостаточно знаний об этих природных объектах, а так же отсутствуют знания о бережном и правильном отношении к ним.

Задачи проекта:                                                                                                                     

- формировать представления детей о деревьях и кустарниках, о разнообразии растительного мира.
- развивать познавательный интерес, наблюдательность.
- воспитывать бережное отношение к растительному миру природы.
- развивать координацию движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Для детей:                                                                                                                              

 - формировать у детей представление о деревьях и кустарниках
- учить детей различать деревья и кустарники
- учить детей рисовать и лепить деревья и кустарники

Для педагогов:                                                                                                                          

   - развивать у детей познавательный интерес
- учить детей наблюдать.
- воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

- сформировать представление детей о разнообразии растительного мира
- научить различать деревья и кустарники.

Для родителей:                                                                                                                        

  - помощь педагогам и детям в совместном сборе информации, в подготовке к итоговой Нод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_i_kustarniki.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Проект на тему: «Деревья и кустарники нашего участка»

Автор проекта: Акифьева Л.В.

Продолжительность проекта: 1 неделя (12.08.2019 – 16.08.2019)

Тип проекта: краткосрочный; групповой; позновательно-творческий проект

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители

Возраст детей: 4 года

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:                        На участке детского сада растут деревья и кустарники – дети не различают их.                                                                                                                                  Вывод: у детей недостаточно знаний об этих природных объектах, а так же отсутствуют знания о бережном и правильном отношении к ним.

Задачи проекта:                                                                                                                      - формировать представления детей о деревьях и кустарниках, о разнообразии растительного мира.
- развивать познавательный интерес, наблюдательность.
- воспитывать бережное отношение к растительному миру природы.
- развивать координацию движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Для детей:                                                                                                                               - формировать у детей представление о деревьях и кустарниках
- учить детей различать деревья и кустарники
- учить детей рисовать и лепить деревья и кустарники

Для педагогов:                                                                                                                             - развивать у детей познавательный интерес
- учить детей наблюдать.
- воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

- сформировать представление детей о разнообразии растительного мира
- научить различать деревья и кустарники.

Для родителей:                                                                                                                          - помощь педагогам и детям в совместном сборе информации, в подготовке к итоговой Нод.

Форма проведения итогового мероприятия:                                                         итоговая Нод, выставка рисунков и поделок.

Название игрового мероприятия:                                                                            занятие «Поможем Степашке различать деревья и кустарники», выставка рисунков и поделок «Дерево и куст»

Продукты проекта для педагогов:                                                                                                - методическая разработка проекта, конспектов Нод, бесед, игр.
- повышение педагогической грамотности.

Для детей:                                                                                                                             - художественное творчество: рисование  «Дерево», «Куст»; поделка из пластилина «Дерево»

Для родителей:                                                                                                                             - беседы, консультации, рекомендации.
- самовыражение в процессе подготовки проведения итогового мероприятия.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:                                                                                                                                          - умение различать дерево и куст
- умение рисовать дерево и куст, лепить дерево
- иметь представление о деревьях и кустарниках
- желание бережно относиться к окружающему миру

Для педагогов:                                                                                                                    - привить детям желание бережно относиться к окружающему миру
- научить детей различать деревья и кустарники
- дать детям представление о разнообразии растительного мира
- развить в детях познавательный интерес, любопытство, наблюдательность

Для родителей:                                                                                                                       - оказать посильную помощь педагогам в сборе информации и подборке материалов.

Этапы реализации проекта «Деревья и кустарники нашего участка»

Подготовительный (Организационный):

- Подбор методического и дидактического материала.

- Разработка конспектов Нод.

- Разработка консультации для родителей.

- Наблюдение на прогулках за деревьями и кустарниками.
- Вопросы по теме к воспитателям и родителям.

- Совместная с детьми подборка стихотворений, иллюстраций, фотографий с изображениями деревьев, кустарников.
- Прогулки-наблюдения, беседы с детьми.

Основной (Практический):

- Беседа «Деревья и кустарники на участке нашего детского сада».
- Проведение Нод по рисованию и лепке.

- Организация дидактических и подвижных игр.

- Чтение художественной литературы.

- Участие в дидактических и подвижных играх
- Участие в Нод по худ-эст.развитию и речевому развитию (худ.лит-ра)

- Участие в прогулках

- Участие в досуге детей и беседах

- Прогулки с детьми по участку ДОУ с привлечением внимания к деревьям и кустам

Заключительный этап:

- Оформление и презентация выставки детских работ на тему «Дерево и куст»
- Проведение итоговой Нод «Поможем Степашке различать деревья и кустарники».

- Участие в выставке рисунков и поделок.

- Обмен эмоциями личных наблюдений.

- Помощь в оформлении выставки детских работ.

Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектной деятельностью (содержание работы в ходе проектной деятельности)

- Беседа на тему «Деревья и кустарники на участке нашего детского сада»
- Нод  лепка «Дерево»; рисование «Дерево», «Куст».

- Д/и «Найди, о чем рассказываю», «Как сажают деревья»
- Труд на участке «Собираем веточки»

- Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке
- физминутка «Сам отправился я в лес»

- Чтение художественной литературы: р.н.с. «Маша и медведь», «Сказка про деревья», стихотворения про лес.                                                                                        - П/и «Ножки», «Прыг да скок», «Деревья проснулись»

- Итоговая Нод «Поможем Степашке различать деревья и кустарники»

Список использованной литературы:

  1. В.А.Деркунская, «Проектная деятельность дошкольников», М.,2013
  2. Л.П.Молдова, «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 2001
  3. Е.В.Михеева, «Современные технологии обучения дошкольников», Волгоград, 2013
  4. Н.А.Кочкина, «Метод проектов в дошкольном образовании», М., 2012
  5. С.Н.Николаева, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.,2002
  6. С.Н.Николаева, «Как приобщить ребенка к природе», М., 1993
  7. М.В.Лучич, «Детям о природе», М., 1973
  8. Л.Н.Прохорова, «Экологическое воспитание дошкольников»
  9. Л.М.Маневцова, «Мир природы и ребенок»



Конспект Нод-беседы «Деревья и кустарники на участке нашего детского сада»


Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам.

Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о кустарниках и деревьях.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.


Предварительная работа:

- Наблюдение за кустами и деревьями на участке детского сада.

- Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

- Труд на участке детского сада.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям виртуально прогуляться по участку детского сада. Дети под музыку рассматривают иллюстрации с изображением участка. Педагог предлагает детям рассказать о своих впечатлениях о прогулке среди деревьев и кустарников.

Педагог обращает внимание детей на пустую картину:

- На нашем участке нет ни деревьев, ни кустарников. Ребята, нравится вам эта картина?

- Нет.

- Почему?

- На ней пусто, нет деревьев.

Педагог ставит перед детьми игровую задачу:

- Сегодня нам с вами предстоит посадить деревья и кусты около детского сада. На столе вы найдёте части деревьев и кустарников. Для каждого вашего дерева и кустарника на картине найдётся место.

Детям предоставляются наборы разрезанных частей деревьев и кустарников.

Дети получают задания:

- Вспомнить строение дерева и кустарника.

- Выбрать из предложенного материала то, что является частью дерева или кустарника.

- Собрать из частей целое дерево или кустарник, вспомнить название и посадить в лесу.

- Найти 3 признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. ( Дерево от кустарника отличают, как правило, потрём признакам: а) по высоте; б) по толщине ствола; в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника – несколько).

- Выбрать самый главный из отличительных признаков и рассказать о своём растении.

Каждый ребёнок выбирает, что ему нужно, а затем собирает растение, вспоминает название и сажает на участке.

В процессе общей работы получается красивая картина с изображением деревьев и кустарников на участке.

Дети рассказывают о своём растении.

В конце подводиться итог.


Конспект Нод (лепка)  «Дерево»

Программное содержание: - учить детей создавать образ дерева средством пластилинографии;

- закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов,

- воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Материалы: пластилин, плотный картон, доска для лепки, салфетки для рук, карточки с изображением деревьев.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям иллюстрацию дерева.

«Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!»

(К.И.Чуковский)

Выполнение работы:

Отщипнуть небольшой кусочек пластилина и скатать колбаску. Колбаску положить на лист картона посередине и слегка прижать к основе – сплющить. Получился ствол дерева. Далее скатать более короткие колбаски, разместить их одним концом к стволу, а другим по диагонали. Так же прижать к листу картона. Выполнить подобную операцию несколько раз. Получились ветки.

По окончании работы воспитатель выставляет работы. Ах, какие у нас получились чудо-деревья! Получился целый сад. Давайте погуляем в нашем саду.

Становитесь в хоровод,

Будем веселиться.

Будем вместе все в кругу

Весело кружиться.


Конспект Нод по рисованию  «Дерево»

Программное содержание:

- Закреплять умение изображать знакомые предметы, учить располагать изображение на листе бумаги по центру,

- Учить правильным приемам рисования краской и кистью. Учить передавать в рисунке образ дерева.

- Учить рисовать ствол с расходящимися ветками.

- Учить вписывать рисунок в лист.

Подготовка к занятию:

- На прогулке рассматривать деревья, обращать внимание на их строение, подчеркнуть, что на участке растет много деревьев.

Материал для занятия:

- Половина альбомного листа, кисти, краски, карточки с изображением деревьев.

Методика проведения занятия.

Воспитатель прикалывает к доске большой лист белой бумаги и говорит, что дети будут рисовать лес: «Нарисуйте каждый по дереву. Потом мы сложим все ваши рисунки и у нас получится лес».

Воспитатель помогает вспомнить различные деревья, их строение, предлагает детям движением рук показать, как расположены ствол и ветки.

Если детей немного, можно посадить их полукругом около доски, вызывать по одному — по два к доске и предлагать сразу рисовать на большом листе. Если детей много, нужно посадить их как обычно и дать каждому по небольшому листу бумаги, на котором он будет рисовать дерево.

Постепенно (по одному или по два) вызывать детей к доске. В процессе занятия следить за тем, как рисуют дети, учить правильно держать кисть, пользоваться краской, красиво размещать изображение на листе бумаги.

В заключение занятия вместе со всеми детьми посмотреть, какую большую картину они нарисовали, какой красивый лес.

Конспект Нод по рисованию «Куст»

Программное содержание:

 Передать в рисунке особенности формы кустов, их относительную величину и расположение. Учить красиво располагать изображения на листе бумаги, правильно пользоваться кистью и красками.

Подготовка к занятию:

Гуляя с детьми на участке, обратить внимание на кустарники, на их строение, расположение веток. Обратить внимание на отличие от деревьев.

Материал для занятия: листы серо-голубой бумаги; краски: черную или темно-коричневую; кисти среднего размера.

Методика проведения занятия:

Сказать, что дети будут рисовать участок детского сада. Спросить, что видели они на участке во время прогулки. Подчеркнуть, как красивы маленькие кустики. После того как все основное будет перечислено (если надо, и подсказано воспитателем), вызвать одного ребенка, чтобы он показал всем, как рисовать куст. Если показ окажется неудачным, вызвать второго.

Спросить, все ли теперь сумеют хорошо нарисовать куст. Предоставить детям возможность рисовать самостоятельно. Подойти к затрудняющимся, напомнить, сделать движения рукой в направлении ветвей, показать удачный рисунок кого-либо.

Законченные рисунки (они могут быть и не раскрашенными или немного подцвеченными) поставить на стенд. Вспомнить с детьми, что ранее они рисовали деревья. Обратить внимание детей на различие в изображенных предметах, на их относительную величину, на различное строение деревьев и кустов.


Консультация для родителей  «Учимся гулять и наблюдать»


Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни — их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка — это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы — живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года — во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Следует отметить, что полноценное общение с природой насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это — ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.

Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слова, а тем более пространную речь взрослого. Слова:— это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образ. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природным явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка — предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить — ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации. В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухою песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок — сыпучий. Зато им можно «рисовать»: набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.

Дома поясните ребенку: песок образовался от трения больших камней друг о друга, все песчинки неровные, имеют разную форму, окраску, некоторые блестят. Если ребенок проявит интерес, расскажите ему, как песок используют в строительстве, для изготовления стекла, покажите на глобусе или карте песчаные пустыни, расскажите, какие там растут растения, какие живут животные, как те и другие приспособлены к жизни в трудных условиях пустыни.

Не меньший интерес вызывают у детей камни — малыши любят их собирать, носить в карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите его внимание на свойства камней — твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни. Если представится возможность, предложите ребенку сравнить речные и морские камни (ощупать, погладить) объясните ребенку, почему морские камни, в отличие от речных, ровные, круглые, гладкие. На морском берегу ребенок по заданию взрослого с удовольствием будет отыскивать белые или черные, длинные или круглые камни, бросать в воду и слушать, как могучая волна с гулом перемещает их то на берег, то в море.

Жизнь растений и животных подчинена сезонным изменениям природы, которые зависят от значительных колебаний солнечного света и температуры. Все живое хорошо приспособлено к этим изменениям, а потому имеет разные необычные формы и проявления жизнедеятельности, которые, конечно, могут заинтересовать ребенка, если взрослый обратит на них его внимание, даст небольшие пояснения.

Разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковер на зеленой траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Еще интереснее собирать и рассматривать листья: багряные — у клена, калины и рябины, ярко-желтые — у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелеными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги или старого журнала и засушить, чтобы йогом сделать гербарий или панно.

Во время прогулки взрослый может поиграть с ребенком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников: «Я буду тебе показывать лист, говорить слова, а ты должен быстренько найти, с какого дерева или куста упал этот лист, подбежать к нему, сказать его название. Если ты сделаешь все правильно, получишь награду (желудь, шишку, носик клена, кисточку рябины)». Взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три — под это дерево беги!» Или: «Раз, два, три — куст с такими листьями найди!»

Игра будет проходить веселей, если в ней примут участие 2—3 ребенка.

Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они еще летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребенком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелем, снующими муравьями. Можно сказать ребенку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребенку поискать жуков, комаров, мух. Может ребенок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают — прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в теплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.

В осеннем лесу, если вы взяли ребенка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребенка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зеленых елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.

Следует привлечь внимание ребенка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу в это время года. Рассмотрите вместе красивое плетение на кустах и объясните: паук — хищник, он плетет паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми он питается.

В лесу в первой половике осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.


Конспект итоговой Нод
«Поможем Степашке различать деревья и кустарники»

Организационный момент:

В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Подвижная игра:

Ножки-ножки бежали по дорожке. (бегут на носочках друг за другом)
Бежали лесочком, прыгали по кочкам. 
Прыг-скок, прыг-скок. 
(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

Ход занятия:

(Оказались на полянке, где стоят модели куста и дерева, между ними сиди игрушечный зайка – Степашка)

Воспитатель рассказывает детям, что дом у Степашки – под кустиком, но он не может различить дерево и куст.

- Научим Степашку узнавать, где куст, а где дерево?

- Да!

- А помогут нам в этом рисунки деток, которые мы заранее нарисовали. На одних рисунках изображены деревья, а на других – кустики. Садись, Степашка, поудобнее и слушай, что ребята тебе расскажут! Итак, сколько стволов у дерева?

- Один!

- Сколько стволов у куста?

- Много!

- Дерево высокое или низкое?

- Высокое!

- А куст высокий или низкий?

- Низкий!

- У дерева толстый или тонкий ствол?

- Толстый!

- А у куста толстые стволы или тоненькие?

- Тонкие!

- Что нужно дереву, чтобы жить и расти?

Дети называют землю, солнце, воду.

- А что нужно кустику, чтобы жить и расти?

Дети перечисляют все тоже самое.

- А теперь, Степашка, послушай, что расскажут тебе наши ребята о деревьях и кустах!

Дети составляют небольшой рассказ по алгоритму.

- Вот теперь, Степашка, ты знаешь, где дерево, а где кустик, и не запутаешься, где твой дом. Отнесите, ребята, Степашку в его домик под кустом.

Игра «Прыг да скок»:

Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка - 
Серый бок. 
(дети прыгают на двух ногах в разных направлениях) 
Летом – серенький,
Зимой – беленький. 
(прыгают вокруг себя)
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык. 
(прыгают в разных направлениях) 
Под кусточком присел.
Схорониться захотел. 
(дети приседают).

Игра «Деревья проснулись»:

Семечко спало и вдруг проснулось. (дети сидят на корточках, ладошки закрыты)
Солнышко его пригрело, больше спать семечко не захотело. 
(ладошки открыли)
Позову на помощь дождик.
Дождик, дождик, посильней,
Деревцо ты нам полей! 
(побрызгать в ладошки водой, дети встают – вырастают)

Итог:

- О чем мы сегодня говорили с вами, ребята?

- О деревьях и кустах!

- Когда вы вечером пойдете домой, то обязательно посмотрите, что растет у вашего дома: кусты или деревья? А завтра расскажите нам.

- Хорошо!

Конспект физкультминутки  «Сам отправился в лес…»

Физкультминутку можно устроить во время самостоятельной игровой деятельности в группе. Собираем детей в кружок и просим повторять действия за воспитателем:

Сам отправился я в лес. (шаги на месте)
Сам на березу залез. 
(перебираем руками)
Сам схватился за ветку. 
(хватательные движения)
Сам оцарапал коленки. 
(погладить коленки)
Сам свалился с березы. 
(присесть на корточки)
Сами закапали слезы. 
(движение будто собираем слезы из глаз)
Сам свои слезы вытер. 
(протереть глаза)
Никто ничего не видел! 
(развести руками и закрыть ими лицо)


Конспект дидактических игр

  1. Дидактическая игра для детей 3-5 лет по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.

«Найди, о чем расскажу»:

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: поиск предмета по описанию.

Правило: бежать к узнанному дереву или кусту можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры:
Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево или кустарник: величину и окраску ствола, форму и размер листьев. Затем он просит детей угадать, что это за природный объект – дерево или куст? Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

  1. Дидактическая игра для детей 3-5 лет по ознакомлению детей с посадкой деревьев и кустарников.

«Как сажают деревья»:

Задача: объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений. Дать малышам простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.

Содержание и методика. Воспитатель рассказывает детям, как важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растёт много зелёных друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы и детский сад. Зелёные насаждения нужно поливать, пока они окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.

Педагог спрашивает у детей:

— Кто видел, как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами?

После ответов на вопросы с детьми можно поиграть.

Для игры нужно разложить разные игрушки, в том числе и те, которые при посадке деревьев не используют, например ложки, кубики, куклы и пр. Предложите детям выбрать то, что необходимо для посадки деревьев. Хорошо, если дети не только правильно назовут необходимый инструмент, но и смогут ответить на вопрос: «Для чего сажают деревья?»

Перед занятием можно выучить простую песенку, чтобы спеть ее после игры:

Посадили деревце
У себя во дворе.
Пусть растёт зелёное,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Дало тень, дало тень.

М. Авдеева


Конспект Нод по речевому развитию                                                                «Чтение художественной литературы»

Задачи:

1.Знакомство с содержанием сказок и стихотворений.

2.Развитие навыков связной речи, памяти и логического мышления.

3.Развитие познавательных интересов

Ход занятия:

  1. Воспитатель читает стихотворения, в которых упоминаются деревья:

Над деревьями взлетает

Голубей большая стая.

Зайчик думает, что тучи

Над деревьями летят,

И бежит под дуб могучий,

Чтоб укрыться от дождя.

(Б. Лема)

В лесу

Мы с мамой грибы

Собираем вдвоем.

Подарки лесные

В корзинку кладем.

Деревья над нами

Тихонько шумят,

О чем-то своем

Меж собой говорят.

(В. Кудлачев)

2) Воспитатель читает сказки и отрывки из сказок с упоминанием деревьев:

«Жадная старуха» (р.н.с.):
«Жил старик со старухой. Пошел в лес дрова рубить, сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: — Не руби меня мужичок! Что тебе надо, все сделаю!»

«Маша и Медведь» (р.н.с.):
«Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.»
«Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!»

Сказка про деревья:
«
Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:

- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!

- Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.

- Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.

- И я тоже, - поддержала березу Ель.

- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложили Яблоня.

- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:

- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя!                     Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась.               А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!

- Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.

- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.

- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.

И они заплакали.

- Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.

А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.

Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни» (Шакирова Элеонора)

  1. Коммуникация: беседа по прочитанным произведениям:
  • Что мы читали? (сказки, стихи)
  • О чем были эти сказки и стихотворения? (о лесе, деревьях)
  • Вам понравились произведения? Что именно вам понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...