Родительское собрание
материал (младшая группа)

Гареева Дина Камилевна

Родительское собрание " Воспитание самостоятельности у детей младшей группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_raspechatat_mladshaya_gruppa.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание " Воспитание самостоятельности у детей младшей группы"

План родительского собрания:

1. Вступление.

2. дискуссия.

3. Мнение педагога (родитель).

4. А теперь отдохнем небольшую разминку проведем.

5. Острое блюдо.

6. И в заключении.

7. Решение родительского собрания.

     1. Вступление. Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском собрании, темой которого будет «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития. Концепция дошкольного образования положила начало реформам дошкольного образования. В законе РФ «об Образовании» ст. 18 п. 1 подчеркивается, что родители являются первыми педагогами. Они должны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам! »

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете (вопрос к родителям)

Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред.

     2. дискуссия. Проводится дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным»?

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детей младшей группы!

- мыть руки,засучивая рукава.

- мыть лицо, не разбрызгивая воду.

- правильно пользоваться мылом.

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

-одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- замечать не порядок в одежде и самостоятельно устронять его или обращаться за помощью к взрослому.

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- правильно рользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

 Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обувь и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходими правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не следует делать за ребенка того, что он может сделать сам» Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, мешают выработке у него полезных навыков, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи.

    3. Мнение педагога(выступление родителя).Кризис трех лет. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указание взрослого, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире…

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться.

По приказу – умываться,

По приказу – одеваться,

Рано заправлять кровать.

По команде – есть садиться,

По заданию – учиться.

По режиму – спать ложиться,

По будильнику – вставать

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему.

Де-мо-би-ли-за-ция!

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобным проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

Родители делятся опытом

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резинок для волос, постоянное и удобное место для полотенца. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимые в процессе одевания, умывания, приема пищи.

     4. А теперь отдохнем небольшую разминку проведем.

Эстафета для родителей «продолжи фразу». На столе в каждой команде лежит ромашка, нужно сорвать каждому лепесток и закончить фразу.

1 команда. «Меня радует в ребенке… .»

- "самостоятельный ребенок это хорошо потому что...."

- "при воспитании в ребенке самостоятельности нельзя...."

- " моего ребенка ни за что не заставишь...."

- "я не ожидал, что у моего ребенка самостоятельно получится..."

-" мы с моим ребенком вместе можем...."

-" чтобы сделать ребенка самостоятельным нужно...."

-" мое утро с ребенком начинается..."

- "мой ребенок сегодня сам..."

- "для меня самостоятельность моего ребенка..."

2 команда «Мой ребенок старается самостоятельно…. »

- "моему ребенку не нравится самому..."

-" в воспитании самостоятельности в ребенке недопустимо...."

- " я воспитываю в ребенке привычку самостоятельно...."

- "моему ребенку запрещается самому...."

- " моему ребенку требуется помощь в случаях..."

-" мой ребенок старается самостоятельно....."

- "моему ребенку доставляет удовольствие самому....".

      5 Острое блюдо.

А сейчас мы разыграем несколько ситуаций, а вам нужно будет внимательно понаблюдать и потом будем отвечать на вопросы.

1 ситуация «Илюша (3года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам! »

Мать отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы к родителям:

1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте?

2. Как вы думаете почему она так поступила?

3. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

4. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

5. Что ваш ребенок делает сам?

2 ситуация «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «не хочу, не умею»

Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный! », «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика.

Вопросы к родителям:

1. Чем обусловлена беспомощность Алеши? Какую оценку вы дадите взрослым?

2. Можно ли такими методами воспитывать у ребенка самостоятельность?

    6. И в заключении (родители делятся опытом из семьи).

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Вес виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.

    7. Решение родительского собрания.

• Создать для ребенка необходимые условия для развития самостоятельности

• Не ругать ребенка если у него что то не получается

• Относиться к ребенку, как ко взрослому члену семь, проявлять к нему терпимость.

И хотелось каждому раздать памятки небольшие.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...