Воспитатель года -2017
материал

Ошуркова Марина Сергеевна

Опыт работы «Использование здоровьсберегающих технологии в дошкольном образовании» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд№1

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

С ним ничего не страшно, никакие

испытания. Его потерять – значит

потерять все, без него нет свободы,

нет независимости, человек становится

рабом окружающих людей и обстановки;

оно – высшее и необходимое благо, а

между тем удержать его так трудно.

 В. Вересаев

Слайд№2

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней.

Из материалов Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья на сегодняшний день не более 14% детей рождаются физиологически зрелыми, соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни. Из детей, пришедших в 1-й класс, 25-35% имеют физические недостатки или хронические заболевания. Прогнозируется, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.

Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадывали бы из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и заболели ли бы немыслимо чем. Нет. Детям совершенно, так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Слайд№3

Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Анализ пропусков воспитанников нашей дошкольной группы за II полугодие 2015-16 учебного года показал, что пропуски по болезни составляет – 41%. Самый высокий процент пропусков по болезни составил в марте и мае.

Данные медицинского обследования позволяют составить четкую картину состояния здоровья детей нашей группы - в группу поступают в основном дети со второй группой здоровья.

Слайд№4

Ни одна, даже самая лучшая образовательная, либо оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.   Семья является носителем важнейшей информации о состоянии культуры здоровья в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Среди родителей было проведено анкетирование «Здоровый образ жизни», цель : выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что большинство родителей заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом, но они недостаточно знают физические показатели, по которым можно определить, правильно ли развивается их ребенок.

 У 80 %   детей, посещающих нашу дошкольную группу в выходные, праздничные и каникулярные дни не поддерживается режим дня (отсутствует дневной сон из-за более позднего подъема или позднего отбоя)

68% родителей не занимаются физической культурой и не уделяют должного внимания спорту

52% опрошенных родителей имеют недостаточную информацию по укреплению здоровья ребенка

74% родителей, здоровье рассматривают только как отсутствие заболеваний. Совершенно не учитывая взаимосвязи, всех составляющих здоровья – физического, психического, социального.

Таким образом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и научим ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.

Слайд№5

На основе анализа приведенных выше показателей в нашей дошкольной группе возникла необходимость систематизировать работу по оздоровлению воспитанников.

 С сентября 2016 года в нашей группе работает программа «Азбука здоровья»

Программа рассчитана на 2016/17 учебный год.

 Участвуют в программе: воспитатели, дети (5-7 лет) и родители.

Цель: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения детей.

Слайд№6

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
  2. Обучать воспитанников ЗУиН поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
  3. Повысить педагогическую компетенцию педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности.
  4. Ориентировать родителей на воспитание здорового ребенка.

Ожидаемый результат:

  1. Сформированные навыки ЗОЖ у дошкольников и изменения отношения к своему здоровью
  2. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
  3. Освоение педагогами инновационных технологий по оздоровления детей
  4. Установление партнерских отношений с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

Слайд№7

Программа «Азбука здоровья» состоит из 3 модулей (работа с детьми, работа педагогов, работа с родителями).

Слайд№8

В работе с детьми были выделены 4 направления по представлению детей о здоровье:

-здоровый человек;

-организм человека;

-безопасное поведение человека;

-человек и другие люди

Составлен комплексно- тематический план состоящий из разнообразных видов физкультурно-оздоровительных мероприятий, познавательной и игровой деятельности, направленной на формирование навыков ЗОЖ. Собрана подборка художественной литературы, сюжетно-ролевых и дидактических игр по данной тематике.

Слайд№12

Модуль – «Работа с педагогами»

- это изучение проблемы в научно-методической литературе

-выявление и обобщение передового опыта

-совершенствование предметно-развивающей среды

- разработка инструментария и критерий по выявлению уровня сформированности ЗОЖ у воспитанников

Слайд№13

Модуль – «Работа с родителями»

-собрания и консультации по проблеме

- оформление информационного Уголка Здоровья. Это наглядная информация, красочно оформление папки передвижки. В них содержится информация на темы – «Профилактика плоскостопия», «Движение жизнь», «Особенности физического развития дошкольника» и т.д.

- приобщать к участию в досуговых и спортивных мероприятиях (уже традицией стало «День здоровья в осеннем лесу» совместно родители и дети, праздник к 23 февраля «Эстафеты для самых смелых»)

Слайд№14

Результат оформление фотовыставки «Мы дружим со спортом!»

На начальном этапе при разработке инструментария была поставлена цель: изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Для решения обозначенной цели и задач, представленных на слайде, использовался комплекс диагностических методов: беседы, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение.

Диагностические задачи

Методы диагностики

Изучить особенности представлений старших дошкольников о здоровье, ЗУиН, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие»

- беседы;

-диагностические игровые задания;

-проблемные ситуации;

-наблюдение;

К решению цели и задач выделены критерии оценки:

- наличие ответов на вопросы и решений, предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

-адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения);

-полнота и глубина знаний и решений;

-перенос имеющихся знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

-активность дошкольника в ходе беседы, интерес к её содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный – 4 бала: ребёнок уверенно владеет содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.

Высокий- 3 бала: ребёнок владеет содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым и с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.

Средний- 2 бала: ребенок отчасти владеет содержанием беседы, отвечает с наводящими вопросами.

Низкий- 1 бал: ребенок слабо владеет содержанием беседы, активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору.

На следующем этапе была проведена диагностика, которая состояла из 4 разделов:                                                                            -раздел 1 «Здоровый человек»                                                        Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.                                                                                     -раздел 2 «Человеческий организм»                                                Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.                                                                                                  -раздел 3 «Безопасный мир»                                                                          Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.                                                                  -раздел 4 «Я и другие люди»                                                                   Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.                                    

Хочу отметить, что на сегодня нет готовых диагностик, позволяющих решить поставленную цель, и вся моя работа по изучению проблем здоровье сбережения дошкольников строилась на основе опыта работы ГДОУ «Радуга» г. Санкт-Петербурга, описанного в учебном пособии Дергунской В.А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников».

Анализ полученных данных показал, что уровень знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по всем 4 направлениям на начало учебного года характеризуется в большинстве случаев как низкий и составил в среднем 1,3 бала. В конце учебного года на среднем уровне и составил 2,6 бала. Как видно из диаграммы лучше сформированы у дошкольников представления по 2 разделу «Человеческий организм», чуть слабее по 1 разделу «Здоровый человек». Динамика роста в среднем по всем разделам за учебный год составила 1,3 бала.

Быть здоровым, по мнению большинства опрашиваемых дошкольников - это прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить к доктору, а также быть веселым, радостным и умным.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Конспект занятия по теме:

«В здоровом теле – здоровый дух»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ошуркова Марина Сергеевна,

                воспитатель дошкольной группы

                муниципального бюджетного

                образовательного учреждения

                                                                       «Чехломеевская основная школа»

2016 г.

Основная образовательная область: «Познание»

Интеграция: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Цель: воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

образовательные:

-  формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

- закреплять знания о средствах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

- прививать потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом;

- формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины.

развивающие:

- развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;

- развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность; речь.

воспитательные:

воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование: проектор, компьютер, меловая крошка, тазик, кувшин с водой, жидкое мыло, бумажные полотенца, 2 корзинки с условными обозначениями, мело, шампунь, полотенце, расческа, мочалка, зубная паста, зубная щетка, носовой платок.

Ход занятия

В: Здравствуйте ребята!

Д:

В: Знаете, а вы ведь сейчас не просто поздоровались, вы подарили мне частичку здоровья, потому что слово «здравствуйте» обозначает «желаю здоровья».

В: Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взяться за руки, улыбнуться другу справа, улыбнуться другу слева и пожелать здоровья. Молодцы занимайте свои места.

В: Ребята, а что значит быть здоровым?

Д:

В: Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это соблюдение правил личной гигиены.

В: Ребята, обратите внимание на экран.

Посмотрите на этих двух мальчиков.  Чем они отличаются друг от друга? (Один мальчик чистый, умытый, аккуратный и опрятный, а другой неумытый, с грязным лицом и грязными руками.)

В: Какой мальчик вам понравился больше?

Д:

В: А почему он вам понравился больше?

Д:

В: Чтобы человек выглядел чистым, опрятным и аккуратным ему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

-Какие правила личной гигиены мы с вами соблюдаем дома и в детском саду?

Д:

В: Главная задача этих процедур – смыть микробы с нашей кожи.

- Давайте посмотрим, что случится, если хотя бы один человек не вымоет руки после прогулки?

Д:

В: Сейчас мы с вами поиграем.

Опыт «Грязные руки»

Приглашаю самого смелого ребенка, который будет ведущим. Обсыпаю его руки меловой крошкой и сообщаю, что мел изображает невидимых микробов. Все представят, что незнакомы друг с другом и должны перезнакомиться и поздороваться друг с другом за руку.

- А, сейчас давайте посмотрим на свои руки, они почти у всех перепачканы мелом.

Давайте сделаем вывод:  

В: А, что сейчас нам с вами нужно сделать? (Вымыть руки с мылом)

В: Ребята, а что нам помогло смыть наших условных микробов?

Д:(мыло, вода)

В: Каких еще помощников вы знаете, для того, чтобы быть чистыми?

Д:

В: А, каких помощников вы знаете, для того, чтобы быть красивыми и опрятными?

Д:

В: Посмотрите сколько у нас помощников для того, чтобы мы с вами были чистыми, аккуратными и красивыми.

В: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по корзинкам»

1 корзинка – предмете гигиены, которыми могут пользоваться члены всей семьи.

2 корзинка – предметы гигиены, которыми можешь пользоваться только индивидуально только ты один.

В: Предлагаю обсудить ваш выбор.

В: Молодцы! С заданием справились.

В: И мы с вами отправляемся на следующий лучик нашего здоровья – Физкультуры и спорта.

В: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят людям занятия спортом и физкультурой? (укрепляют мышцы, закаляют организм, дарит нам хорошее, бодрое настроение, прогоняют сон)

В: Правильно ребята, если человек будет заниматься спортом, он будет здоровым. Нужно обязательно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, чаще играть в подвижные игры.

- Подумайте пожалуйста, какими бывают дети которые не любят делать зарядку не любят физкультуру? (да, ребята, они слабые, часто болеет, быстро устают)

В: Что-то мы с вами засиделись, давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «»

В: Молодцы! Занимайте свои места.

В: Ребята мы с вами выяснили, для того чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены, заниматься спортом, а еще нужно правильно питаться. И следующим лучиком нашего здоровья будет- Полезная еда.

В: Подумайте и назовите, какие продуты вы считаете кушать полезно?

Д:

В: А какие вредно?

Д:

В: Правильно ребята полезнее всего это фрукты и овощи, в них содержится много витаминов. По-вашему, мнению для чего нужны витамины?

Д: (чтобы укреплять наш организм, чтобы здоровье было крепким, организму легче бороться с болезнями)

В: Ребята, а кто знает какие бывают витамины?

Д:

В: Витамины бывают разные, но самые главные для нашего организма это витамин А, витамин В, витамин С.

Витамин А помогает нашему организму расти и улучшает зрение. Большое количество его содержится он в сырой морковке, чернике, сливочном масле, яйцах.

Совет: Помни истину простую

            Лучше видит только тот,

             Кто жуёт морковь сырую

             Или сок черничный пьёт.

Витамин В помогает работе нашего сердца и улучшает настроение. Его много содержится в мясе, молоке, орехах, черном хлебе, разных кашах.

Совет: Очень важно спозаранку

            Есть за завтраком овсянку

            Черный хлеб полезен нам,

             И не только по утрам.

Витамин С укрепляет наш организм, помогает бороться с простудой. Много его содержится в смородине, апельсинах и лимоне.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

В: игра «Совершенно верно»

 Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных продуктах, дети все вместе говорят: «Правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.

* Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

* Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

* Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мёд и виноград.

* Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.

И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.

* Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, и с болезнями не знайся.

В: Молодцы, вы справились с заданием.

В: Посмотрите, солнышко нам улыбается, радуется за нас. Давайте повторим все правила которые нужно выполнять, чтобы быть красивыми, аккуратными, здоровыми.

Д: Выполнять правила гигиены, заниматься спортом, кушать больше овощей и фруктов.

В: На прощание мне хочется пожелать вам: «Будьте здоровы!» А вы пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта на "Воспитатель года 2017"

презентация опыта на Воспитатель года 2017...

Воспитатель года 2017

Эссе "Я-воспитатель"...

Информация для участия в конкурсе "Воспитатель года 2017"

Эссе наконкурс "Воспитатель года-2017"Информацционная карта участника конкурса "Воспитатель года 2017"...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Документация на муниципальный конкурс г. Новозыбкова "Воспитатель года - 2017"

Документация на муниципальный конкурс г. Новозыбкова "Воспитатель года - 2017"...